12:26  /  15.01.19

Нелюбовь к литературе как важное условие работы в издательстве

С учетом количества издательств в России, нетрудно догадаться, что и вакансий, связанных с издательским бизнесом, на рынке…

С учетом количества издательств в России, нетрудно догадаться, что и вакансий, связанных с издательским бизнесом, на рынке труда достаточно. И вакансии эти для выпускников-филологов, типографов и любых других новоиспеченных профессионалов выглядят, словно лакомые пирожки: выпускающий редактор детской литературы, креативный директор направления подростковой литературы, пиарщик, маркетолог, smm-щик. Любое издательство, благодаря фильмам и сериалам (американский сериал “Юная” или заполнивший социальные сети, словно спам, турецкий сериал “Ранняя пташка”), выглядит местом царствования креатива и творчества, вдохновения и абсолютного кайфа от работы. Но на деле все может быть несколько иначе.

 

Помимо того, что я сама устраивалась на работу, проходила множество собеседований и тестовых заданий на разных уровнях, я успела уже и прособеседовать огромное количество кандидатов на должность стажера в редакцию, так что уловила несколько основных проблем молодых талантов, которые жаждут попасть на работу мечты. Так получилось выделить признаки, по которым дорога в издательство может быть закрыта.

  1. Самый логичный критерий выбора нового сотрудника или стажера - это его скорость чтения. Практически на любой должности в издательстве нужно уметь быстро читать, читать по диагонали, вникать в смысл текста и понимать все прочитанное. Медленная скорость чтения или быстрое бездумное чтение, не оставляющее воспоминаний о содержании книги, - это крест на возможности работать с книгами.

  2. Еще один критерий (который, к слову, относится к любой сфере деятельности) - это необходимость внимательно читать описания вакансии и требования к ответному письму, резюме или портфолио. У меня была масса интересных случаев, когда я просила указать имя, пять последних прочитанных книг и написать рецензию на одну из них, а мне присылали рецензии на фильмы, огромные портфолио со статьями на тему медицины и даже письма в стиле “мне интересна ваша компания как площадка для развития, где я мог бы дорасти до главного руководителя”. На такие письма даже отвечать нет желания - в мусорку улетают все те кандидаты, которые не смогли дочитать текст вакансии до конца.

  3. В издательство никогда не ищут литературных критиков, маскируя должность другим названием. Любой талантливый редактор, считающий, что может воротить нос от книг, критиковать всех авторов и считать себя цензором по качеству, вряд ли подойдет для работы в редакции. Книжный бизнес - это, прежде всего, коммерция, на нем делают деньги, а значит, в первую очередь он ориентирован на уровень популярности и продаваемости того или иного произведения, а не на мнение редактора о нем. Все же мы еще помним “Сумерки”, да?

Самое важное, о чем я всегда говорю в контексте работы в издательстве, - это любовь к литературе. “Конечно, книги надо любить, чтобы работать с ними,” - наверняка подумали все. Но я говорю как раз об обратном - чтобы работать в издательстве, не всегда нужно любить литературу. Скорость чтения, любовь к чтению, понимание литературных трендов и тенденций, наличие списка любимых авторов - это замечательно, это делает вас человеком “из сферы”, но на одной только любви карьеру не построить.

 

Увы, уже месяц на четвертый-пятый работы в издательстве приходит неприязнь, если не ненависть к книгам и к некоторым отдельным эксклюзивам среди писателей. Романов, повестей и сборников проходит мимо огромное количество, не все они хороши по качеству, не все они интересны по сюжету, не у всех произведений адекватные авторы. О какой любви тут может идти речь? Именно поэтому все резюме, начинающиеся со слов “Хочу работать в издательстве, потому что очень люблю читать” тоже отправляются в мусорку почти сразу. Всех юный писателей и критиков с горящими глазами, в голове у которых идеальный образ работы с идеальными книгами, ждет разочарование в издательском бизнесе. Тут нельзя работать только из-за любви к чтению.

 

А если вспомнить небольшие узконаправленные редакции, которые, например, выпускают одни только прописи и учебники для школы? Как любовь читать поможет полюбить однообразные книги, которые, конечно, очень важны, но в качестве литературного произведения совершенно неинтересны.

 

Подводя итог, хочется сказать, что с нелюбовью к литературе, но профессионализмом и опытом работать можно.

 

С желанием найти новые литературные жемчужины - можно.

 

С желанием контролировать тенденции литературного рынка - можно.

 

С желанием заработать денег - можно.

 

С одной только любовью к чтению, не подкрепленной другими интересами - нельзя.