Все записи
16:54  /  4.06.18

1051просмотр

Искусство — кратчайший путь к себе

+T -
Поделиться:
Фото: Gogol School
Фото: Gogol School

Есть такой фильм «Заговор вокруг лампочки» (The Light Bulb Conspiracy), в котором рассказывается о том, что стоит за обществом потребления. Изначально вещи создавались надежно и практично. Первые лампочки не перегорали, первые чулки не рвались при малейших зацепках, но эпоха потребления внесла свои изменения. Сегодня вещи буквально запрограммированы на то, чтобы ломаться или терять актуальность, заставляя нас покупать новое. В итоге социальный успех сводится к успешному потреблению: какая у тебя машина, дом, как ты выглядишь, а личность идентифицируется исключительно через материальное благосостояние.

Когда же базовые потребности удовлетворяются и человек получает общественное признание своих возможностей к потреблению, он начинает стремиться дальше — к вершине пирамиды Маслоу, где особое значение обретает самоидентификация.

У человека возникают вопросы к себе: «Кто я такой?», «Зачем я?» Эти вопросы — предвестники переходного этапа в жизни, который уже не получится игнорировать. Тут и начинается путь самопознания, который никогда не виден и не интересен постороннему взгляду — большая и мучительная внутренняя работа по самоопределению.

Голод к самопознанию — лучшее, что может с нами произойти. Не стоит этого бояться, наоборот, нужно нырять с головой — это признак роста и нашей готовности к переходу на качественно новый уровень понимания и принятия себя.

Банально, но факт: путь к себе у каждого свой. Я верю, что искусство — кратчайший путь к самоидентификации. И совсем не обязательно быть профессиональным актером, чтобы практиковать, например, актерское мастерство. Ведь мы не мним себя гонщиками во время вождения автомобиля или шеф-поварами, когда речь заходит о приготовлении еды, мы просто делаем это для себя.

Фото: Gogol School
Фото: Gogol School

Поиск себя через искусство — самый чистый и честный. Искусство, в отличие от религии, не терпит догм, в нем нет категорий «правильно или неправильно» — есть лишь интуитивное восприятие. У каждого оно свое, как и мечта.

При этом вы замечали, как сложно бывает ответить на вопрос «о чем я мечтаю?», но как легко понять «что я хочу». Социальные паттерны потребления позволяют четко сформулировать это «хочу»: новая машина, большой красивый дом, модное платье — простые и доступные материальные ценности. А вот чтобы ответить на вопрос о мечте, нужна основа — понимание «кто я», «про что я», «зачем я».

Это понимание невозможно получить извне: человек может найти ответ только внутри себя. Это хорошо видно на примере того, как подростки в период самоидентификации формируют представление о себе. В ход идет все, что находится вовне: психологические тесты, принадлежность к определенным группам и моделям поведения, внешняя оценка окружающих. Некоторым взрослым людям также свойственен «подростковый» подход — ориентир на те самые социальные паттерны желаний, навязанные с помощью кино, СМИ, социальных сетей. Если же возникает вопрос «кто я?», значит, вы растете и созреваете как личность.

Я верю, что только подлинное «я» способно мечтать и происходит это в созидании. Но как понять, что пришло время созидания? На этот вопрос ответа нет.

Помните как в «Матрице»:

— Как узнать, что ты избранный?

— Это невозможно узнать, можно только почувствовать. Как с влюбленностью — это чувствуешь только ты сам.

Фото: Gogol School
Фото: Gogol School

Созидание — это всегда искусство. Можно строить бизнес, растить детей, быть актером — смысл созидания в стремлении менять бытие к лучшему, и это всегда только процесс, результат может остаться незамеченным, а может вообще потерять какое-либо значение.

Искусство — отличный тренажер по изменению жизни. Соприкоснувшись с ним, человек вспоминает, что он смертен, что есть нечто большее, чем автомобиль или дом. Искусство дает возможность прикоснуться к вечности, толкает к безусловной внутренней вере и любви, дарит настоящее ощущение жизни.

У тибетских монахов есть традиция: в течение длительного времени они складывают по песчинкам большую мандалу и создают настоящее произведение искусства. Потом смотрят на результат и сметают все вениками. В чем же смысл разрушения, если эту красоту можно зафиксировать и сохранить? Мне кажется, он в том, что жизнь продолжается, контекст меняется, и значение в момент создания со временем утрачивается. Увековечить все прекрасное невозможно.

Я верю, что искусство — это самый честный и самый ошибочно-болезненный путь перемен. Когда ты падаешь с велосипеда, то получаешь опыт и знание, благодаря которым встаешь и едешь снова. Когда ты впервые выходишь на сцену и играешь свою первую роль, тебя неизбежно ждет критика и последующая за ней боль. Нужна воля, чтобы принять это и сказать: «Да! Это мои ошибки, это мои недочеты, но все, что я делал, шло из сердца».

Созидание — это всегда неуверенность. Увидеть и прочувствовать этот процесс можно только наедине с собой, а чтобы это случилось, нужно набить руку и понять, кто ты. Я желаю пройти этот путь каждому.