Все записи
19:55  /  27.02.20

1616просмотров

Смирение, которое возвышает и Прощение, которое делает сильнее. Часть первая - Смирение

+T -
Поделиться:

Часть первая. Смирение. Вряд ли найдется ещё какой-нибудь теологический термин, который вызывал бы столько внутреннего неприятия и протеста, как «смирение».

Звучащий внутри вопрос: а с какой такой «радости» я должен с чем-то или с кем-то смиряться, - знаком многим, если не всем. Обычно, при произнесении этого слова, наша фантазия рисует согбенного человека, отказавшегося от интересной и наполненной жизни, который не приемлет благополучия, веселья и достатка. Неужели смирение действительно требует череды таких отказов или таких отказов от нас требует лже-смирение.

Основная проблема связанная с лже-смирением заключается в том, что достаточно человеку усвоить жизненную манеру религиозного «благочестия» (подчеркнуто строгая опрятность, вечная задумчивость с претензией на скорбь, резкий но тихий тон разговора, надрывная «бескомпромиссность» во всем) и для него становятся не обязательны искренняя вера, честность, благородство.

Смирение, — это не та пришибленность плюс ханжество, чем она стала в церковном «стиле», это истинная добродетель, происходящая от прикосновения к «жизни подлинной».

К жизни, которую мы начинаем проживать, после осознания неслучайности своего происхождения и достойности своего предназначения. Когда мы начинаем искать в себе источник того, что не поддается ни логическому объяснению, ни научному обоснованию: дружба, любовь, служение. Когда мы, почему-то стесняясь, впервые произносим слово «бог» и когда мы начинаем осознавать, что это слово не сгибает, а выпрямляет.

Пусть до этого нам предстоит пройти непростой путь   оставления позади страха перед «богом-господином» и трепета перед «богом-царем», но в результате мы приходим к пониманию родительского присутствия в своей жизни «Бога-отца» и к тому предложению, которое делает нам мироздание: любить своего небесного Отца.

Любить Отца и принимать свое Сыновство по отношению к нему и пустить в свою жизнь радость, ответственность и подлинное смирение. Смирение, основанное на признании своей вторичности по отношению к Богу: мы создания, а не создатели, мы творения, а не творцы, - мы только дети, но мы дети Бога. Истинное смирение - оно не волевое, не самоуничижительное, а благодатное, благодарное и благородное.

Смирение распахивает реальность, Истоком которой является наш Отец. Мы его дети и это наша реальность, мы можем двигаться по ней в любом направлении, познавая жизнь и обретая опыт   раскрытия своего сыновства, не забывая, при этом о сыновней ответственности. 

Лже-смирение сужает реальность до «благочинного и комфортного» коридора, по которому мы на цыпочках должны двигаться к Богу.

Смирение связано с освобождением от того, что никак не сочетается с богосыновством, а именно от мучительного владычества гордыни, желания владеть чем-то (кем-то) и самоутверждаться.

Признаки смирения:

  • радость (гордыня исключает радость);
  • простота, то есть отсутствие «оборота на себя»;
  • доверие, как основная установка в жизни, по отношению ко всему.

Признаки лже-смирения:

  • безрадостность;
  • «сложная душевная организация»;
  • страх.

         Страх, о том, что Бог в замочную скважину нашей жизни увидит что-то непристойное и обязательно учтет этот факт при вынесении решения на о-о-очень страшном суде. Сколько же смятенных душ и неустойчивых умов лишил свободы и парализовал это бред?!

До какой степени извращения надо довести представления об Отце, чтоб предположить Его скупость на прощение, злопамятство и гневливость. Как будто две тысячи лет назад ничего и не произошло… Не приходил Его Сын и не объявил нам, что: «Бог наш Отец милосердный» и, что Он «…есть любовь» и, что «…любовь Бога нелицеприятна».

Бог - не великий верховный счетовод, занятый регистрацией «плохих-хороших» поступков! Бог источник всего, а Источник только отдаёт, и не работает «на приёмку» того, что для него делает человек. Так что, если хотите понравится Богу, не старайтесь поглубже зарыться и потише себя вести, — это не сложно, попробуйте проявить в себе Богоподобие, проявить качество того самого Источника, которым является Бог.

