Все записи
08:58  /  25.10.18

393просмотра

Позитивная сущность религии Иисуса

+T -
Поделиться:

159.5. «В Филадельфии, где трудился Иаков, Иисус говорил своим ученикам о позитивном характере евангелия царства. Когда в ходе своих замечаний он дал понять, что в некоторых частях Писания заключено больше истины, чем в других, и призвал своих слушателей давать своим душам лучшую духовную пищу, Иаков прервал Учителя вопросом: «Учитель, не будешь ли ты настолько добр, чтобы посоветовать нам, как выбирать лучшие отрывки из Писаний для нашего личного просвещения?» И Иисус ответил: «Да, Иаков; читая Писания, ищите вечно истинные и божественно прекрасные учения. Вот несколько примеров:

«О Господи, вложи мне в сердце чистоту. Господь – мой пастырь; я не буду нуждаться. Люби ближнего своего, как самого себя. 

Ибо я – Господь, Бог твой – буду держать тебя за правую руку, говоря: „Не бойся; я помогу тебе». И не будут больше народы готовиться к войне».

И это характерно для того метода, при помощи которого Иисус день за днём использовал лучшее из еврейских писаний для наставления своих последователей и включения в учения нового евангелия царства. Другие религии также предлагали идею близости Бога к человеку, однако именно Иисус сравнил заботу Бога о человеке с попечением любящего отца о благополучии зависящих от него детей и после этого сделал это учение краеугольным камнем своей религии. Так практическое осуществление братства людей стало неизбежным следствием учения об отцовстве Бога. Поклонение Богу и служение человеку стали самой сутью его религии. Иисус взял всё лучшее из еврейской религии и превратил это в достойное обрамление для новых учений евангелия царства.

Иисус привнёс в пассивные доктрины еврейской религии дух активного действия. Вместо негативного соответствия ритуальным требованиям, Иисус призвал к позитивному свершению того, что требовала его новая религия от принявших её  людей. Религия Иисуса заключалась не только в вере в требования евангелия, но и в подлинном выполнении этих требований. Он не учил тому, что суть его религии сводится к общественному служению, но тому, что общественное служение является одним из вернейших следствий обладания духом истинной религии.

Иисус без колебаний использовал лучшую часть Писания, отвергая более слабую часть. Свой великий призыв – «Люби ближнего своего как самого себя» – он взял из Писания, где говорилось: «Не мсти детям своего народа, но люби ближнего своего, как самого себя». Иисус использовал позитивную часть этого отрывка и отверг негативную. Он был противником также негативного или чисто пассивного непротивления. Он говорил: «Когда враг ударит тебя в правую щёку, не стой онемевшим и покорным, а отнесись к этому позитивно и подставь левую щёку, что значит – сделай всё, что можешь для того, чтобы активно увести своего заблуждающегося брата с путей зла и вывести на лучшие пути праведной жизни». Иисус требовал от своих последователей положительной и энергичной реакции на каждую жизненную ситуацию. Подставить другую щёку – или совершить любое другое схожее действие – означает проявить инициативу, что требует энергичного, активного и мужественного выражения личности верующего.

Иисус не ратовал за практику негативного подчинения оскорблениям тех, кто способен использовать непротивленцев злу в своих интересах, но скорее призывал к тому, чтобы его последователи проявляли мудрость и сметливость в быстром и позитивном ответе добром на зло в стремлении победить зло добром. Помните, что истинное добро неизменно сильнее самого пагубного зла. Учитель говорил о позитивном критерии праведности: «Кто хочет быть моим учеником, отрекись от себя, каждый день в полной мере исполняй свои обязанности и следуй за мной». Такую жизнь вёл и он сам, ибо «он ходил, творя добро». И данный аспект евангелия был обильно проиллюстрирован многими притчами, которые он позднее рассказывал своим последователям. Он никогда не побуждал своих приверженцев пассивно справляться со своими обязанностями, но скорее он призывал их достойно, энергично и воодушевлённо исполнять всю меру своих человеческих обязательств и божественных привилегий в царстве Бога.

Наставляя своих апостолов и говоря им, что если у них несправедливо отнимают плащ, им следует отдать и другую одежду, Иисус имел в виду не столько «ещё одно» платье, сколько идею совершения чего-то позитивного с целью спасти обидчика, вместо древнего совета отомстить – «око за око», и так далее. Иисус испытывал отвращение как к идее отмщения, так и к тому, чтобы становиться лишь пассивным страдальцем или жертвой несправедливости. В данном случае он указал им на три способа борьбы со злом и сопротивления ему:

  1. Отвечать злом на зло – позитивный, но неправедный метод. 
  2. Терпеть зло без жалоб и сопротивления – исключительно негативный метод.
  3. Отвечать добром на зло, утвердить свою волю так, чтобы стать хозяином положения, победить добром зло – позитивный и праведный метод.

Однажды один из апостолов спросил: «Учитель, как мне поступить, если незнакомец заставит меня нести свой вьюк одну версту?» Иисус ответил: «Не садись, вздыхая о помощи и одновременно кляня в душе незнакомца. Праведность не порождается таким пассивным отношением. Если ты не способен придумать ничего более действенного и позитивного, ты можешь, по крайней мере, пронести вьюк ещё одну версту. Это наверняка заставит неправедного и неблагочестивого незнакомца задуматься».

Евреи и раньше знали о Боге, который прощает кающихся грешников и старается забыть их проступки, но только с приходом Иисуса люди узнали о Боге, который шёл отыскивать заблудшую овцу, по собственному почину искал грешников и радовался, когда видел их желание вернуться в дом Отца. Эта позитивная тема в религии Иисуса охватывала и его молитвы. И он обратил негативное золотое правило в позитивный призыв к человеческой справедливости. 

Во всех своих учениях Иисус избегал отвлекающих деталей. Ему был чужд цветистый язык; он никогда не прибегал к чисто поэтической образности, основанной на игре слов. Как правило, он выражал сложные идеи простыми словами. Приводя примеры, Иисус изменял общепринятые смыслы многих слов – таких как соль, закваска, рыбная ловля и малые дети. Он чрезвычайно эффективно использовал антитезы, сравнивая минуту с вечностью и так далее. Его образы поражали – как, например, «слепой ведущий слепого». Но величайшая сила этого наглядного учения заключается в его естественности. Иисус опустил философию религии с небес на землю. Он описывал насущные потребности души с новым проникновением и новым посвящением любви».

Филосовские беседы. Разговор на самые важные темы.