Все записи
15:22  /  16.04.18

1191просмотр

Самостоятельный прыжок, или чему должна учить школа

+T -
Поделиться:

О чем думает человек, стоя у обрыва? Его ноги плотно сплетены карабинами и страховкой, с ним те, кто провожает таких, как он, много раз на дню. Он думал о прыжке задолго до того, как здесь оказался. И все же: о чем думает он, оставшись наедине с самим собой?

Разумный взрослый, наверное, многократно задает себе вопрос: «зачем?». В его жизни есть ответственность и обстоятельства, есть страх. Поэтому он многое себе не может позволить, выверяя каждое слово и движение. Возможно, в рутине жизни он ищет место отрыва от того, что его тяготит, место свободы. И прыжок побуждает его подчиниться природе, естеству. Он летит вниз, ускоряясь и ожидая освобождения. Но вот, полностью распустившись, трос напоминает об ограничении. Еще несколько секунд и лебедка возвращает мечтателя в им самим созданный мир – на землю.

Ищущий себя молодой и беззаботный человек прыжком пытается оценить свои силы, раздвинуть границы возможного. Сможет ли он укротить дрожь своего тела, преодолеть себя? Взлетая, он ощущает прилив энергии, которая вырывается криками из его сердца, отражается от скал и возвращается к нему, оглушая всех вокруг. Думаю, многих долго не покидает ощущение влажности рук в тот самый момент, момент отрыва. И пусть зеваки не тешат себя иллюзиями: стоящий за спиной инструктор не помогает прыгающему толчком в спину – каждый делает свой прыжок сам.

Этот образ не выходит у меня из головы много дней. В этом «смог» и «помог» много от сути образования, от того, что ученые умы, чиновники, учителя, родители и дети образованием называть не решаются, боясь ограничить значение привычных понятий «знаю, умею, могу». А за всем этим классы и уроки, предметы и учебники, которые сковали нас, наше сознание. Многие скажут, что экзамен – это тот же прыжок. Наверное, он мог бы им стать. Но в сегодняшнем экзамене так мало «сам», что к оценке воли он, к сожалению, почти не имеет отношения.

Ни в коей мере не отрицая значимости знания языков, культур, наук, давайте попробуем понять, почему одержимость целью есть первостепенное условие развития, а многое, чему учит сегодняшняя школа, лишь устаревшее средство. Понять, почему поощрение даже за заурядное действие важнее наказания за несоответствие среднестатистическому достижению, почему признание обязательно для каждого в школе, и почему мы (взрослые), а не они (дети), виноваты в том, что не сумели найти место для признания в жизни каждого ребенка.

«Какую музыку предпочитаете?» – спрашивает улыбчивый человек со странным именем, перебирая треки на компьютере. «Вот эта подойдет. Почувствуйте ее ритм. Ну как»? Вас часто спрашивали в школе «как вам удобно?» и «что вам нравится?». Поверьте, с тех пор мало что изменилось, а если изменилось, то в худшую сторону. Все нарастающий объем знаний, который вынуждены осваивать дети, заставляет заорганизовывать процесс усвоения этих знаний. Избыточная «калорийность» не дает расслабиться, получить удовольствие от продукта – съесть бы. Уж где тут до выработки вкусовых пристрастий и наслаждения вкусом? Не успеем. Открываем рты шире, и…

В этом классе, висящем над пропастью, их двое. И каждый из них прыгал. Не раз и не два. Но они не сказали об этом - это у них в глазах. На их рабочем месте нет дипломов и наград за сложность прыжка или высоту, количество прыжков не отмечено зарубками напильника на проеме, ведущем в пропасть. В общении они не сравнивают нас с собой. Наоборот, они превозносят новичков. Они помогают тебе принять решение, сделать выбор, решиться. Их двое, и это тоже хорошо - один веселее, другой спокоен. Ты выбираешь не только мелодию, ты выбираешь того, кому тебе хочется верить. Не правда ли, есть чему поучиться? Не умаляя достоинств учителей, 8 часов в день на страховке на огромной высоте - «в кайф» может только настоящий … учитель.

«А теперь будем готовиться». Спокойно и рассудительно, по инструкции: взвешивание, запись в журнале и на руке, проверка натяжения ремней экипировки, карабинов. «Это вам нужно будет дернуть, чтобы освободить ваши ноги. Гораздо удобнее подниматься головой вверх. Попробуйте. Еще раз». В эти минуты в головах моих старших товарищей не было никакой произвольности. Они четко следовали инструкции, работая с точностью механизма швейцарских часов. Я наблюдал этот процесс дважды. Расхождения минимальны. При этом никто не испытывал ограничений. Желание квалифицированно помочь, а не утверждаться самим, обеспечило следование порядку.

В этом непросто признаться и об этом сложно писать, но решение прыгнуть пришло ко мне не сразу. При первой попытке подойти к точке отрыва мои глаза невольно посмотрели вниз. Я немного боюсь высоты: «Стойте, я не буду». Думаю это единственная громкая фраза, произнесенная мной за все время урока. Я медленными шажками связанных ног попятился назад. Меня никто не остановил. Не стал кричать: «Давай, ты сможешь!» Строго по инструкции, сохраняя самообладание и уважение к моему решению, меня сопроводили в исходную точку. «Давай подумаем, как лучше поступить, - сказали мне те, для кого прыжок обычное дело, - Не насилуй себя. Хочешь - пройдись. Прими решение». Это спокойствие многого стоит. Оно передалось мне, и я снова на краю. Учитель должен уметь ждать. Двойкой дело не исправишь.

Рука на спине. 5, 4, 3, 2 – не помню. Помню до, помню после. Больше ничего. Вам это ничего не напоминает? «Ты молодец. Молодец, здорово». Они буквально кричали, перебивая друг друга, только увидев меня снова в проеме висящего класса над пропастью. С этих слов и нужно начинать каждую фразу учителю. Всегда найдется то, ради чего важно сделать над собой усилие. Только много раз похваленный человек может поверить в себя, почувствовать красоту и сладость похвалы, произнесенной в его адрес. А хорошая привычка – лучший мотив для преодоления, для совершения своего прыжка.

Поверьте, не воспоминания о гравитации или о законе притяжения, и даже не образ Ньютона вселяют страх в того, кто подошел к обрыву. Можно сколько угодно практиковаться в знании, но так и не сделать предположение, доселе еще невиданное человечеством. Эта «наглость хода», смелость, одержимость идеей преобразования действительности и есть прыжок, в данном контексте – научный. Люди, умеющие «прыгать», нужны нам везде: в бизнесе, науке, искусстве, спорте, образовании и медицине. Они преобразуют пространство и раздвигают границы времени. Они дарят удивление. Они живут сами, создавая возможности для других.

Он им очень непросто дается, этот шаг. Отказывая себе во многом, ограничивая себя, они воспитывают терпение – учатся. Это обязательная составляющая: научиться ждать и не прыгать, пока ты не готов. В школе нужно пробовать и ошибаться. В жизни это гораздо дороже стоит. «А если что-то случится, кто-то может оказать помощь?» Взгляд моего учителя в сторону пропасти был полон изумления. 207 метров не оставляют шансов оступившемуся.

На выходе из парка приятный женский голос окликнул меня, предложив посмотреть запись прыжка на видео. «Конечно». И на экране снова моменты приготовления. Казалось, что ты прожил жизнь, там, над обрывом. «Вам прислать или на флэшку?». Хронометр отсчитал чуть меньше пяти минут.

Новости наших партнеров