Отдача лучшего во имя лучшего, — вот чего ждет от нас Отец наш Небесный (см. пост Служение). Он ждет от нас усилий по восстановлению единства небесной семьи, то есть заботы о тех наших братьях, для которых Богосыновство остаётся лишь полученным от рождения потенциалом. В жизни многих, в том числе и близких нам людей, ещё не состоялось главного события – рождения в Духе. Рождение в Духе всех и каждого вот «работа», которая смиряет нас перед Богом.

Но всем, творящим эту работу крайне важно помнить: каждый должен обрести свой опыт Богопознания, чтобы исключить подмену своей волей волю принимающего решения, - у нас нет права превращать помощь во вторжение.

Теологической альтернативой проявления Богоподобия, является крайне распространенная жизненная парадигма: восстановления лояльности Бога или получения его прощения, — это всегда рабское!  

Смирение включает терпение и воздержанность и, что важно, побуждается несгибаемой верой в законопослушную и дружественную вселенную.

Не ученые и елейные книги «об аскетическом богословии» нужны сейчас миру, а смиренный, божественный юмор.  

Часть вторая. Прощение, которое делает нас сильнее.

_______________

С ответственностью за каждое слово и без какой-либо претензии на авторство.

Философские беседы. Разговор на самые важные темы.

Блог Алексея Попова.

 

Комментировать Всего 77 комментариев
" Страх, о том, что Бог в замочную скважину нашей жизни увидит что-то непристойное и обязательно учтет этот факт при вынесении решения на о-о-очень страшном суде. Сколько же смятенных душ и неустойчив

Добрый вечер!

Под БРЕДОМ вы имеете в виду "суд" или то "что Бог в замочную скважину нашей жизни увидит что-то непристойное"?

...конечно суд, Богу, чтобы знать всё, смотреть в замочную скважину, реально или фигурально, совсем не обязательно. 

 

История с судом посмертия крепко сидит во многих религиозных традициях, но особо пышно расцвела в Христианстве.

При чем, обращаю ваше внимание, у Иисуса нигде нет упоминания именно о "страшном" суде. мы эту тему обсудили в предыдущем материале, поэтому ограничусь ссылкой.

 

Якоря Ветхого Завета.

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

"Отдача лучшего во имя лучшего, — вот чего ждет от нас Отец наш Небесный"

Если Бог Источник, разве Он может чего то ждать от когото?

 ...ждать, не означает желать...

если источник всего сущего заложил в своем творении потенциал Божественного совершенства и оставил созданиям этого творения наказ: «будьте совершенны, как совершенен я», - как вы думает, ждет он от этих созданий, что они будут исполнять этот наказ, раскрывать заложенный потенциал, будут стремится обретать совершенство?

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

"Он ждет от нас усилий по восстановлению единства небесной семьи, то есть заботы о тех наших братьях, для которых Богосыновство остаётся лишь полученным от рождения потенциалом."

Почему только "небесной" семьи? А как же земная?

"Рождение в Духе всех и каждого"

1 Что это значит в вашем понимании?

2 Сколько времени на это необходимо, если учитывать свободную волю каждого?

Рождение в Духе всех и каждого" 1 Что это значит в вашем понимании?

...в моём понимании это означает принятие своего сыновства по отношению к Богу, и, как следствие признание всеобщего братства - духовного единства таких же сынов - дочерей Бога.

Богосыновство не есть предмет веры, — это естественное состояние человека; это знание, а не то, во что мы верим.

Статус Богосыновства, это не нечто абстрактное, существующее только на уровне теологической концепции, это наше самоощущение в жизни, основанное на радости, ответственности и смирении; это наше желание наполнить свою жизнь светлыми смыслами и это наша с ориентированность на истинные ценности.

Статус Богосыновства не поддается фиксации. Его нельзя утвердить сводом правил или кодексом поведения. Истину Богосыновства можно только проживать, каждый день, и каждый час в живую - по сыновьи реагируя на те или иные предложения, - вызовы окружающей нас действительности.  

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

В основе духовного роста человека лежит стремление отказаться от всего того, что со статусом Сыновства несовместимо. А  не совместимым со статусом сыновства является то, что мешает раскрытию семейственной природы  отношений между Созданием и  его созданиями.

