В Первой части мы определились с такими категориями как личность, выбор, воля, намерение.

Дальнейшее развитие поведения человека в парадигмах выбора и воли определяются характером той нравственности, которая освобождает человеческие проявления от определяющего влияния его эволюционной (животной) природы.

Нравственность появилась в жизни человеческого общества в результате естественной социализации отношений; нам свойственно объединяться для решения каких-то задач (охота, война), а необходимость объединения вынуждает нас договариваться с теми, с кем мы объединяемся, то есть в той или иной степени принимать их ценности и убеждения. Так мы начинаем договариваться о правилах межличностного общения, так и появляется эволюционная или общечеловеческая нравственность.

К наивысшим достижениям общечеловеческой нравственности можно отнести: «люби ближнего, как самого себя», а примером её практической реализации, является так называемое Золотое правило, в его позитивном звучании: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой».

Появление такого нравственного «обременения» у чисто животного выбора, является очевидным прогрессом, но можем ли мы в этом случае говорить о проявлениях воли, как стремлении раскрыть все, в том числе и духовные, потенциалы, заложенные в Личности? Можем, но только отчасти.

Для того, чтобы взять под контроль «эволюционную мартышку», которая сидит в каждом из нас, вполне достаточно  социализированной нравственности, о которой мы сказали выше.      

Такой контроль над животным началом предоставляет все возможности к раскрытию потенциалов физического тела, создаёт условия к раскрытию интеллектуальных потенциалов, но говорить, при этом, о раскрытии потенциалов Духа в Космическом или религиозном смысле этого слова, у нас нет оснований.

Мы научились строить отношения с себе подобными, не убивая друг - друга и не отнимая кусок хлеба, и мы продолжаем действовать теперь уже не как животные, но как сверхживотные, как люди, но лишь в определенном смысле, и по-прежнему, наши мотивы, имеют очень отдаленное отношение к реальностям Духа.  

Раскрытие всех потенциалов человека, мы рассматриваем как раскрытие Божественных потенциалов заключенных в Личности и её духовном ядре, до-личностном фрагменте Бога – Его духовной частицы.*

«Разве вы не знаете, что вы храм Божий и дух Бога живет в вас» (1 Кор.3.16)

Личность несет в себе потенциал. Это Дар, а духовное ядро помогает раскрывать этот потенциал на всех сверхматериальных уровнях.

У духовной частицы Бога есть то, что называется «возвратным моментом», она нацелена вернуться на исходный уровень Божественности, - уровень своего происхождения, - и эта активность фрагмента Бога пробуждает в нас стремление  посвятить свою жизнь чему-то более возвышенному чем самореализация через животное самоудовлетворение.

Есть и ещё один существенный момент, это частица Духа является одним из родителей нашей души. (см. материал: Душа, что-то новое).

Волеизъявление помимо воли включает в себя и то, на что воля направлена.

Мы с вами выяснили (см. Первую Часть), что основное отличие воли от выбора, состоит в способности воли действовать вне конечного варианта выбора; воля не замыкается на одном из решений, — это как раз свойство выбора, - воля жёстко не привязана к   достижению результата.

Воля действует в направлении чего-то, и в случае человеческого волеизъявления может вести к реализации активности на двух уровнях:

  • - первый находится в пределах нашей досягаемости, на уровне повседневной деятельности;
  • - второй выводит за пределы воспринимаемой реальности, то есть является трансцендентным по отношению к источнику проявления воли.

Действие Божественной частицы побуждает нашу волю  действовать в направлении Истоковой реальности, - действовать на трансцендентном уровне, - стремиться выйти за горизонт обыденного, строить жизненную стратегию, уводящую нас от решения сугубо человеческих проблем.

Но решение, как всегда, остается за нами, и наша воля может действовать в прямо противоположном направлении, навсегда закрепляя нас за той каждодневностью, которую мы сделали конечным пунктом своего предназначения.

Совпадение направлений действия воли человека с действием частицы Бога, то есть обоюдное стремление двигаться-вернуться к Источнику Всего Сущего, рождает удивительные ощущения полноты проживаемой жизни, выводит нас на траекторию Предназначения.

Через нашу душу частица Бога дает нам сигнал о правильности или ошибочности выбранного пути. В душе может появиться ощущение покоя, беспричинной радости, и ничем необъяснимого счастья, а может поселиться маята, которую не получится заглушить ни алкоголем, ни девятизначными цифрами на банковском счете.   

Мы пришли к выводу, что для освобождения от довлеющего влияния животного начала нам требуется привнесение человеческой нравственности, и развивая это направление рассуждений можно сказать, что для нивелирования воздействия человеческой обыденности нам так же требуется нравственность, но более высокого уровня, -   Божественная нравственность, которая всегда приходит в виде Откровения.

И если лучшей иллюстрацией общечеловеческой нравственности мы посчитали: «люби ближнего как самого себя», то в качестве примера сверхчеловеческой или Божественной нравственности можно вспомнить слова Иисуса: «…любите врагов ваших».

 Только как Божественное Откровение могла прийти идея отказаться от разделения всех людей на своих и чужих, друзей и врагов и провозгласить всех Сынами Бога – членами единой Небесной семьи, где враг всё равно остается братом, которого надо любить…

Привнесение сверхчеловеческой нравственности, позволяет сделать человеку сверхчеловеческий выбор, - мы можем выбрать посмертие, - продолжение жизни, - обретение места в Небесной семье, и этот выбор зависит только от нас.

В этом случае Дар Бога в виде Личности окрашивается характером отношения Бога к человеку, то есть мы получаем в Дар не просто Личность, а личность безусловного любимого сына.

Сверхчеловеческая воля, это воля, направленная на то, чтобы найти Бога в личном опыте, и стремиться уподобится ему.

Только любящий и преданный своей семье сын может   в сердце своём пожелать исполнять волю своего Отца, и тогда естественным образом рождается молитва: «моя воля в том, чтобы исполнилась воля Твоя».

В этом и есть Предназначение человека, - сына Бога: через реализацию всех, в том числе и духовных, потенциалов Личности, выходить на полноту самореализации в вечности; и это исполнимо потому, что нашу духовную составляющую ведет к реализации фрагмент того же вечного и бесконечного Бога.

*Дополнительные материалы о Настройщике мышления – по запросу.

В Третьей части: о Воли Бога.