Все записи
14:39  /  15.11.17

1041просмотр

Честный бизнес: кто кого..?

+T -
Поделиться:

Популярно писать про офисные лайф-хаки: как сэкономить на канцтоварах, урвать корпоративный абонемент в фитнес-клуб, да и в целом неплохо устроиться на рабочем месте. Модно хвастаться, на что можно раскрутить работодателя, и как откровенно наказать компанию на деньги.

Это все прекрасно. Но посмотрим на другую сторону медали «работы на дядю». Строя свой бизнес, предприниматель создает пространство, где каждый сотрудник может прокачивать свои скилы, оттопыриваться, зарабатывать репутацию и получать законную оплату. Если бы не «дядя» на которого приходится «вкалывать», где был бы весь этот планктон?

Я сама учредитель, собственник бизнеса и по роду занятий – в своей консультационной работе - часто общаюсь с предпринимателями, поэтому вижу бизнес по другую сторону стола.

В реалии очень много бизнесменов хотят и готовы работать честно и чисто. Но при этом не отпускает ощущение, что твой бизнес и тебя самого все время юзают и ты бесконечно кому-то должен – государству, налоговой, проверяющим органам всех мастей, сотрудникам. Трудовой кодекс, как и вся правовая система, выстроены не в пользу бизнеса. Можно сколь угодно говорить, как злой начальник выжимает все соки за три копейки денег, но на деле законом защищен только работник. Мало кто из бизнесменов любит признаваться, что у него сотрудники подворовывали, хамили, скандалили. Стыдно принять факт, что двадцатилетняя девочка, проработав у тебя два месяца, и в которую ты вложился, обучая работе, резко забеременела, и теперь ты ей должен следующие полтора года, да еще и замену ей искать – не каждый потом согласится работать на месте декретной с туманными перспективами. Ну, и моя любимая группа «в полосатых купальниках» – молодые и дерзкие. С высоким самомнением и сомнительными компетенциями, они как будто делают одолжение, соглашаясь поработать. И даже если они поначалу демонстрируют лояльность, время показывает, что им сложно работать в команде, подчиняться. При первом же кризисе они покажут истинное лицо и отношение к компании и к вам.

А самое интересное, это конечно, игры – выматывающие, отвлекающие лидера от основных задач. Игры будут всегда. Их разыгрывают сотрудники, привыкшие потреблять и выживать за чужой счет. Игры редко бывают намеренными, эти боевые действия больше похожи на партизанскую войну и ведутся неосознанно. Но вред от таких игр реальный и ощутимый. Самыми распространенными, куда легко вовлекаются руководители, я бы выделила следующие игры:

- Надавить на жалость. Всегда найдется «сирота казанская» с жизненными трудностями, дитями на руках или больными родственниками «по всему Советскому Союзу». И каждый раз руководитель, да и коллеги входят в положение в ущерб себе, бизнесу и стратегическим задачам.

- Заливать медом в уши. Частые комплименты и похвала сразу должны насторожить. Пока руководитель барахтается в сладком плену лести, сотрудник делает, что хочет, и не делает того, что должен. Тут льстецу очень легко переложить часть своей работы на начальника, ведь только он - такой влиятельный и мудрый - может решить проблему. Тщеславие руководителя – здесь главный враг бизнеса.

Имитировать недопонимание. После третьего вопроса «а как это сделать?» велика вероятность, что руководитель сделает это сам или перепоручит другому. Когда видите широко распахнутые глаза с искренним непониманием и растерянностью «а что я могу сделать, тут только вы…» читайте  про поглаживания и лесть предыдущий пункт 2.

- Заботиться о руководителе. Даже ваша мама не проявляла столько заботы, как внимательный сотрудник: «У вас уставший вид – идите, мы все сделаем». «Вы даже не успели пообедать, давайте я вам чай хоть сделаю». «Что случилось? Давайте помогу». Когда лучшая выпечка с района приносится к вам на стол без вашего распоряжения – остановите эту заботу. Как потом наказать такого сотрудника за проступок, если он столько делает для вас помимо своих обязанностей? И  успевает ли он выполнять свои прямые функции, столько сил бросая на заботу, которую не просили?

Суть всех этих игр - меньше работать и больше получать. Если вы видите в своей компании хоть какие-то признаки, не пускайте на самотек и ни в коем случае не поддерживайте. Играют только те, кому есть что скрывать. Под такой мутной водой всегда есть скрытые процессы. А любой процесс вовлекает всех членов команд. Вовлекаясь в игры – жалея сироток и принимая непрошенную заботу – вы можете поставить под угрозу благополучие всей команды и бизнеса в целом. Удаляйте игроков с поля! А еще без сожаления расставайтесь с теми, у кого заметите:

1. Очевидные пороки: кражу, запой, мошенничество. И даже обман - когда сотрудник утаивает информацию, рапортуя, что проблем нет.

2. Глупость. Ни одно резюме или тест не даст гарантии, что сотрудник не тупанет. Кто не без греха, скажите вы? Но порой додумав или исказив информацию, человек может сильно навредить и компании, и вам лично. Помню случай, когда помощник руководителя отправила фрукты не партнеру в благодарность за организацию тура выходного дня, а его жене, да еще и с запиской «Спасибо за выходные».

3. Повторение одной ошибки три раза. Если сотрудник не учится на своих ошибках – не переучивайте его, расставайтесь сразу. Даже если ошибки на первый взгляд безобидные – не отвечать на письма, не вписать клиентов в базу.

4. Неуважительное отношение к компании и ее имуществу. Не терпите неаккуратное обращение с офисной мебелью, техникой, откровенное свинство или бардак на рабочем столе. Творческий хаос пусть будет дома.

5. Небезопасное поведение. Если человек даже не умышленно наносит вред репутации компании, или сам попадает в сомнительные истории – не стоит спускать это с рук. Однажды это может стоить вам репутации или серьезных проблем с законом и ваш бизнес, который вы кропотливо выстраивали годами, будет под ударом.

Выглядит сурово? Что ж, ваше право прощать и давать второй шанс. Разумеется, вы всегда останетесь тем дядей, кто выезжает на трудягах и блестящих умах скромных и непризнанных, зарабатывая огромные деньги чужим трудом. Просто помните, что именно вы, собственник и лидер, даете людям возможность реализовываться и зарабатывать. Именно ваш бизнес дарит им уверенность в завтрашнем дне, возможность планировать поездки, покупки. И если вы ведетесь на закулисные игры сотрудников, пусть и не всегда сознательные, вы расшатываете всю бизнес-систему, подставляя себя и других – более благонадежных и верных людей.