Отношения с Богом как с Господином или Царём, понижает статус человека до положения раба или слуги, и с низводит отношения между ними до примитивного функционала, ведь отношения «господин – раб», или «царь – слуга» это отношения: «функция – функция». Как альтернатива такому функционалу отношение: «сущность – сущность», - отношение сына с Отцом.

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

А раскрывается Сыновство в процессе братского Служения, суть которого, заключается в содействии духовному рождению уже другого человека. Так восстанавливается единство небесной семьи.

"Рождение в Духе всех и каждого" 2. Сколько времени на это необходимо, если учитывать свободную волю каждого

...это очень индивидуально...очень. Мы можем говорить о каких-то этапах, реперах, но давать какую-то хронологию практически невозможно. Это может быть и детство и ближайшее посмертие....

До признания (принятия) своего Богосыновства, для человека возможен и страх, и ритуал, и жертва. Надо стремиться принять и раскрыть в себе Сыновство, а не добиваться усыновления.

Те, кто в духовном плане ощущает себя малыми детьми могут держаться за страх перед Отцом (за что-то каждому надо держаться), но бессмысленно продолжать держаться за соломинку страха по мере своего духовного взросления, она не способна удержать на плаву груз не разрешаемых духовных проблем взрослеющей человеческой души.

Ребёнок не видит за наказанием ни чего, кроме наказания, однако повзрослевший человек, за прошлым наказанием видит заботу и любовь. Так же развивается и наши представления о Боге, начиная с духовно не зрелых детей, представляющих Бога гневливым Господином или Справедливым царем, и заканчивая нашим духовным взрослением, которое проявляет нам Бога как милосердного и любящего Отца.

С какого-то момента страх, даже страх перед Богом, начинает унижать, а указания бояться ничего, кроме раздражения и неприятия не вызывают. И всё чаще в сознании возникает ситуация выбора: бояться или любить, - решение надо принимать сразу, а затем всей свой жизнью один из этих вариантов подтверждать.

Богосыновство - это территория внутри нас самих, которую мы формируем, обустраиваем и «запускаем в работу». На этой территории мы всегда находим наполненный покой, с неё вносим коррективы в каждодневное поведение; эта территория помогает нам выстоять в любых обстоятельствах, и  даёт настрой на выполнение  задач связанных со служением.

Богосыновство лежит в основе нравственности сверх человеческих отношений, когда мы признаем ценности другого человека именно по тому, что он такой же как мы сын – дочь Бога, в отличии от человеческой нравственности выводимой из правил животной социализации.

Чем характеризуется осознанная жизнь?

   

...осознанием ВСЕГО того, что происходит в жизни.

 

Конечно, речь не идет о осознании (управлении) электрохимическими процессами в организме, но уровень мотивации своих поступков мы обязаны осознавать целиком (что крайне сложно).

Осознанность - сознание основывается на феномене разумности. Об этом было бы интересно поговорить...

Осознание – процесс включения сенсорных впечатлений от внешнего мира в структуру памяти. Понимание – интеграция (встраивание) сенсорных впечатлений и структур памяти в динамичную сеть общепринятых правил (принципов). Смыслы выводятся из сочетания осознания и понимания и располагаются только в сверхматериальных (внутренних) сферах человеческого опыта.

не много про разумность...разум...

Мы распоряжаемся только разумом, живем по средствам разума, - разумом принимаем все решения.

Разум осознает феномен веры, а вера, как феномен, это всегда и идеал, и свет, который освещает дорогу к этому идеалу.

Разум управляет энергией, если сам откликается на духовные влияния.   Разум откликающийся на дух, это разум обладающий свободной волей.

Уровень разумности (мышления) повышается: доведением любых рассуждений до уровня смыслов, - способность проникать в суть.  Исключение из категорий мышления страстности, конфликтности, эгоизма, а из своих привязанностей, - привязанности к необязательному, а также, полный (не фрагментарный) самоконтроль. Ответственность за мысль.

Так же повышение качества мышления происходит за счет умения смешивать мысли из подсознания с мыслями из сверх сознания.  

