Все записи
07:15  /  3.09.20

1179просмотров

Бойтесь пассивно агрессивных

+T -
Поделиться:

 И держитесь от них подальше.

«Ой, а ты же всегда у него виновата!» - однажды воскликнула знакомый психолог, увидев семью моих друзей.

Яркая выразительная Татьяна была супругой скромного интеллигентного Петра.

«Как вы это поняли за 15 секунд?!- удивилась Татьяна, - ведь это действительно так!»

Пётр все время недовольно сжимал губы, отряхивал пиджак и дергал ногой. И мило улыбался незнакомцам. Как выяснилось, он был типичным представителем пассивно-агрессивного класса людей.

Кто это?

Пассивная агрессия - манера поведения, при которой подавляются проявления гнева. Каждый из нас может быть таким в какие-то моменты, однако есть те, у кого поведение  в большинстве случаев обусловлено пассивной агрессией.

С виду эти люди выглядят как ангелы. Они всегда помогают слабым, они всегда защищают униженных. Мы, как правило, превозносим их человеческие качества. Помните поговорку «в тихом омуте черти водятся»? Так вот это про них, про пассивно-агрессивных.

А рядом с ними всегда есть кто-то эмоциональный, яркий, живой - жена, друг, брат. Именно тот, кому достаётся больше всего пассивной агрессии: оценок поведению, изысканному обесцениванию, поучениям.

Как их опознать?

Женщины чаще всего с минимумом косметики, скромно одетые, в странной обуви на низком каблуке. Основное - поджатые губы или выдвинутая вперёд челюсть. Помните, Людмилу Прокофьевну в «Служебном романе» или Катя из «Не родись красивой»? Это ярко-выраженные скромницы, умницы и отличницы - типичные представительницы рода пассивно-агрессивных.

Мужчины - аккуратные, скромные, опрятные, с тихим, чаще высоким, голосом, всегда в костюме. Таких в русском кино много играл Андрей Мягков. Очень показательна его пассивная агрессия в фильме «Ирония судьбы».

Вы сталкивались с пассивной агрессией в общении если:

* ваш эмоциональный и важный для вас рассказ о каких-то впечатлениях одёргивали, перебивали по незначительным поводам;

* человек делал вид, что вас не слышит;

* когда человек говорит о вас в третьем лице в компании, а вы стоите рядом;

* говорили что-то типа «умерь свои эмоции», «это твой характер», «у тебя слишком../громкий смех/сильная реакция/ много желаний...», «так можешь делать только ты»;

* когда в ответ на ваши действия, человек закатывал глаза или цыкал «подумаешь»;

* Когда произносили «ну я же говорил/а!»;

* специально совершали ошибки, которые могли показаться случайными;

* казались незаинтересованными в том, что было важно для вас;

* устраивали «игру в молчанку»;

* игнорировали ваш вклад в решение вопроса;

* исключали вас из обсуждения важных вопросов «тебе-то это зачем»;

* избегали взаимодействия;

* не отрицали ложные слухи;

* не перезванивали или не отвечали на сообщения;

* опаздывали на запланированные мероприятия;

* замедляли выполнение того, что вам важно;

* настойчиво навязывали вам «правильное» мнение;

* говорили с вами как с ребёнком;

* провоцировали вас повышать голос;

* рассказывали ваши интимные тайны тем, кому не следовало об этом знать;

* унижали вас улыбаясь, и говорили «тебе показалось»;

* говорили о своих достоинствах, когда вы открыто признавались в недостатках на эту тему;

* Обесценивали ваши усилия и ваши эмоции. «Подумаешь», «нашла из-за чего расстраиваться», «только не зазнавайся»;

* Говорят безапелляционно «я считаю», «я уверена», «никто так не делает», «никогда так не поступают»;

* Первая реакция на все - недоверие;

Почему они так делают?

Подобный тип поведения легко отрицать. Если вы что-то скажете подобному человеку «Что? Я же ничего не делал». Они убеждают себя в этом, ведь это агрессия чаще через бездействие, а не действие, и, формально, его не за что винить.

