Все записи
14:36  /  3.06.19

4431просмотр

Покупать головой: разговор со стилистом об осознанном потреблении

+T -
Поделиться:

Грузчики должны были приехать после трех. Я стояла посреди огромной евродвушки с пакетом черных мешков, которые идеально подошли бы для нужд маньяка-убийцы. 

Пестрый текстильный настил тянулся от туалета и завершался в районе плиты. Я с трудом перешагивала между «Дрисом Ван-Нотеном» и «Зарой», пытаясь ни одно дизайнерское творение не обидеть. И тут мне в голову впервые начала прокрадываться мысль, что что-то здесь не так. Что если, скажем, распустить все нитки, то можно пару раз обхватить планету. Немой вопрос «и на хрена мне столько шмоток?!» повис в воздухе. 

фото: Gregg Segal

Зачем мне это 

С этим вопросом я решила обратиться к тому, кто первым в моей жизни (если, конечно, не считать Фейсбука) заговорил об осознанном потреблении. Этот человек, от которого, казалось бы, меньше всего можно такого ожидать, – не активист из «зеленой» организации, а опытный инсайдер из мира моды, стилист, соорганизатор сообщества стилистов Марина Семаева. 

— Когда я работаю с клиентами, – рассказывает Семаева, – тема осознанного потребления всплывает одной из первых, и так было всегда. 

— Что, еще до того, как это стало мейнстримом?

— Понимаешь, стилист – это человек, который ведет клиента (если он работает с обычным гардеробом, а не на модной съемке, например) к тому, чтобы вообще меньше покупать. В числе первых вопросов, которые я задаю – «Когда и как вы ходите на шопинг? Вы делаете это импульсивно или продумано? Со списком? Обращаете внимание на ярлычок «Sale» или долго размышляете, прежде чем стащить с прилавка вещь?..» Моя задача – сделать так, чтобы у клиента было не много вещей, а достаточное количество нужных и «рабочих». Чтобы он не тратил ползарплаты на гардероб, а покупал ровно то, что будет ему служить – и служить долго. 

— А что происходит с индустрией? Сейчас часто говорят, что показная роскошь – пережиток прошлого, и власть стиля в руках тех, кто умеет круто комбинировать вещи, не скрываясь за брендами. Шопинг вообще становится немодным занятием, а вещи теряют над нами власть, это так?

— К сожалению или к счастью, вещи были, есть и будут показателем успеха. С марки автомобиля, пальто или туфель мы до сих пор считываем большое количество информации о том, что перед нами за человек. Чем он занимается, сколько у него денег и так далее. И потребность показать (или притвориться), какой ты прекрасный и замечательный, у человечества никакой мировой тренд не отнимет. Люди выражают это по-разному: кто-то – как Цукерберг, при помощи серых футболок, кто-то – как Лагерфельд с его неизменным черным костюмом. Кто-то использует нормкор, но ты должна понимать, что это тоже высказывание. Точно такое же, как сумка Шанель или костюм от Бриони. Говоря о том, что «за брендом не прячутся», надо еще и добавить, что в мире очень много разных людей, культур и социальных прослоек. Кто-то не прячется. А кто-то выставляет на всеобщее обозрение – и это совершенно нормально. 

Другое дело, что изменился «инструментарий»: если предыдущие поколения старались не покупать в секондах или с рук, так как это было признаком бедности, то наши современники, напротив, стремятся к чему-то уникальному, тому, чего больше ни у кого нет.                 

А насчет власти вещей я тебе скажу еще вот что. На самом деле, бродить по магазинам изо дня в день, жить в торговых центрах – занятие довольно скучное, не особо «ресурсное», как говорят психологи. Оно отупляет. Изобилие породило одну очень важную вещь, о которой ты и говоришь: власть вещей над нами пала. Люди уже не хотят тратить деньги только на материальное, когда этого «материального» так много и оно такое доступное. Они вкладывают финансы во впечатления. Сегодня многие предпочтут заменить платье путешествием, и будут правы. Собственно, поход по магазинам со стилистом – это как раз и есть то впечатление, которое заменяет материальное. По крайней мере, у меня создается ощущение, что ко мне клиенты именно за ним и приходят. А не за очередной капсулой в летний гардероб. 

фото: Gregg Segal

— А что, на твой взгляд, правильней?  

— Правильней – использовать моду по ее прямому назначению. Покупать то, что нравится. То, что соответствует внутренним потребностям человека и выражает его цели, его личность. Если делать это при помощи более дорогих вещей, но реже, это хорошо для экологии. Во-первых, вещей премиум и люкс-сегмента производится меньше, а, следовательно, на производство коллекции тратится меньше ресурсов. Во-вторых, дорогие вещи служат дольше и часто становятся модным вкладом, который можно передавать своим детям и внукам, что в принципе снижает объемы потребления.