То, что приходит без усилия – всегда из подсознания. А вот то, что с усилиями, после последовательного приложения усилий, через дисциплину разума, целенаправленно, – из сверх сознания.

Что происходит когда теология порабощает религию?

...вряд ли можно говорить о каком-либо порабощении, ведь теология это част религиозного сознания. Я бы говорил об отрыве теологии от религии, и пример нам хорошо известен: отрыв Христианской реологии от религии Христа.

Даю ссылку: 

Религия из первых рук

Надо ясно понимать, что в основе религии лежит индивидуальное отношение человека и Бога, попытки социализировать эти отношения в определенном историческом и культурном контексте приводят к возникновению традиции, теология - оформляет, фиксирует появившуюся таким образом традицию. 

Традиция и присущая ей теология, может в некотором смысле определять личные отношения создания и Создателя, но говорить о каком - либо порабощении, я думаю не корректно.

 

Что необходимо избегать при наличии реальной веры в Бога?

….формул "как верить"...

 

Как только мы сталкиваемся с какими-либо формами социализации веры, в виде "символов веры" или определяющей веру догматикой, считайте, что никакой веры за этим не стоит. Ещё раз: в основе феномена веры лежит стремление человека выйти за горизонт реального, - какими формулами такое стремление можно описать?

Живая вера....живое стремление, - стремление живого, уникального, неповторимого человека двигаться туда, где он ещё никогда не был...

"Ещё раз: в основе феномена веры лежит стремление человека выйти за горизонт реального, - какими формулами такое стремление можно описать?"

Но христианство то умудрилось формул напридумывать((( Грехопадение, вот вам стимул поиска.

    ....теперь стоит задача отчистить от этих формул Христа.

Боюсь наших жизней не хватит.

Что то ваш сегодняшний материал выявляет много вопросов.

Как соотносятся уверенность верующего и сомнения неверующего?

.увы, но никак...

 

Мы с вами ранее обсуждали формулу: для неверующего человека все доказательства наличия Бога всегда будут недостаточны, а для верующего - избыточны.

Вспомните в каком ключе мы рассматривает категорию ВЕРЫ, для нас это стремление в непостижимость, желание заглянуть за горизонт реального. Ну и как вы хотите соотнести мировоззрение человека, который несет в себе это стремление и жизненную позицию человека, который от всего подобного отказался?

А я был уверен что, Уверенность Богопознающего верующего не должна нарушаться неуверенностью сомневающегося материалиста, при условии что эта вера живая а не интелектуальная.

....вера и уверенность, - это то, что рождается изнутри и не может быть разрушена каким- либо внешним воздействием.

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

ну если уверенность приходит из веры, тогда да, я тоже сомневаюсь что человека прошедшего через этот опыт, можно смутить. А вот не укрепленного человека в вере, мне кажется смутить можно.

Что объединяет людей в отношении к Богу?

...стремление к нему, стремление к познанию его, стремление к осознанию его воли, стремление отдавать ему любовь в ответ на его родительское отношение, - его любовь...

 

СТРЕМЛЕНИЕ двигаться к Богу...

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

Я полагаю. Переживание опыта познания Бога, которое может быть вполне обоснованным в опыте индивидуума, даёт людям уверенность в Его существовании.

 ...я думаю, тут обратный порядок: уверенность в его существовании и уже потом переживание опыта, который укрепляет эту уверенность, делает её осязаемой, практичной...

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

Из-за чего возникает путаница, сопровождающая переживание достоверности Бога?

...буду признателен, если вы уточните, о каких переживаниях вы спрашиваете, о переживаниях относительно есть Бог или нет? Или что-то другое?

Я имел в виду, что переживание достоверности Бога из-за различных толкований и описаний такого опыта отдельными индивидуумами и различными человеческими расами, часто вносит путанницу и смущает многих в правильности выбранного пути.

 ...для того, чтоб не смущал чужой опыт, лучше всего обзавестись своим)

Личный опыт Богопознания!

Ну и конечно надо иметь представления, о том каким образом развивались отношения между человеком и Богом по мере развития нашей цивилизации, если выражаться точнее, то как трансформировался характер этих отношений. Об этом достаточно подробно по рассуждали в предыдущем материале.

