Все записи
08:58  /  6.12.18

400просмотров

Религия, о которой мы ничего не знаем и Религия, о которой мы знаем всё.

+T -
Поделиться:

1. Чем является религия для современного человека? На уровне обыденного сознания возникают два несложных ответа, это либо мракобесие, либо что-то совсем нереальное и оторванное от жизни.

Хотя в дословном переводе религия (от лат. religare — связывать, соединять), означает связь, соединение, -  соединение с «тем», что представляет для человека высшую ценность на данный момент его жизни.

Стремление определить для себя ценность и установить с этой ценностью «связь», были у человека задолго до появления каких-либо религиозных конфессий, так что религиозность человека невозможно свести к исполнению ритуально – обрядовой составляющей какого-либо культа, по той причине, что она является более глубинной составляющей сознания, относительно любого теологического построения.

Религиозность, в сути своей, не привязана ни к какой конфессиональности. Когда мать дает жизнь своему ребенку она ощущает с ним связь, ребенок является для неё высшей ценностью и строя с ним отношения как с ценностью, она выражает свою религиозность. Математик проявляет именно религиозность, когда двадцать лет «как привязанный» корпит над своей формулой, так как эта формула для него и есть самое главное в жизни.

Для каждого из нас высшая ценность может располагаться в материальном мире (достаток), в области смыслов или идей, но чаще идеологий (жестких и однозначных мыслительных систем), а может там, где ценности приобщают к «иному бытию» и проявляют идеалы. В последнем случае религия перестаёт обслуживать человека как духовная терапия и не вырождается в идею страхования приличной жизни «за гробом», она начинает являть собой процесс рождение человека в Духе. 

Истинные религиозные устремления включают научную любознательность, нравственное чутье и духовную проницательность, то есть религия, это добродетель, призванная пробуждать отношение человека к Источнику всего, а не способ распространения «духовных идеологий». Религиозность, это поиск того, что стимулирует веру, доверие и уверенность, а не страх, недоверие и сомнение.                      

Только следующим шагом религия может способствовать подключению к системам толкований, вероучений и обрядового поведения. Сначала стремление к ценностям, а затем теология, - толкование таких ценностей.

Когда высшей ценностью для человека становится любовь Бога, - Источника всего сущего, религия превращается в порыв, величественную устремлённость к изначальной реальности; он обретает решимость найти Бога и быть подобным ему.  

Богоподобие обретается нами через принятие своего сыновства, по отношению к Богу (см. пост Отцовство-сыновство часть 1 и часть 2) и раскрытие этого сыновства в братском служении: думай о себе, служи другим (см. пост Служение).  

Переживания связи сына с Отцом, есть суть истинного религиозного чувства, которое лежит в основе религиозной веры. Религиозный опыт сыновства, это постоянный выбор разумом правильного религиозного суждения и принятия решения на основе такого суждения, - решения Сына.  

Религиозный опыт, обретаемый нами, носит двойственный характер: с одной стороны, он заключается в опыте осознания реальности Всеобщего Отца, - Он Отец всех, а не только «правильно» верующих,  а с другой, в опыте восхождения к нему Его созданий. Сыны (дочери) Бога, стремясь достичь своего Отца, исполняют Его наказ, - быть такими же совершенными, как совершенен Он сам.

Социальные плоды религии, - любовь и служение, интеллектуальные плоды религии, - убежденность в своём предназначении (см. пост Предназначение).

В религии Откровения всегда присутствует Божественная мудрость, которая дополняет человеческую и сверх человеческую мудрости, - это всегда инициация и расширение взгляда на реальность! Эволюционные религии изначально несут в себе напряжение и страх.

2. Все эволюционные религии нашей цивилизации интеллектуальны, так как в своей основе содержат акт согласия с теми или иными догмами, - а это всегда интеллект. 

Любая догматика неизбежно создает «своё» религиозное пространство и закрепляет за ним «бога». Приватизированный таким образом «бог», через институт священства, сообщает нам условия своего лояльного отношения к избранной пастве, формулирует преимущества перед другими группами верующих и объявляет способы спасения принявших «его». В результате все сводится к очередной попытке построить «земной забор до самого неба».

Догма, как некая структура, может быть необходимой, скажем для сохранения ценностей, ограничивающей догма становится после того, как она приобретает неприкосновенный статус.   

