Все записи
08:26  /  26.07.18

351просмотр

Беседы Иисуса о религии.

+T -
Поделиться:

Первая беседа о религии.

155.3.  «Один из важнейших уроков, извлечённых за время пребывания в Кесарии, касался происхождения религиозных традиций и серьёзной опасности, возникающей, когда чувство святости начинают связывать с не святыми вещами, обыкновенными идеями или будничными событиями. Плодом одной из бесед стало учение, согласно которому истинная религия есть идущая от сердца преданность человека своим высочайшим и наиболее истинным убеждениям.

Иисус предупреждал своих верующих, что если их религиозные устремления останутся всего лишь материальными, то углубляющееся знание законов природы – постепенно вытесняющее сверхъестественное объяснение происхождения вещей – в конце концов, лишит их веры в Бога. Если же религия духовна, то прогресс физической науки никогда не сможет поколебать веру в вечные реальности и божественные ценности.

Они узнали, что, когда религия в своих мотивах полностью духовна, она делает более достойной всю жизнь, наполняя её высокими целями, облагораживая превосходящими ценностями, воодушевляя возвышенными мотивами и, одновременно с этим, постоянно утешая человеческую душу высокой и укрепляющей надеждой. Истинная религия служит ослаблению напряжения существования; она даёт веру и мужество для повседневной жизни и бескорыстного служения. Вера способствует духовной жизнестойкости и праведной плодотворности. 

Иисус много раз повторял своим апостолам, что любая цивилизация обречена, если утрачивается то лучшее, что живёт в её религии. И он неустанно обращал внимание двенадцати на огромную опасность замены религиозного опыта религиозными символами и ритуалами. В течение всей своей земной жизни он последовательно растапливал застывшие религиозные формы, превращая их в свободные воды просвещённого сыновства». 

Вторая беседа о религии.

155.5. «Эта незабываемая беседа о религии, обобщённая и изложенная на современном языке, выражала следующие истины:

Хотя религии мира имеют двоякое происхождение – естественное и данное в откровении – в любое время и в любом народе можно обнаружить три отдельные формы религиозной преданности. И эти три формы проявления религиозного побуждения следующие:

  1. Примитивная религия. В некоторой мере естественное и инстинктивное побуждение бояться таинственных энергий и поклоняться высшим силам; в основном, это религия физической природы, религия страха.
  2. Религия цивилизации. Прогрессирующие религиозные представления и обычаи цивилизованных рас – религия разума – рациональная теология, которая строится на авторитете сложившейся религиозной традиции.
  3. Истинная религия – религия откровения. Раскрытие сверхъестественных ценностей, частичная проницательность в вечные реальности, соприкосновение с добродетелью и красотой бесконечного характера небесного Отца, – религия духа, каким он явлен в человеческом опыте.

Учитель отнюдь не преуменьшал значения религии, основанной на физических ощущениях и суеверных страхах природного человека, хотя он и сожалел о том, что так много от этой примитивной формы поклонения сохраняется в религиозных формах более разумных человеческих рас. Иисус объяснил, в чём заключается принципиальное отличие религии разума от религии духа: первая опирается на власть духовенства, тогда как последняя целиком основана на человеческом опыте.

И затем Учитель продолжил свой урок разъяснением этих истин:

До тех пор, пока расы не станут высокоразумными и более цивилизованными, будут сохраняться много наивных и суеверных обрядов, столь характерных для эволюционных религиозных обычаев примитивных и отсталых народов. До тех пор, пока человеческие расы не достигнут уровня более высокого и более распространённого осознания реальностей духовного опыта, множество мужчин и женщин будут, как и прежде, отдавать личное предпочтение тем официальным религиям, которые требуют лишь интеллектуального согласия, в противоположность религии духа, предполагающей активное участие разума и души в подвиге веры – борьбе человека с суровыми реальностями в процессе постепенного накопления опыта.

Принятие традиционных официальных религий предлагает лёгкий путь для удовлетворения присущего человеку стремления утолить свои духовные потребности. Устоявшиеся, окостеневшие и господствующие официальные религии служат готовым убежищем для смущённой и смятенной человеческой души, преследуемой страхом и терзаемой неопределённостью. В качестве платы за удовлетворение и утешение такая религия требует от своих приверженцев только лишь пассивного и чисто интеллектуального согласия.

