До этого:

  • Религиозность без Бога – возможно ли такое; шаг в непостижимость. Религия, как деяние индивидуальной души. Социализация религиозного чувства и опыта, - появление Традиции. Идеи о Боге, теология, священство, культ.
  • Все критики религиозности обсуждают традицию и только традицию. Ни религиозные чувства, ни личный религиозный опыт верующего человека, то есть все то, что составляет основу религии(religare) для обсуждения им недоступны.

    Элементарное неумение, а порой и нежелание отличать религию как личное переживание (чувство+опыт), от религиозной традиции, как переживания прошедшего социализацию, приводит к тому, что оценка действий религиозной традиции распространяется на жизнь индивидуального верующего.

    Подчеркну: поводом для обсуждения всегда является религиозная традиция, а решения, вольно или невольно, выносятся по поводу «религии вообще». В результате на конкретного верующего пытаются повесить всё, что веками творили и продолжают творить религиозные объединения и церкви. Всегда по «приговорам» оглашаемым традициям, «наказание отбывают» обычные люди, чья вина заключается лишь в том, что в какой-то момент они проявили «слабость-недальновидность» и поверили в Бога.

    Всякого рода «умники», стремясь оказаться в списке имеющих свое мнение по религиозным вопросам, вспоминают верующим, да и самому «богу», всё: крестовые походы, костры инквизиции, мракобесие средних веков, и «вероисповедальных» тиранов современности.

    Обычно они идут по пути обнаружения малоизвестных фактов, потом объединяют эти факты в «новые» знания, на основании которых делаются нелицеприятные для религии выводы.

    Самодовольная интеллектуальность, лишённая духовной проницательности, то есть, лишенная того, что только и может вывести нас на осознание присутствия Бога, начинает отвязано  о Боге вещать, исключительно в контексте его   вредоносности или как минимум, бесполезности.

    Эти господа, отполировавшие до блеска ступеньку своей материалистической определенности, считают своим долгом совершать с неё разрушительные, - как они думают, - набеги на недоступную для них непостижимость Бога.

    И на этой ступеньке они не одни, на той же ступеньке окончательности, только с другой стороны, находятся все последователи догматизированных религий, которые ревностно и нетерпимо относятся к попыткам отдельного человека построить свои личные отношения с Богом.

    В своём вечном споре и материалисты и церковники чувствуют себя уверенно и хорошо. Материалисты пытаются, и не всегда безуспешно, загнать религиозную традицию в угол, бездоказательностью существования «иного бытия», в ответ традиция, так же с переменным успехом, тыкает носом материализм в лужу безысходности и ограниченности.

    И те и другие, самоизолировались от запредельности, они старательно уничтожают всё, что с их точки зрения является не окончательным, динамичным, а потому ненужным и вредным. 

    Общаться с обоими невозможно, и те и другие упоительны в своем самодовольстве и самоудовлетворении. 

    Они с таким рвением занимаются завоеванием жизненного пространства, что человеку становится неловко от неустроенности   своего существовании между двумя этими маяками «окончательной истины». Он растерян… Одни требуют «веры», другие «веры в неверие».

    Как оголтелое «священство» прячется от инакомыслия за непробиваемым забором из писаний и преданий, так и эстетствующий материализм каждый раз умело отгораживаются от критики частоколом из википедийных формулировок, диаграмм и статистики.

    Разговор о «религии вообще» всегда разворачивается в плоскости интеллектуального противостояния: традиция (повторюсь) требует интеллектуального согласия с догмами, материализм эти догмы не принимает и взамен предлагает свою догматику в виде «объективных» научных законов.

    И тех и других не очень беспокоит сам человек, они отказываются понимать, что залезая своей «правотой» на  территорию  сакральных и бесконечно динамичных отношений человека с Богом,  они разрушают самое ценное, что может появиться в жизни каждого из нас: теплоту братского общения, радость космического предназначения и восторг участия в самопретворении.

    Традиция даёт человеку перила ведущие вверх, под которыми нет ступени, а материализм предлагает ступеньки, но это ступеньки идут вниз, и никаких перил, - рухнешь, так рухнешь…

    Далее по четвергам:

  • О правильных и неправильных религиозных чувствах. Из чего складывается личный опыт Богопознания.
  • Религия и служение. Религия и нравственность. Как не убить себя интеллектом и как не умереть пребывая в Традиции? Так что же такое религия?
  • _______________

    Философские беседы. Разговор на самые важные темы.