Все эволюционные религии предлагают лёгкий путь для удовлетворения духовных потребностей   человека. Устоявшиеся   и окостеневшие, они служат готовым убежищем для смущённой и смятенной человеческой души, преследуемой страхом и терзаемой неопределённостью. В качестве платы за удовлетворение и утешение такие религии   требует   от своих приверженцев лишь пассивного    согласия с догмами и активного исполнения ритуалов, то есть принятия в свою жизнь того, что лежит в основе любой религиозной традиции.  

Религиозная традиция, это плохо сохранившиеся свидетельства опыта Богопознающих людей прошлого. Такие записи не заслуживают доверия в качестве руководства к религиозной жизни или источника достоверной информации о Всеобщем Отце. Древние и не очень древние вероучения постоянно изменялись и изменяются до сих пор из-за того, что человек был и остается активным мифотворцем.

Необходимо стремиться к божественному, а не пережевывать человеческое. Опыты Богопознания других людей, каким бы духовным статусом они не обладали, не могут лечь в основу личного опыта Богопознания  каждым человеком. Наш Отец не творит копий (копия - признак беспомощности), мы все уникальны, и наш опыт познания Бога, до нас никто не обретал и после нас никто повторить не сможет.

Истинно божественным, а значит и священным может считаться только то, что привлекает, вдохновляет и спасает всех. Сейчас то, что «священно», - священно для разрозненных групп по-разному верующих людей.   

Святость - изобретение человека и как статус присваивается без учёта мнения сверх человеческих существ, - это камень на шее нашего религиозного мышления, и камень на шее нашей цивилизации. А бесконечные и однообразные ритуалы, это проклятье нашей цивилизации.

Божественная реальность «за» религиозными символами, а не в них, и пока мы поклоняемся «косточкам, пояскам и гвоздикам», мы недалеко ушли от самого оголтелого идолопоклонства.

В отношениях человека с Богом не может быть страха. Веками и тысячелетиями официальные религии пытаются сесть одним священническим задом на два стула: «любовь» и «страх», - результат нулевой. Нельзя искренне любить того, кого боишься и нельзя бояться того, кого искренне любишь. 

Воздаяние интересно либо сторонникам концепции Бога – гневливого царя, либо продавцам спасения от такого гнева, - посмертного воздаяния нет, получаем только «по плодам его».

Жертва — это всегда взятка Богу, это всегда надрыв, экзальтация и раж. В уничижении себя, есть момент отрицания Источника, а в готовности к прекращению жизни, - самоотречение или отказ от Бога. Не самоотречение, - а смирение, не жертва, - а служение.

В результате инстинктивного испуга, страха воздаяния и не желания от чего-то отказаться в своей жизни, возникает потребность переложить непростую задачу взаимоотношения с Богом на кого-то другого, - специально обученного. Отсюда: шаманы, священники и весь институт посредничества, который обуславливает отношения человека с Богом. Почему-то они формулируют для нас условия, при которых безусловно любящий нас Небесный Отец, будет продолжать любить, но уже при определенных условиях. Пожарник не может быть пожарником без пожара, врач не может быть врачом без болезни, священник не может быть священником - без греха.  Делайте то, что они говорят, но не делайте того, что они делают.

Богооткровенные религии не могут разделять «единую паству единого Бога», то есть, «то», что результативно разделяет, не может быть от Бога, а это означает, что всё происходящее «за забором» официальных религий истинного отношения к Богу не имеет; но там возможно приближение к Богу. Бога любят святые и грешники, его не любят и, когда могут, распинают «религиозные» люди.

В эволюционных религиях все ценности расположены в прошлом, это сохраняет сами ценности, но не раскрывает перспектив, - получается «жизнь спиной вперёд». Современный человек хочет жить лицом вперёд - тут и возникают противоречия.

«Посмотрите: ни одного счастливого человека кругом, счастливого тем счастьем, которое должно было бы следовать из молитвы, веры и «простого» служения. Почему «эта» религия усиливает все мелкое и паршивое в человеке: гордыню, само превозношение, страх? Вопросы, которые безответно задаются годами».  Протоирей А. Шмеман. Дневники.

Философские беседы. Разговор на самые важные темы.