Однако на самом деле пассивная агрессия может быть столь же вредоносна для отношений и психологического благополучия других, как и другие типы агрессии. Самое любопытное, что все вокруг рано или поздно на каком-то ментальном уровне начинают понимать, что человек не так хорош, как кажется. Однако, не могут это вербализировать и пояснить, почему им не нравится общение с пассивно-агрессивным. Постепенно они отходят от подобной компании. Чем здоровее человек, тем быстрее он покидает это общество.

Концентрация пассивно-агресивных людей обычно в стане йогов, веганов, в церкви, в русских школах многие учителя выбирают этот тип поведения как доминирующий. Я не хочу оскорбить ничьи чувства, и прекрасно знаю, что там также встречаются действительно уникальные чистые и светлые люди, но они могут быть окружены пассивно-агрессивными со всех сторон. Те, кто светел, этого не замечают, но это часто отталкивает последователей. В целом, представители любого учения, начинающие поучать окружающих как жить, что делать, как питаться, чаще всего - пассивно-агрессивные. И вам не показалось, что в их обществестве не уютно, несмотря на красивые слова и лозунги. 

Эмоциональная выгода

Пассивно-агрессивные всегда ищут в пару эмоциональных людей. Они накручивают их. С помощью них они решают свои задачи. Часто делают перевороты в компании руками эмоциональных.

«А я что? А я ничего!» - сами остаются в стороне и присоединяются к победителю.

Примеров пассивно-агресссивных персонажей в литературе немало. И все они выглядят крайне благородно и являются образцами для подражания. Только вот подражать им мало кто хочет. А рядом всегда кто-то яркий, творческий, порывистый, талантливый.

Том Сойер и Сид Сойер - один из братьев всегда выглядит очень прилично, а другому достаётся. Буратино и Мальвина: если ты не играешь по ее правилам - сиди в чулане. Яго и Отелло - пожалуй, один из самых критичных проявлений этих отношений - один провоцирует, второй убивает. Кардинал Ришелье и король Людовик - как легко его провоцировать в своих интересах.

Пример подобных отношений в реальной жизни: Катя много лет дружит с Машей. Катя - яркая, активная девушка и готова боготворить Машу за лучшие проявления: она всегда тактична, она помогает людям и поддерживает слабых. Изумительный человек! Однако, Катя совсем не обращает внимание на пассивную агрессию.

«Ты слишком эмоциональна! Вечно ты во что-то вляпываешься! Хватит восторгов, давай обсудим планы» - Маша же такая хорошая, она просто не может плохо поступать. Собственное недовольство Катя проглатывает, делает вид, что его не было. Ведь она же действительно излишне эмоциональна, ведь действительно можно и покороче, и да, такие события происходят только с ней.

И Катя в ответ на пассивную агрессию начинает ещё больше корить и не любить саму себя. А Маше такое поведение очень удобно. Ведь на фоне Кати она всегда выглядит более правильной, она всегда может самоутвердиться за ее счёт, и всегда есть тот, кто будет слушать и восхищаться. Другие люди чувствуют себя с Машей неловко, они видят эти провокации и недоброту девушки, однако, они не могут это объяснить.

«Как вы не понимаете, она же - ангел! - убеждает их Катя. Но они все равно сомневаются. Вот только доказательств у них нет, а у неё есть. Поэтому просто удаляются из общения, не могут выдерживать столько пассивной агрессии и обесценивания себя. И с пассивно-агрессивной Машей остаётся только верная Катя. Потому что уверена, что ее эмоции - зло.

Если в вашей жизни встречалась такая Маша или такой Пётр или Сид Сойер, и вы внутренне чувствовали, что-то недоброе при ангельском поведении второго - то теперь вы знаете, это была пассивная агрессия. Вам не показалось. Пассивно-агрессивные самоутверждаются и действуют через других.

С пассивной агрессией выходит так, что не всегда то, что плохо выглядит - таковым является. И наоборот.

Купить книгу "Сам дурак. Как убеждать непробиваемых"

Комментировать Всего 6 комментариев

Актера зовут Андрей Мягков, а его персонажа в "Иронии судьбы" - Евгений Лукашин, Женя.

