Не собирался писать на эту тему. Столько сказано уже было. Но, когда увидел реакции на последние события в Америке нашей «элиты», причем самых известных публичных людей, понял, что дабы уравновесить критическую массу зла (шутки вроде поста «Ай-ай-ай, убили негра под черным квадратом или «легкая ирония» в виде надписи под дачным фото «Dacha time matters» или возмущения на тему «Что за идиотизм – фильм «Унесенные ветром» изъять из открытого доступа?!», или сравнивание грабителей магазинов и мирных протестующих…

В общем, я в очередной раз понял, что страшно «далек я от народа», причем тут даже дело не в том, что я психолог, а в том, что я жил в США около 3х лет в общей сложности, во Франции – больше 10 лет и действительно мог наблюдать проблему расизма изнутри, причем скрытого, тонкого и далеко не всегда очевидного со стороны белого человека. Я помню, как руководитель одной компании откладывал резюме с именами типа Пьер и Мари в стопку потенциальных кандидатов, а резюме с похожим послужным списком, но с именами Рашид и Фарида – браковал неглядя. Также и в России была похожая ситуация, когда директор по персоналу (причем, довольно крутой компании лакшери сегмента) намекал, что "Нам бы побольше кандидатов, как Светлана посмотреть, а то, в основном – все как Гульнара". На западе за такой комментарий человека лишили бы работы, у нас же он занимает руководящую должность.

И да, мне понятно, что белая девочка, которая смотрела фильм «Унесенные ветром», ассоциировала себя со Скарлет О’Харой посчитает возмутительным лишать народ такого шедевра, но, насколько я помню - темнокожие герои фильма были обезличенными рабами, чье единственное предназначение было ублажить белых хозяев, причем эти «отношения» подавались как нечто романтичное и само собой разумеющееся. Так чего же удивляться, что темнокожий человек, который годами страдал от неравенства, не захочет, чтобы его дети воспитывались на таких фильмах?

У нас в последнее время стало модно травить. Такой глобальный троллинг и буллиинг в масштабах страны. Нападают и гасят, пока слава богу только виртуально, но с такой бесцеремонностью, жестокостью и цинизмом, как будто большинство этих людей, как говорится «непуганые», и в эпоху интернета совсем забыли о том, что такое нести ответственность за собственные слова и поступки. Неужели реактивность «праведного» гнева сильнее малейшей эмпатии, минимального импульса попробовать поставить себя на место другого человека, прежде чем осуждать? Интересно, многие ли белые люди признаются себе в том, что им приходит иногда в голову мысль, что повезло родиться белым?

Сейчас, во время самоизоляции наблюдал, что людей из ближнего зарубежья стало в Москве гораздо больше, многие приехали на заработки (курьеры, доставщики еды, строители). Вы наблюдали, как наши «стражи порядка» пропустят мимо себя десять белых и остановят и начнут докапываться с пристрастием до одного киргиза или таджика? Я – не раз. Помню, несколько лет назад общался с преподавательницей по йоге, работающей в Москве, родом из Филиппин, азиатской внешности. Она была довольно обеспечена. Как-то она мне рассказала, что не раз в Москве, заходя в модный бутик, охранники и продавцы на нее подозрительно поглядывали, как будто она воровать пришла. Я ей верю. Я это к тому, что во время лоббирования трэш-поправок, наше горе-политики пытаются также в очередной раз самоутвердиться за счет внешнего врага – Америки, мол, какой ужас там происходит. Говоря о расизме, многие искренне считают, что расизм – это там, а мы-то добрые и у нас такого нет. На самом-то деле, мы сами не далеко ушли в решении этой проблемы.

Я совсем не хочу заниматься морализаторством, но задача психолога, на мой взгляд, - помочь осознать что-то. Безусловно, различные формы неравенства были и, видимо, будут в обществе всегда, но если, прочитав мой текст, хоть кто-то из людей, кто сейчас осуждает и высмеивает протесты в Америке поймет, что дело в том, что есть боль, которую можно лечить любовью и пониманием, а не отвергать и осуждать, и изменит свое отношение к происходящему, значит я не зря потратил время на написание этого текста.

И последнее. Аргумент что «любая жизнь ценна, а не только чернокожего» справедлив, но не уместен. Это все равно, что рядом с вами горит дом, а вы пожарным говорите возмущенно «а почему ко мне никто не приходит и не спасает?». Любви и добра всем!