Все записи
08:11  /  27.04.18

13164просмотра

Франшиза: как открыть прибыльный бизнес

Рынок франчайзинга в России уверенно растет год от года. За последние семь лет количество франчайзинговых предложений выросло больше чем в три раза: в 2009 году их было 370, а в 2016-м — уже 1300. Директор департамента франчайзинга компании «Этажи» Виталий Курбатов рассказал, как работает успешная франшиза, чем она лучше и хуже обычных стартапов и что нужно знать, чтобы сделать рентабельный бизнес по франшизе

+T -
Поделиться:
Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images
Иллюстрация: Fanatic Studio/Getty Images

Почему растет рынок франшизы

С одной стороны, на это влияет популяризация предпринимательства в целом. «Бизнес Молодость»видеоблог «Трансформатор» и другие громкие истории сделали занятие бизнесом модным и с виду простым. С другой стороны, не теряет актуальность запрос на легкие деньги. Возможность использовать готовое решение и простота старта бизнеса по франшизе привлекают многих.

Эффективность франчайзинга подтверждают и цифры: по статистике, через три года после запуска выживает только 30% компаний, созданных с нуля, в то время как по франшизе — 80%.

Начать франчайзинговый бизнес действительно проще и быстрее, чем собственный. Но в этом и подвох. Многие думают, что франчайзинг похож на вендинговый аппарат: ты его купил, подключил к электросети, пополнил расходниками, а дальше он работает сам по себе и приносит деньги. Это миф, и он часто приводит к неоправданным ожиданиям.

Покупая франшизу, например, «Макдоналдса» или «Хард Рок Кафе», вместе с готовой бизнес-моделью вы автоматически получаете клиентский поток

Франчайзинговая модель как таковая не определяет успех, его определяют команда, вложения, упорство предпринимателя и другие факторы. И конечно, прежде чем вы начнете получать прибыль, вам придется серьезно потратиться и много работать.

Сколько денег нужно вложить во франшизу и когда она начнет приносить прибыль

Разброс цен на рынке очень большой: заплатить придется от 100–150 тысяч рублей за маленькую кофейню до десятков, а то и сотен миллионов рублей за крупную компанию со своим производством. Чем успешнее бренд, тем он дороже. И это закономерно: покупая франшизу, например, «Макдоналдса» или «Хард Рок Кафе», вместе с готовой бизнес-моделью вы автоматически получаете клиентский поток.  

Самая востребованная ниша —  45–47% рынка — предполагает первоначальные вложения от трех до пяти миллионов рублей. На что уйдут эти деньги?

  • Паушальный взнос. Это по сути входной билет — плата за то, что вы получаете возможность работать под определенным брендом, вам оказывают поддержку на старте, дают все необходимые инструкции и обучают в будущем.
  • Помещение. Как правило, вы должны найти площадку, арендовать ее и сделать ремонт. У разных компаний к этому свои требования, но часто бывает, что франчайзер требует вложить кругленькую сумму в оборудование офиса — к этому надо быть готовым.
  • Персонал. Вам предстоит не только сформировать команду, но и обучить ее по стандартам центрального офиса. Как правило, это тоже предполагает расходы. Современные крупные франчайзеры обяжут вас и вашу команду посетить корпоративный учебный центр и пройти курс от нескольких дней до месяца. Если этого не сделать, начать бизнес не получится — таковы, чаще всего, условия договора франчайзинга.
  • Реклама. Поскольку на старте о вас, скорее всего, никто не знает, нужно предусмотреть бюджет на то, чтобы о себе заявить. Кроме того, деньги понадобятся на идентификацию.

Это лишь часть расходов. Дальше — все зависит от специфики бизнеса. Скажем, если вы решили заниматься товарным франчайзингом, основная масса затрат придется на закупку товара.

Когда вложения окупят себя

Поскольку на рынке существует высокий спрос на франчайзинг, находится много дельцов, которые предлагают легкие и быстрые способы заработать. Но, прежде чем ввязываться в подобные истории, стоит их внимательно изучить: зачастую обещания сотен тысяч рублей чистой прибыли на третий месяц работы — обыкновенное мошенничество.

