Все записи
МОЙ ВЫБОР 18:11  /  2.08.18

422просмотра

Супермаркет облачных технологий

+T -
Поделиться:

Наше ближайшее будущее будут формировать технологии: интернет вещей, развитие робототехники, искусственный интеллект, большие данные, разработки в области виртуальной и дополненной реальности, квантовые и суперкомпьютерные технологии, новые технологии связи, блокчейн, цифровое проектирование/моделирование и, конечно, облачные технологии и сервисы. В этой колонке попробуем разобраться что же такое облачные сервисы и "с чем их едят"?

Мировой рынок облачных технологий в 2017 году составил 146 млрд. долларов и в ближайшие 5-7 лет эксперты ожидают рост еще в 10-15 раз. Прогнозы аналитиков IDC по российскому рынку более сдержаны, но не менее оптимистичны. Развитие программы «Цифровая экономика», спрос на аналитику больших данных и технологии интернета вещей должны подтолкнуть рынок облачных вычислений к ежегодному росту не менее 12-20% из года к году на ближайшую пятилетку.

По прогнозу 451 Research, уже в 2018 году доля облачной инфраструктуры в крупных компаниях вырастет до 60%. По некоторым оценкам, у компаний малого и среднего бизнеса половина ИТ-инфраструктуры уже находится вне офиса.

Облачным курсом

Темпы роста рынка облачных сервисов в РФ в разы опережают рост рынка ИТ. Такая динамика обусловлена, с одной стороны, стремлением компаний к оптимизации ИТ и реализации стратегии цифровой трансформации. С другой стороны, развитию рынка способствует распространение инновационных технологий, требующих значительных объемов вычислений.

Бизнес демонстрирует возможности использование облаков для удовлетворения ИТ-потребностей — вычислений, хранения, обслуживания рабочих мест, обеспечения безопасности, соблюдения требований регуляторов по защите данных, для разработки и тестирования новых продуктов и сервисов.

Предприятия уже давно переносят свои ИТ-системы на облачные платформы, чтобы более полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Облачная модель также отвечает требованиям к высокой гибкости бизнеса и быстрому реагированию на изменения рынка. Передавая на аутсорсинг непрофильные функции, они фокусируются на стратегическом развитии и не тратят силы и ресурсы на обслуживание ИТ. По мере цифровой трансформации число подобных компаний будет расти. Передовые компании, переходящие на цифровую платформу бизнеса, переносят в облака большую часть своих нагрузок.

Важная тенденция — постепенное принятие облаков крупными отечественными заказчиками, перемещение в облака критически важных систем. Этому способствуют возрастающие требования к ИТ, невозможность предсказать потребности бизнеса в информационных ресурсах на длительный срок. Законодательные инициативы заставляют многих заказчиков ориентироваться на отечественных облачных провайдеров.

Для компаний переход к работе с облачными сервисами – это новый этап развития, способствующий формированию новых рынков. Компании разного профиля ведут все более активную деятельность на рынке облачных сервисов.

Облачная кухня

Подобные перспективы привлекают внимание все более крупных корпораций – «Билайн», МТС, «Сбербанк». Разобраться в структуре рынка, или хотя бы в том, что в том или ином случае стоит за термином «облако» непросто, ведь он обозначает и технологию, и платформу, и готовый продукт на этой платформе.

«Облако» в наше время — настолько же емкое понятие как «еда». И данное сравнение имеет много общего. Там, где выращивается наша пища, на полях и фермах, фактически тоже можно приобрести еду, но нужно далеко ехать и знать, что с этим «сырьем» делать. Так и технологии: сами по себе они очень далеки от обывателя, и, чтобы ими воспользоваться, необходима целая цепочка специалистов. Да и произрастают технологии в той самой долине, что по ту сторону океана.

Одной из подобных технологий и являются программные продукты, комплексы программ виртуализации — Microsoft Hyper-V, KVM, VMware и другие. Немного адаптированную еду, полуфабрикаты, можно приобрести и на рынке, и в супермаркете. Там вас ждут готовые к употреблению продукты, которые, тем не менее, требуют некоторых кулинарных навыков.

Вариантов много, это может быть, например, «инфраструктура как услуга» (или Infrastructure as a Service, IaaS), где нужно «готовить самому». Облачный сервис предлагает лишь все необходимые ингредиенты: аппаратное, программное обеспечение, средства, поддерживающие безопасность, защиту данных, бесперебойную работу и пр. Подобный класс услуг хорошо представлен на рынке многочисленными облачными и хостинг-провайдерами, такими как Beget, Timeweb, Sprinthost, Hostinger, Fozzy, Макхост, ISPserver, Jino, 1cloud, 1GB, RUVDS и другими, предоставляющими дешевый «билет в облако» всем желающим. При этом провайдер с его навыками администрирования и управления системами хорошо понимает, что из всего этого можно сделать.