Всего лишь одно цитата: 

«Нравы антропоморфических богов являются точным отражением морали тех людей, которые впервые придумали такие божества. Древние религии и мифология достоверно передают верования и традиции народов, давно уже ушедших в небытие».

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

День добрый!

Благодарю за ответы, пока вроде всё ложится в конву моего опыта.

Ещё вопрос

Как различаются Бог и Божество?

Рад, что вы разделяете эти понятия, - это мало, кто делает ((

 

Формально всё не сложно: Бог, есть персонализация Божества, - а вот дальше начинается одна сплошная сложность. Персонализация не обязательно означает обретение личностных качеств, если быть точным она (персонализация) возможна и на до-личностном и на сверх личностном уровне.

А теперь надо отложить Сноб и на пол годика заняться обсуждением того, что такое до-личностная и сверх личностная персонализация, хотя нам бы с личностной персонализацией Божества в первом приближении разобраться))

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

Для меня:

Бог есть дух;

А Божество есть единство.

 Конечно, Бог - есть Дух, но Он ещё много чего и по мимо Духа.

Бог есть воля, Бог есть энергия, и в сущностном выражении Бог есть любовь, - Бог всегда больше любых наших представлений о нем.

Конечно, Божество есть единство, но говорить о единстве Божества на материальных уровнях мироздания, у нас не никаких оснований, а вот такое утверждения для сверхматериальных уровней будет звучать легитимно...

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

Что служит надежным средством возвышения веры?

возвышением до чего? и что значит возвышенная и не возвышенная вера?

Я достаточно определенно разделяю веру, как феномен человеческого сознания и религиозную веру, как часть этого феномена.

Я приведу ниже отдельно два определения, чтоб вам было проще с ориентироваться и, при необходимости, задать вопросы:

Зарождение в нас Веры начинается с осознания, признания и принятия в свою жизнь какой-либо непостижимости, признания того, что в ней имеет место быть некая запредельность, причём эта запредельность совсем не обязательно должна ощущаться нами как некое присутствие или участие, мы просто допускаем, что в мироздании есть то, до чего мы пока не в состоянии дотянуться своим сознанием, - это допущение инаковости по отношению к нашей реальности, допущение «иного бытия».

Любая запредельность пугает нас, но так устроен человек, что страх, который мы испытываем от соприкосновения с неизвестным, непознанным, рано или поздно проходит (иногда для этого требуются эпохи) и на его место приходит любопытство и пытливая увлеченность.

Вера, это стремление двигаться в непознанное, желание заглянуть за горизонт «реального». Вера, - это само приобщение к запредельности, к «иному бытию».

Как феномен сверхразумного взаимодействия с реальностью, вера создает в нашем сознании тот самый настрой, а точнее сказать тот самый фон, на котором более полно и разнообразно проявляются те привычные для нас инструменты реагирования на реальность как логика, здравомыслие, возможность сопоставления и т.п. Без такого фона внутренней устремленности в непостижимое, освоение доступной нам реальности будет сводиться к перебору и комбинированию уже известных фактов с единственной целью утвердиться в том, что уже известно.

Обычно вера возникает вследствие пытливого отношения к миру или рождается как отклик на событие, человека, духовное влияние. Но в любом случае она изначально будет проявлять себя как отношение к целому, а все остальные отношения в жизни, пусть даже самые важные (семья, работа, увлечения) станут отношениями только к её «части».

Вера — это всегда отношение ко всеобщности, но не к локализации; отношение к локализации рождает убеждение.  Основанное на убеждениях доверие к реальности будет относительным, а уверенность в человеке, как части реальности, основанная лишь на согласии с его убеждениями, будет неполным. 

Вера несводима к определенным правилам поведения, это не альтернатива другим правилам и не противопоставление чему-то «приземленному». Вера вмещает в себя все и в окончательном виде: мотивы, поступки, выборы, цели, - и все это вера определяет. Это качественно иной способ построения отношений с реальностью, и это иная основа отношения ко всему мирозданию.