Классический период выхода в ноль — от 12 до 24 месяцев. Как правило, именно столько времени нужно, чтобы перестать нести убытки.

В свою очередь период, когда вы вернете вложенные деньги и начнете зарабатывать чистую прибыль, часто занимает от 24 до 36 месяцев.

Но прежде важно не прогадать с выбором франшизы.

Каких ошибок можно избежать и что необходимо сделать перед покупкой

Посетить действующие филиалы и поговорить с партнерами. На словах предложение может выглядеть идеально, но всегда лучше посмотреть на бизнес и познакомиться с потенциальным партнером вживую. Зачем? Перед покупкой франшизы важно понять эффективность бизнеса. Для этого нужно посмотреть на динамику его развития. Сколько филиалов было у компании пару лет назад? А сколько сейчас? Сколько точек закрылось и по какой причине? Компания должна быть открыта. Если франчайзер отказывается раскрывать адреса и делиться контактами действующих франчайзи — это первый сигнал: с бизнесом что-то не так.

Предложений на рынке много, и часть из них — фейковые. Бывает, что после перечисления паушального взноса бизнес заканчивается: франчайзеры пропадают, а новоиспеченные франчайзи остаются ни с чем. Или, например, под видом франчайзингового предложения мошенники предлагают бессмысленные инструкции, которые абсолютно не применимы и не стоят и копейки.

Выяснить все про роялти. Если франчайзер требует большой паушальный взнос и при этом не может внятно объяснить, что в итоге вы получите — это тоже повод задуматься. Самая правильная модель — когда прибыль франчайзера зависит от дохода франчайзи, а размер роялти пропорционален выручке.

Не стоит начинать бизнес по франшизе на заемные деньги: вы никогда не знаете, «выстрелит» он или нет

Решить: гарантии или риски. На рынке акций говорят: риск пропорционален доходности. Во франчайзинге то же самое: чем известнее бренд, тем выше первоначальные инвестиции, а маржинальность — ниже. Зато это гарантии: шансов, что модель не сработает, практически нет. Другая история — молодые предприниматели, открывшие бизнес, который потенциально успешен, но на рынке неизвестен. Обычно в таком случае доходность выше, но и риски соответствующие: в одном городе модель сработала, но нельзя быть уверенным, что она сработает и в другом.

Узнать, не зависит ли бизнес от иностранной валюты. В 2014–2015 годах из-за обвала рубля и других внешних факторов закрылись больше 60 иностранных концепций: они стали невостребованными и экономически нецелесообразными. Самый громкий случай — уход с российского рынка немецкого производителя автомобилей Opel. Это было страшным ударом: люди вложили миллионы долларов в постройку и оснащение дилерского центра, но в один прекрасный момент узнали, что их бизнес-модель стала нерабочей, из-за того что бренда больше нет. Поэтому, учитывая нестабильную экономическую ситуацию в России, едва ли стоит покупать франчайзинговые концепции, которые сильно зависят от иностранной валюты.

Не начинать бизнес в кредит. Не стоит начинать бизнес по франшизе на заемные деньги: вы никогда не знаете, «выстрелит» он или нет. Лучше брать на себя меньше обязательств, но работать на свои.

Прислушаться к советам «старших». По статистике компании «Этажи», треть людей приходит во франчайзинг после наемной работы. Опыта ведения бизнеса у них нет. При этом часто, купив франшизу, новоиспеченные предприниматели смотрят на стандарты и правила, которые предлагает компания, и говорят: «Все хорошо, но это не применимо к моему региону — лучше сделаю по-своему». И это роковая ошибка. Лучше делать как учат: компании уже прошли этот путь, совершили ошибки и теперь стараются сделать так, чтобы вы не наступили на те же грабли.  

Стоит ли покупать франшизу

Да, если вас привлекают простота старта, возможность обмена опытом, внешняя мотивация и поддержка более крупного игрока на рынке. Главное — рассчитать свои возможности так, чтобы не надорваться. А следование советам выше поможет избежать типичных ошибок и потерь и сэкономить время и деньги.