На земле ещё долго будут встречаться такие робкие, пугливые и нерешительные индивидуумы, предпочитающие этот путь обретения религиозного утешения, несмотря на то, что, связывая свою судьбу с официальными религиями, они тем самым жертвуют независимостью личности, унижают достоинство уважающего себя человека и полностью отказываются от права участия в самом захватывающем и воодушевляющем из всех возможных видов человеческого опыта: от личного поиска истины, от радости контакта с трудностями интеллектуальных открытий, от решимости исследовать реальности личного религиозного опыта, от высшего опыта удовлетворения личного триумфа, заключающегося в подлинном осознании победы духовной веры над интеллектуальным сомнением в высочайшем дерзании всего человеческого существования – поиске Бога, которого человек ищет для себя, самостоятельно и которого он находит.

Религия духа означает усилие, борьбу, конфликт, веру, решимость, любовь, преданность и развитие. Религия разума – официальная теология – совсем или почти не требует ни одного из этих усилий от своих формальных верующих. Традиция – это надёжное прибежище и лёгкий путь для боязливых и нерешительных душ, которые инстинктивно остерегаются борьбы духа и неопределённостей разума, присущих этим странствованиям веры – смелым путешествиям в открытых морях неизведанной истины в поисках далёких берегов духовных реальностей в том их виде, в каком они могут быть открыты развивающимся человеческим разумом и испытаны эволюционирующей человеческой душой.

И далее Иисус продолжал: «В Иерусалиме религиозные лидеры свели различные доктрины своих традиционных учителей и пророков минувших дней в укоренившуюся систему интеллектуальных вероучений – официальную религию. Все подобные религии взывают в основном к разуму. И теперь нам предстоит вступить в смертельное столкновение с такой религией, ибо вскоре мы начнём смело возвещать новую религию – религию, которая не является религией в современном смысле этого слова, религию, которая взывает, в первую очередь, к божественному духу моего Отца, пребывающего в разуме человека; религию, авторитет которой будет основан на плодах, непременно появляющихся в личном опыте принявших её людей – всех тех, кто становится настоящими и подлинными верующими в истины, присущие этому более высокому духовному общению».         

Обращаясь к каждому из двадцати четырёх по имени, Иисус сказал: «Так кто из вас предпочтёт избрать лёгкий путь подчинения устоявшейся и окаменевшей религии, защищаемой фарисеями в Иерусалиме, и откажется подвергаться трудностям и преследованиям, сопровождающим миссию возвещения лучшего пути спасения людей, с удовлетворением открывая для себя красоты, заключённые в реальностях живого личного опыта постижения вечных истин и высшего великолепия небесного царства? Быть может, вы боитесь, слабохарактерны, ищете лёгких путей?

Быть может, вы не решаетесь доверить своё будущее Богу истины, сынами которого вы являетесь? Быть может, вы не доверяете своему Отцу, детьми которого вы являетесь? Вернётесь ли вы назад, к лёгким стезям определённости и интеллектуального застоя религии, опирающейся на традицию, – или же вы соберётесь с силами и пойдёте вместе со мной вперёд, в неопределённое и тревожное будущее, связанное с провозглашением новых истин религии духа, царства небесного в сердцах людей?».

Все двадцать четыре слушателя встали, готовые заявить о своём единодушном и преданном отклике на этот призыв, – один из немногих эмоциональных призывов, с которыми Иисус когда-либо обращался к ним, но он поднял руку и остановил их, сказав: «Ступайте, и пусть каждый из вас побудет наедине с Отцом в поисках бесстрастного ответа на мой вопрос, а обретя такое истинное и искреннее отношение души, свободно и смело дайте свой ответ моему и вашему Отцу, чья бесконечная, исполненная любви жизнь является самим духом возвещаемой нами религии».

На короткое время евангелисты и апостолы разошлись. Их дух был возвышен, их разум воодушевлён, их чувства приведены в сильнейшее возбуждение словами Иисуса. Но когда Андрей созвал их, Учитель лишь сказал: «Продолжим наш путь. Мы отправляемся в Финикию, где остановимся на какое-то время, и каждому из вас следует молиться Отцу о преобразовании эмоций разума и тела в более высокие виды преданности разума и более убеждённые виды опыта духа».

В молчании двадцать четыре апостола и евангелиста вышли в путь, однако вскоре они начали переговариваться друг с другом, и к трём часам пополудни они уже не могли идти дальше; они остановились, и Пётр, подойдя к Иисусу, сказал: «Учитель, ты произнёс слова жизни и истины. Нам хотелось бы услышать ещё; мы просим тебя продолжить с нами разговор на эти темы».

Филосовские беседы. Разговор на самые важные темы.