Вы не могли бы уточнить: в чём проявляется "пассивная агрессия" Жени? Мне кажется, он скорее "яркий и эмоциональный", хоть и под действием необычной обстановки. Его пытаются воспитывать все встречные, ехидно желая ему "С лёгким паром!" ("пить надо меньше").

А монолог "Ты безалаберная! Ты непутёвая! В моем доме он вряд ли мог бы появиться! [о случайной жертве совпадения названий]" - произносит Ипполит: он-то пришел встречать Новый Год в костюме и при галстуке, как на совещание :)

Я спрашиваю потому, что каждый Новый Год в сети вспухают очередные обсуждения "вечного фильма", там уже обглоданы все косточки всех героев. А скоро опять Новый Год :) и такой поворот сюжета, как "пассивно-агрессивный Женя", был бы интересен.

Пришлось пересмотреть ради ответа

Добрый день, Анна! Спасибо за ваш интерес. Исправила имя, действительно смешала в кучу героя и актера. У этого актера много образов пассивно-агрессивных. Я их хуже помню, чем образ из "Иронии судьбы". Он как раз такой, милый. И работа у него благородная - людей спасать. И обесценивает он ненавязчиво, не так открыто как Ипполит. В этом разница, такой тихушно-обаятельный и очень жестокий. В том и разница, что они на самом деле милые очень. В агрессии излишней не заподозришь.  И мама у него из той же роли пассивно-агрессивная. Милая, но Галя ей не нравится, друга прогнала, "мировая" же. Мило-мило и аккуратно управляет.

1. Он незаметно так обесценивает ее чувства "У меня положение еще хуже! У меня в пустой квартире невеста". Она покорно с этим соглашается - это уже ее реакция, другая бы прогнала сразу, а она сразу запереживала за его возлюбленную. 

2. Потом он не прямо говорит, а с манипуляцией: "Между прочим, до нового года две минуты"

3. "А я никуда не уйду" - кгда понял, что за женщину некому заступиться

4. Ну и шедевр - сцена "Сколько вам? 32?А семьи все, ну, не получилось. Не повезло, это бывает. И вдруг появляется он. Вот такой... Серьезный, положительный. Красивый. С ним удобно. Надежно. За ним, как за каменной стеной. Да и жених, наверно, выгодный, и подруги советуют... "Смотри, не упусти".

5. И оправдание этого поведения, заметьте: " я хирург, мне приходится делать людям больно, чтобы потом им было хорошо"

6. "Потому что поете вы прекрасно, а готовить не умеете. Это вот не заливная рыба, это стрихнин какой-то". Сначала он нахваливал ее салат, ну подумаешь, рыба не удалась. Обесценивание под видом комплимента. 

7. Потом она вообще уходит из собственного дома от его манипуляций. 

8.  "Билет мне купила? Спасибо. Я тебе страшно признателен.

Нижняя полка.

Даже не знаю, как тебя благодарить! Избавила меня от необходимости стоять в очереди". 

Вот за этой прекрасной милотой и интеллигентсностью спрятан пассивно-агрессивный тип. Когда я пересмотрела его пару лет назад, у меня был шок. Как долго я считала милым и безобидным такого человека. 

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Очень мило также как он рассказывал про свадьбу друга. Как она заявил" надеюсь, ты его бросишь и уйдешь ко мне". А что сделал для того, чтобы ушла? Галя там за него все решает. Надя тоже и билет сама покупает и потом прилетает сама... Потому в продолжении даже в голову никому не пришло, что они были вместе. И в продоложении он такой в претензии ко всем ходит...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

Ирина, большое спасибо! Многое из Вами сказанного для меня прозвучало ново и необычно, буду думать. Хотела бы ответить на каждый пункт, но неудобно утомлять Вас, да это в общем была бы "битва интерпретаций" - когда у нас нет живого человека, а есть "художественный образ", то в общем любые интерпретации могут быть.

Скажем, "монолог" из п.4 мне кажется искусственным: живые люди так не говорят, авторам пьесы было важно "донести мысль", и они это делают в форме такого "монолога".