Подобные услуги востребованы компаниями малого и среднего бизнеса. Данных клиентов уже не устраивает «еда из кулинарии» или фастфуд, они достаточно искушены а интересы бизнес диктуют определенные потребности, свободу реализации в сочетании с экономией капитальных затрат, которые как раз и дают сервисы IaaS. Это могут быть и кулинарии, где продаются неплохие заготовки, полуфабрикаты для «самостоятельного приготовления», такие как платформенные облачные сервисы (Platform as a Service, PaaS). На плечах клиента — лишь небольшая доля ответственности и, соответственно, свобода реализации. Такой вариант подойдет для небольших проектов, которые довольствуются шаблонными решениями». В России подобные сервисы также предлагают многие крупные хостинг-провайдеры в качестве одной из услуг.

Вершиной же цепочки являются рестораны, которые продают не продукты. Их бизнес- знание правильного процесса приготовления блюд. Эту роль играют системные интеграторы. Да, технологии для интеграторов, конечно, важны, но гораздо важнее то, что клиент ждет полного делегирования работы с данными технологиями для получения конечного результата, соответствующего аппетиту заказчика. Кулинарных навыков от заказчика не требуется, как и собственных поваров — дорогостоящих программистов.

Системный интегратор, как и ресторан, это высокая добавочная стоимостью за услуги, его клиенты также наиболее платежеспособны и нередко лояльны. Ведь и в хороший ресторан люди приезжают издалека не раз, заранее забронировав столик. Подобные интеграторы, такие как КРОК, «Ай-теко», или ИТ-Град, работают с банками первой величины, государственными корпорациями, авиакомпаниями и другими крупными клиентами. Само облако здесь — отнюдь не главное блюдо. Системные интеграторы предоставляют полный спектр услуг ИТ-аутсоринга и практически любые решения, но за большие деньги. Поход в такой «ресторан» никак нельзя считать экономией, разве что сравнивать со строительством такого же, но своего.

Зачастую продается только программный комплекс, частью которого является облачная инфраструктура, или, иными словами, «ПО как сервис» (Software as a Service, SaaS). Несмотря на то, что провайдеры SaaS позиционируют свои продукты как не требующие наличия ИТ-специалистов, не нуждающиеся в грамотной установке и настройке, полностью игнорировать сложность внедрения удается далеко не всегда.

По факту это направление ориентировано исключительно на бизнес, но в то же время стало синонимом массовых продаж. Получается нечто вроде фастфуда со всеми недостатками последнего. Выбирая решение SaaS, бизнес делает существенную ставку на компанию-поставщика. Если возникает необходимость его поменять, то оказывается, что такую зависимость побороть не получается. И это — часть стратегии подобных компаний. Подсаживайся бесплатно, плати, когда уже не сможешь слезть — идеал, к которому разработчики сервисов SaaS стремятся в различных вариациях.

Из клиентов – в партнеры 

Теперь вернемся к цифрам. В Топ 20 крупнейших поставщиков облачных сервисов (рейтинг CNews) в первую пятерку стабильно входят именно системные интеграторы: на них приходится более 70% выручки всего сектора. Остальную часть пирога между собой делят «супермаркеты» готовых облачных решений. Причем по количеству клиентов на них приходится не менее 93%. Крупные игроки, выходя на рынок, в первую очередь нацелены на эти 70% выручки, хотя это всего 5 млрд руб. в год. В результате борьба за клиентов становится особенно ожесточенной, даже в условиях быстрого роста данного сегмента.

Смогут ли крупнейшие интеграторы дать отпор гигантам из других областей? Битва закончена, не успев даже начаться. Системные интеграторы вынуждены идти на совместные проекты и слияния. Это неизбежно, ведь пришедшие на данный рынок гиганты– их вчерашние клиенты. Так, «Сбербанк» и «Ай-Теко» подписали соглашение о создании совместной облачной платформы SberCloud, причем участие Сбербанка в совместном предприятии составит 60%. Вместе с системным интегратором госбанк создает облачную платформу, которая будет предоставлять услуги как самому банку, так и внешним заказчикам. Это лишь один из примеров, когда ключевой заказчик становится партнером интегратора.

Есть и другие интересные примеры кооперации. «Хайтэк», российский системный интегратор, недавно завершил совместный проект с оператором связи Eastera по созданию мультимедийного контакт-центра для Налогового комитета Таджикистана. Системный интегратор «Энвижн Групп» — и вовсе дочерняя компания МТС. Облачная кухня становится все разнообразнее.