И конечно вера связана с освобождением. Только человек, способный взять под контроль своё животное начало, может стремиться приобщить себя к иному бытию. Животное к иному бытию стремиться не может; животное не может стремиться за горизонт и не имеет желание двигаться в неопознанное. Животное заинтересованно в улучшениях, но не в качественном росте, который нередко связан и с потерями, и с дискомфортом.

Религиозная вера, - как составляющая этого феномена человеческого сознания, - подразумевает какое-либо воплощение «иного бытия», когда есть «кто-то», кто олицетворяет собой   ценности, стремление к которым и проявляет идеалы.

Вера в контексте религиозных устремлений проявляет себя в стремлении познать первопричину всего сущего и является полноценным дополнение (не противоречием) такому же стремлению, которое демонстрирует научная любознательность. Факты никогда не противоречат вере, вере противоречат «актуальные» теории.

«Именно религиозная вера, позволяет человеку навести мосты между интеллектуальной логикой, осознающей Всеобщую Первопричину как Оно, и той убеждённостью души, утверждающей, что Первопричина есть Он, - личностный Бог спасения человека».

Только личный опыт соприкосновения с «иным бытием» может подтвердить человеку несомненность Бога. Внешних подтверждений существования Бога нет, или они не работают. Для неверующего человека доказательства существования Бога всегда недостаточны, а для верующего - всегда избыточны.

Я имел в виду только личный смертный опыт, связанный с присутствием духовного помощника от - Бога, который есть дух. Духовные устремления и попытка согласования запредельности по отношению к нашему уровню.

Духовные устремления

....вы меня заинтриговали, реально.

Что вы понимаете под словосочетанием "духовные устремления"?

Например: Желание встретиться в Вечным Сыном, или желание вхождения в созвучность с божественным присутствием в моей жизни.

...вы должны понимать, что подобного рода желания в нас живут только как интеллектуальные предпосылки. В своей замечательной голове мы можем реализовывать любые целеполагания, но никакого отношение к истинно духовным (реализуемым в духе) устремлениям мы иметь не можем. 

Мы существа материальные и даже та субстанция, которая имеет отношение к будущей реальности - душа - только морантийна, но ни как не духовна....

Что может служить наставлением для веры, для религиозной проницательности?

Мы действительно находим Бога благодаря направляющему воздействию духовной проницательности, однако мы достигаем такой проницательности души через любовь к прекрасному, стремление к истине, верность долгу и через поклонение божественной добродетели.

Но из всех этих ценностей истинным проводником к подлинной проницательности является любовь.  

Если коротко, вы говорите об Откровении?

 ...я говорю именно о любви, как о истинном проводнике К подлинной духовной проницательности.

Проницает тот, кто ПРОНИЦАЕМ, то есть открыт, а открыт тот, кто любит.....

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

Тоесть об Иисусе, жизнь которого была откровением для всех, но мало кто был способенн воспринимать.

....если у вас слово любовь ассоциируется с Иисусом, то почему нет?

Думаю, говоря об Иисусе можно говорить не только о любви...

Когда человек развивается лучше всего?

  ...когда внешние обстоятельства вынуждают его это делать, - может это не совсем приятный, но факт. 

Животное в нас надо шевелить, чтоб оно бегать начало. Конечно, со временем подключаются и внутренняя мотивация, но это со временем и не у всех....

Эту реплику поддерживают: Алексей Белоусов

Наверное Человек лучше всего развивается тогда, когда давление со стороны семьи, общества, церкви и государства является наименьшим. Но это Человек-разумный.

...очень спорный тезис, история говорит об обратной тенденции. Самые светлые личности рождались в самые темные времена.

Без необходимости преодоления, не формируется характер.

Приведу вам один документ:

Задумайтесь над следующим:

  1. Желательно ли мужество – сила характера? Если да, то человек должен воспитываться в таком окружении, которое заставляет бороться с трудностями и реагировать на разочарования.

2. Желателен ли альтруизм – служение своим собратьям? Если да, то жизненный опыт должен сталкивать с социальным неравенством.

3. Желательна ли надежда – величие доверия? Если да, то человеческое существование должно постоянно осложняться неуверенностью и периодическими сомнениями.

4. Желательна ли вера – высшее утверждение человеческой мысли? Если да, то разум человека должен оказываться в том мучительном положении, когда он постоянно знает меньше того, во что может верить.