Такое есть ещё в нескольких местах: например, когда Надя говорит "Я пытаюсь научить их думать" (здесь в их диалоге с Женей коллекция интеллигентских штампов),

когда Ипполит ругает Женю "Такие, как вы, верят не в разум, а в порыв!" - это Женя-то, который за 36 лет ни разу не поддался "порыву" и не женился (при том что скорее всего недостатка в "кандидатках" не было),

и особенно - когда пьяненький Ипполит рассказывает "Разрушить старое легко, а построить новое трудно..." - такой трезвый голос пьяного человека...

Изначально "С легким паром!" - это пьеса, к моменту создания фильма успешно поставленная в разных театрах. У театра всё же чуть другие законы, и такие монологи там не выглядят настолько "ходульно", как в фильме.

А пункты 6-7-8 я бы отнесла на счет специфических представлений авторов о способах флирта :). Кстати, перед тем, как Надя убегает из дома от манипуляций Жени, она требует от него застегнуть ей сапожки - это просто предел советской эротики))). (но в этой сцене, мне кажется, видно, что она не считает его опасным и не чувствует своей беззащитности.)

Историю "о свадьбе друга" я бы интерпретировала отчасти как отзвук "театральности" (о чем написала выше), отчасти - как признак своеобразия характера: Жене и в голову не приходит "что-то сделать для того, чтобы она ушла" от его друга к нему: он говорит: "Павел же не виноват, что она выбрала его". В его картине мира девушки "выбирают" парней не за поступки, а за личные качества. Я не уверена, что в этом он неправ...

Кстати, Галю большинство "комментаторов-интерпретаторов" фильма не одобряют :) но это ещё один длинный вопрос)))

Продолжение я совсем не помню(( мне оно показалось совершенно вторичным, а поступки героев и сюжетные линии "психологически не оправданными" - хоть я совсем не специалист, но я как-то не слышала, чтобы "продолжение" обсуждалось так же бурно и серьезно, как "основной фильм". Его просто не воспринимают...

Ещё раз спасибо за Ваши ответы!

Анна, спасибо. Продолжение я тоже не помню, но помню факт того, что они там в разводе все же. С этого стартует сюжет. Даже в голову не приходит такое: "жили они долго и счастливо и умерли в один день"

Я рада, если мне удалось повернуть этот фильм к вам другой стороной. Там действительно все герои травмированные и Надя сама и Ипполит и мамы обе. 

Ипполит более агрессивен, поэтому все наше внимание уделяется ему. А вот Женя как раз-таки тот пассивно-агрессивный товарищ, которого так просто не выявить - со всех сторон приличный и милый человек. Просто пересмотрите с точки зрения того, что ваша близкая подруга собирается вот за него замуж выйти. Сразу холодок по спине пробежит. Герои прерасны на экране, но самое ужасное, что они воспроизведены из жизни. Рязанов очень талантлив - он показал всех их так, что они очень откликаются всем людям. И вот эти отношения становятся для кого-то образцом, сценарием для подражания. А это не про здоровье. 

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

"Там действительно все герои травмированные и Надя сама и Ипполит и мамы обе. "

- да, это несомненно. Кстати, монолог Нади об её отношениях с женатым мужчиной мне кажется более "естественным", чем другие монологи в пьесе. Хотя должно бы быть наоборот: ведь она учительница, и с её стороны это "аморалка", в советские времена ей могло бы не поздоровиться, если бы об этом узнали.

"Просто пересмотрите с точки зрения того, что ваша близкая подруга собирается вот за него замуж выйти"

- ну смотря чего она ищет в замужестве...

Я не так давно асилила "Гордость и предубеждение" - помните, там подруга героини выходит замуж за мужчину, которого обе считают идиотом? - и эта подруга довольна приобретенным местом в обществе, а терпеть глупость мужа для нее не составляет особого труда...

Кстати, и Наде про Ипполита "подруги советуют - смотри не упусти" (так говорит Женя, но скорее всего так и есть). "Место в обществе" и формальный статус он ей обеспечит, хотя характер у него и не подарок. Женя действительно выглядит человечнее на его фоне, хотя формальный статус у него ниже. А если бы в окружении Нади были нормальные мужчины, то и пьесы бы не было.