Считается более правильным начинать любое изложения с ненапрягающих, плавно вводящих в курс дела идей, допущений или концепций, которые опираются на распространенные мнения, доводы и системы, аргументом.

Попытка разобраться в личностных моделях поведения и сформулировать отличия в таких понятиях как воля, выбор, намерение, волеизъявление, вынуждает нас сразу дать базовое определение личности, которое, скажем мягко, отличается от всех общепринятых формулировок.

Отдавая себе отчет, что подобное определение отпугнет значительную часть аудитории, я надеюсь, что природная пытливость и новизна подхода сыграют свою роль и удержат в материале многие умы

Личность – это дар Бога; духовным ядром личности, является до-личностный фрагмент Бога, частичка Его Духа – наш Тайный наставник, - Настройщик мышления.         

(существование такого Наставника было впервые открыто брахманами, на него есть прямое указания и в Библии:  «Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них…» (2-е Кор. 6.16).

Такой Личностно – духовный тандем, представляет собой Дар Бога каждому живущему на земле.

Мы исходим из того, что человек представляет из себя существо смешанного происхождения, в нём есть и мощная эволюционная составляющая и божественное присутствие, которое, собственно, и выделяет человека из мира животных.

Высокоразвитые животные могут обладать яркими индивидуальностями, но про животное мы никогда не скажем, что оно личность.

Личность, это инструмент интеграции доступных реальностей, способный объединить в своей структуре и материальную реальность – человеческое тело, и его разум, и его духовные устремления, и такое проявление Личности не может быть выведено исключительно из логики животной эволюции, - это откровение Бога для человека.

Как личность Бога - Создателя объединяет и несет в себе все доступные для нашего восприятия типы реальности: энергия – разум – дух, так и личность самого скромного создания, - человека интегрирует все те же типы реальности на доступном для него уровне. Мы созданы по образу и подобию…

Личность человека, взаимодействуя с окружающей действительностью, порождает человеческую индивидуальность, которая выражает себя так же на трех уровнях: телесно, интеллектуально и духовно.

Исходя из смешанного характера происхождение человека, - «эволюция + божественное откровение», - мы предполагаем и смешанный характер мотивов поведения человека.

Именно в мотивах человеческого поступка встречаются эволюционное и божественное начала, образуются хитросплетения животной подосновы и человеческих устремлений.  Всегда или почти всегда к животным желаниям примешивается человеческое участие, а в человеческих поступках нередко мелькает сущность зверя.

Нам предстоит разобраться в чем отличие выбора и воли в двух случаях, когда они мотивируются преобладающим животным началом, а когда есть основания говорить о человеческой и даже Божественной   мотивации поведения.

И так, выбор — это направленное действие в условиях определённого (ограниченного) количества вариантов. Мы всегда выбираем из того, что есть или того, что может быть, но количество вариантов имеет ограниченное число.

Выбор всегда замыкает активность человека на один из таких вариантов, устанавливая с ним мотивирующую связь; он стимулируется как внешними факторами, - вариантами предложений, так и внутренними побуждениями.

Выбор, который обуславливается исключительно внешним предложением, можно смело относить к животному выбору.

В своей реализации выбор всегда конечен, он имеет завершение в виде достижения – результата, и дальше полученного результата не ведет; дальше встает необходимость делать следующий выбор.

Выбор всегда ограничен во времени, он привязан к текущей потребности того или иного варианта. Воля не привязана ко времени, воля способна ждать.

В отличии от выбора, воля может действовать и в условиях отсутствия конечных вариантов; она может реализовываться как   намерение или как стремление, то есть на другом конце действия воли не всегда находится конечный результат, а значит её действие не обязательно ограничивается достижением.

Воля проявляет себя векторально, - ведет в определенном направлении, и может устремлять за границы воспринимаемой реальности.

Для реализации воли совсем необязательно наличие внешнего  стимула, как правило действие воли рождается изнутри, и оно  направлено на раскрытие всех потенциалов Личности, проявленных в индивидуальности: раскрытие потенциалов человеческого тела (физическая культура, спорт), интеллектуальных потенциалов (философия, наука) и потенциалов духовности как мы её для себя представляем (искусство, религия). Воля, есть сущностное выражение Личности.

Намерение, как действие пред-воли, формируется чередой однотипных выборов, например при выборе направления движения: «мы едем правее, правее, ещё правее, в результате мы едем направо».   

 Именно проявляя намерение двигаться в том или ином направлении, мы формируем основы своей жизненной стратегии.

В пределе таких стратегии всего две: животная, - брать, обособлять, обладать, фиксировать, и человеческая, - отдавать, иметь не обладая, объединять, развивать. О третей стратегии поговорим во второй части материала.

Мы редко осознано выбираем ту или иную стратегию жизни, в основном мы гуляем по серым территориям, где обаяние тьмы на нас уже не так действует, но и свет в большей степени слепит, чем направляет и ведёт.

Нежелание опускаться по ступенькам: «ошибка – зло – грех – порок», - формирует намерение отодвигать от себя тьму.

Но вернёмся к выбору. Может ли выбор быть человеческим, - конечно может, но в человеческом выборе, в отличии от выбора животного, всегда присутствует нравственная компонента, которая делает наш выбор свободным, то есть освобождает выбор человека от довлеющего присутствия животного начала.

Мы формулируем нравственность, как признание относительности собственных ценностей, или как готовность принимать ценности другого человека (иной личности). По сути, нравственность основывается на признание того, что каждый человек уникален, и имеет равные возможности проявлять свою уникальность.

Выбор без нравственной компоненты, без учета интересов  другого человека или всех участников такого выбора, есть всего лишь социальный рефлекс. Именно нравственная компонента привносит в ситуацию выбора элемент ответственности, а ответственность — это всегда корректировка своего решения.

Нам нереально, да и не нужно, избавляться от своей животной природы, но крайне необходимо различать это влияния на наше поведение именно на уровне мотивов.

Человеческий выбор – это выбор самоограничения, - разделение в себе животного и человеческого для того, чтобы человеческое начало, обремененное нравственностью, могло контролировать и организовывать проявление животного.

«Человеческая воля есть, по сути, человеческий путь, – совокупность того, кем человек решает быть, и что он решает делать».

Смешанный характер человеческой природы, напомню, «эволюция + божественное откровение», позволяет сделать вывод, что воля человека состоит из воли Личности и выбора животного.

Выбор животного, который опирается на мощнейшее действие инстинктов, может корректировать, а иногда и подавлять волю Личности. Но такие победы всегда не окончательны, - то, что проявляет себя во времени не может победить то, что берет начало в вечности.

Наш выбор, это наша человеческая работа, которую мы проделываем каждый день, а не три раза в жизни, выбирая институт, жену и дело жизни, - эта жизнедеятельность, которая определяет нашу человеческую судьбу.

Мы каждый день делаем выбор в пользу нашего забвения или бессмертия.

P.S. Притча о старом индейце. Старый индеец разговаривает с внуком, - маленьким индейцем, внук спрашивает: «Дедушка, ты бываешь добрым, а бываешь злым, бываешь заботливым, а бываешь раздражительным, - как же это так получается, что с тобой происходит, когда ты бываешь то таким, то другим?»

- Понимаешь внучек, во мне живут разные волчата: есть спокойный, ласковый, добрый, есть нетерпеливый, агрессивный, злой, есть заботливый, а есть раздражительный, - и они между собой борются. - И кто же из них побеждает, дедушка? Кого я кормлю, внучек, тот и побеждает».

Во второй части: что такое сверхчеловеческий выбор и сверхчеловеческая воля? Наше предназначение.

В третьей: о Воли Бога.