5. Желательна ли любовь к истине и готовность пойти за ней, куда бы она ни привела? Если да, то человек должен расти в мире, где присутствует заблуждение и всегда возможна ложь.

6. Желателен ли идеализм – понятие, граничащее с божественным? Если да, то человек должен вести свою борьбу в среде относительной добродетели и красоты, в окружении, пробуждающем неукротимое стремление к лучшему.

7. Желательна ли верность – преданность высочайшему долгу? Если да, то человек должен жить в условиях вероятности предательства и измены. Доблесть преданности долгу основана на предполагаемой опасности проступка.

8. Желательно ли бескорыстие – дух самоотверженности? Если да, то смертный человек должен жить лицом к лицу со своим неизбежным «я» и его нескончаемыми требованиями признания и почестей. Человек не мог бы активно избирать божественную жизнь, не отказываясь от жизни эгоистичной. Человек никогда не мог бы ухватиться за спасительную праведность, если бы не существовало потенциального зла, на фоне которого возвышается и оттеняется добро.

9. Желательно ли наслаждение – удовлетворение счастья? Если да, то человек должен жить в мире, где наличие боли и вероятность страдания являются извечными эмпирическими возможностями".

И что, человек (именно человек) может быть не разумным, то есть находиться вне присутствия разума?

  Вот ваш тезис: "Наверное Человек лучше всего развивается тогда, когда давление со стороны семьи, общества, церкви и государства является наименьшим. Но это Человек-разумный" - я спрашиваю, что, в вашем понимании, человек (если он человека) может быть не разумным???

Получается есть неизбежности обстоятельств через прохождение которых, человек обретает и закаляет свой характер, при условии что он понимает для чего эти обстоятельства проявляются в его опыте?

...даже без понимания...

Обстоятельства, на то они и обстоятельства, что бы их проходить, с пониманием или без. И характер формируется под час, потому что надо выживать и двигаться дальше. А великие и чистые целеполагания потом приходят, если приходят....

 

От чего зависит прочность религиозной группы?

..от твердости намерений каждого члена этой группы, при условии, конечно, если векторально, их стремления совпадают....

Говоря простым языком: прочность группы зависит от духовного единства. Но НЕ от теологического единообразия.

 ...духовное единство для меня некая абстракция.

С учетом того, что мы имеем очень поверхностное представление о духе, объединение на этой "почве" кажется мне крайне зыбким и неопределенным...

....я не думаю, что вы предложили аналог приведенной формулировки со "стремленем"...

Бог - есть Дух и вы это подтвердили. Почему стремление познавать Бога не может стать духовным единством?

...стремление (именно стремление) к духовному единству - может, а вот некое духовное единство, как статус, как положение и тп НЕ может стать основой для единения.

Вы же написали: " Прочность группы зависит от духовного единства" - я поправил, не от духовного единства, а от стремления к духовному единству, - это разное.

 

Какая церковь (концепция религиозного отношения)  имеет будущее?

Какая церковь (концепция религиозного отношения) имеет будущее?

 ....которая не будет заниматься социализацией (популяризацией) религиозного опыта отдельный своих представителей (так называемых святых), а займется созданием  условий для устремления к Богу для каждого из своих верующих.... 

Наверное Любая, если:

- поклоняется живому Богу;

- утверждает братство людей;

- имеет смелость освобождать своих членов от какого-либо догматического давления.

....не одна из церквей не скажет , что поклоняется НЕ живому Богу, все считают таких же верующих своими братьями, и никто не признает давление своей догматики на верующих, - перечисленное вами, в представленном виде, не работает.

Любая (религия) если она основывается на ЛИЧНОМ опыте Богопознания КАЖДОГО верующего и не абсолютизирует опыт особо одаренных в этом вопросе.... 

 

"...не одна из церквей не скажет , что поклоняется НЕ живому Богу, все считают таких же верующих своими братьями, и никто не признает давление своей догматики на верующих, - перечисленное вами, в пред

А может есть критерии которые помогают различать?

По аналогии "Плодов духа" в христианстве.

  ...критерии можно поискать, только боюсь, что таких церквей, в данной исторической эпохи не существует....