Важно понимать: осознанный шопинг сегодня, в отличие от осознанного шопинга прошлых лет, вырос не из нужды. Его породило как раз изобилие. Если предыдущие поколения не могли позволить себе ту или иную вещь, то сегодня человек из фактически любого социального пласта может пойти и что-то себе купить. Помимо той же «Зары» есть «Фикс-прайс» и магазин «Фамилия», есть рынки и «Али Экспресс». Сегодня мы наблюдаем две революции – потребительскую и модную. 

— «Модную»? Это как?

— Раньше мода была искусством. Она была доступна немногим и менялась в десятки раз медленней, чем сейчас. Мода 1800-х от моды 1810-х не сильно отличалась. До ХХ века она оставалась неизменной на протяжении долгих периодов – до сорока лет. Прошлый век раздробил ее на десятилетия – и породил все те течения, которые мы видим сейчас. В XXIвеке ничего более не меняется. Мы перерабатываем и перепроживаем модные тренды всего прошлого века, они просто повторяются снова и снова от сезона к сезону, потому что все уже изобретено. А потребительскую революцию все же произвел интернет. Сейчас ты можешь заказать одежду через сеть, купить ее у другого человека, тем самым получив что-то неповторимое. Модой рулят уже не единицы вроде именитых модных редакторов, а блогеры, стритстайлеры – обычные люди, которые попали в индустрию из «ниоткуда». Их голос услышан, они влияют на то, что мы выбираем, приходя в магазин. Что же касается тренда на экологию – это, на самом деле, появилось у нас в стране не так давно. Это восходящий тренд, которому еще предстоит раскрыться. Ему около двух лет, хотя разговоры про осознанное потребление ведутся еще с начала нулевых. 

— Вот что интересно: раньше мода действительно была искусством, и как любое течение в искусстве, она «занималась творчеством», а не «читала морали». А сейчас (и это, в принципе, хорошо) мода поднимает многочисленные этические вопросы, говорит об экологии, о боди-позитиве... Откуда это вообще пошло?

— Ноги у этого явления, на мой взгляд, растут от производителей. На бренды долгие годы давили различные социальные организации, в том числе, и Greenpeace. Благодаря интернету их власть усилилась, ведь информация о негуманном производстве легко расходится по сети. Как следствие – объявить бойкот, обрушить репутацию «аморальному» производителю сегодня проще простого. Бренды одежды (и это, увы, история про деньги, а не про высокие принципы) вынуждены прислушаться к социуму, прогибаться под его идеалы. Конечно, когда этот тренд достигнет своего апогея, найдется какой-нибудь независимый дизайнер, который будет специально выпускать платья из вымирающего барса, облитые нефтепродукцией, с воланами из полиэтилена, который разлагается тысячелетиями. Но это нам еще предстоит увидеть и пережить. Несогласные найдутся всегда, и это тоже надо будет принять. Но есть и хорошие новости: с начала ХХ века моду диктуют не сверху вниз, как это было раньше, не через элиту, а снизу вверх. Моду формируют улицы, обычные люди, а с распространением соцсетей к ней причастны фактически все. И то, что мы видим сейчас, в плане того же осознанного потребления, – слепок с наших общественных парадигм. Это мы, живые люди, а не модные редакторы, не хотим больше загрязнять планету, убивать вымирающих животных, устанавливать фашистские каноны красоты. Осознанное потребление зиждется не на журнале Vogue, в июньском номере которого вышла статья на вышеупомянутою тему. Власть в наших руках, и этим, безусловно, можно и нужно гордиться. 

фото: David LaChapelle

— Следовательно, судьба моды, как и всей планеты – в руках потребителя? 

— На сегодняшний день – да. В этом и заключена вся важность идеи осознанного потребления. Это те перемены, которые требуют наших усилий, вложений, нашей, прости за тавтологию, осознанности. В конечном итоге это мы выбираем – покупать полиэтиленовый пакетик или сходить за продуктами с тканевой «авоськой». Это мы можем потянуться за очередной салфеткой или воспользоваться той, о которую уже промокнули руки. Это мы, а не Анна Винтур, выбираем не покупать сотую футболку из масс-маркета, на производство которой ушло до 90 литров воды. Наша жизнь и судьба планеты не в руках у модных брендов, а в наших. Поэтому сколько бы мы ни говорили про осознанное потребление, в конечном счете выбор за каждым. Помнить о том, что планета у нас не резиновая, или нет.