Все записи
18:33  /  28.08.18

1912просмотров

Книжные иллюзии советского прошлого

+T -
Поделиться:

Есть старая история про пятерых обезьян в клетке (каждый тренер на каждом тренинге ее вспоминает). Одна из макак пытается достать банан, но в этот момент всех пятерых обдает ледяной водой. Постепенно всех участников эксперимента заменяют, но страх схватить еду передается и новым обезьянам. Так формируется некая память толпы.

Вот и у нашего читателя сохраняется множество иллюзий. Некоторые из них передаются по наследству от советского прошлого, а некоторые внедряются в сознание, как «память толпы». Поколения сменились, 30 лет прошло, а заложенный фундамент крепок как никогда. Вот топ-3 особо надоевших иллюзии:

Иллюзия первая: если бумага не белая, она плохая!

Как давно вы были в отпуске? Америка, Израиль, Турция? Фокус в том, что это совершенно неважно. В каждой из этих стран на полках книжных магазинов вы не найдете текстовых книг с белоснежными страницами. А если встретите книгу с кремовыми листами, то цена будет даже немного выше ее собратьев. Как так?

В советское время существовал ГОСТ на белизну бумаги (увы, не знаю, есть ли он сейчас, но знаю, что есть ограничение по белизне для учебной литературы от санитарного врача РФ). Мы привыкли: белая плотная бумага = хорошо. Безусловно, это так, но белая плотная бумага идеальна лишь для передачи цветных изображений. А это только иллюстрированные книги (точнее передается цвет).

  «Утомляемость глаз и забота о зрении лежит в основе серой или кремовой бумаги в текстовых книгах,» - хотелось бы сказать мне, но это лишь часть правды. Во всем мире книги – это именно «бизнес». Небеленая бумага помогает больше и быстрее читать, поглощать книги одну за одной и не уставать. Сохраненное зрение для читателя в итоге приносит больше денег издателю. Потребитель чаще возвращается в книжный магазин. Польза потребителю = прибыль бизнесу.

Бумажную массу химически отбеливают, чтобы придать ей чисто белый цвет. Небеленая бумага чаще всего прочнее. Через пять-десять лет у чисто белой бумаги пожелтеет край, а хорошая сероватая бумага не изменит своего вида.

При этом множество издательств используют позиционирование «хорошая бумага”, а от покупателя мы часто слышим «бумага газетная». К сожалению, газетную бумагу технологически сложно «зашить» в твердый переплет. А один из самых дорогих видов бумаги – это тонированная в кремовый оттенок. Она и является в действительности «хорошей». Просто как раз такой бумаги в советском прошлом практически не было: либо белизна, либо ...

Вернемся к вашему отпуску. Даже если вы не большой любитель литературы и не читаете на других языках, просто устройте себе тур в книжный магазин. Порой содержание книжных полок говорит о городе куда больше фасадов зданий или экскурсионных маршрутов. Оформление книг сегодня – это особый знак культуры народа. И прикупите себе на полку книгу с действительно хорошей бумагой.

Иллюзия вторая: писатели - богатые люди

Мне почти тридцать, но своеобразный пиетет перед Центральным Домом Литераторов у меня существует. Хотя я там даже никогда не была. Успешный автор советского времени (мы не про качество, а статус) имел множество благ: от квартиры в престижном районе и дачи до доступа в «высокие кабинеты». Благодаря этому в массовом сознании укоренился некий образ успешного писателя.

В современном же мире меня частенько «догоняет» реклама с рекомендациями, как написать книгу за девяносто дней или издать свой первый роман. Все это в перспективе тоже сулит мне дом где-то на Майорке и безбедную старость (вероятно, от гонораров).

Как издать и даже как написать «свой первый роман», я немного догадываюсь, но вот бросать работу и садиться за клавиатуру пока не тороплюсь. Ибо действительно «хорошие» деньги зарабатывают единицы писателей по всему миру.

В non/fiction книга – элемент создания бренда. У хорошего бизнес-тренера или коуча должна быть книга, причем обязательно в хорошем издательстве. Зарабатывают они уже на тренингах или мастер-классах. Недавно на ужине с одним бизнес-спикером узнала: его годовой доход от достаточно успешной книги составляет около 500 000 рублей (за год!), а один его дневной тренинг стоит 200 000 (за день!).

В среде блогеров или звезд просто модно выпустить книгу. Думаю, в основе этой моды лежит все тот же детский пиетет перед условным Домом Литераторов.

Что же касается художественной литературы, то в основе романов всегда лежали не деньги, а принцип «не могу не писать». Безусловно, успешные авторы жанрового масс-маркета (детективы или любовные романы) зарабатывают очень неплохо, но для них это полноценная работа. Некоторые из наиболее успешных встают в 5 утра и следующие 8 часов пишут текст новой книги, а затем еще 8 часов работают над поддержанием собственной узнаваемости и бренда. Это тяжелый труд, при котором путь к успеху всегда непрост. Молодые писатели получают действительно мало, стартовые гонорары часто значительно меньше зарплаты на их основной работе. А чтобы зарабатывать больше, книга должна стать блокбастером. И уже давно нет «союза кого-то там», который позволит тебе просто писать. В современном мире писательство –  хобби, и почти каждый автор имеет отдельную работу, которая позволяет ему заниматься литературой. Даже Стивен Кинг начинал писать в гараже, выбирая между «купить еду или новую пачку бумаги». Его первый успешный роман «Кэрри» жена вытащила из мусорной корзины.

Иллюзия третья: книги в России стоят дорого

Господа, с чем мы сравниваем? Моя мама тоже помнит мороженое по 48 копеек. Когда вновь отправитесь в отпуск и по моей просьбе окажетесь в книжном, обязательно переверните книгу. Практически во всех странах в той или иной форме существует понятие «рекомендованная розничная цена». Такая цена даже печатается на самой книге. В Америке цена книги в мягкой обложке будет 20-25 баксов (плюс налоги), в Германии или Италии  – 15-20 евро.

Мой дед военный практически не служил на территории Союза, и к ним в «заграничные» военные городки привозили на продажу множество книг (а-ля «Библиотека Приключений»). Бабушкина квартира переполнена книжными переплетами советского прошлого, на каждом из них стоит цена – что-то около рубля. Правда, тогда эти книги были практически недоступны. Тем не менее моя бабушка уверена, что книги сейчас стоят невероятно дорого.

Вернемся к мамам. Занимаясь детской литературой, я была шокирована всеобщим трендом мамочек пересчитывать стоимость книги на количество страниц. Удивлены? Все логично: в книге за 600 рублей может быть 48 страниц, а может быть 500. Какая книга выгоднее? Никакие аргументы о качестве полиграфии, стоимости международных прав или гонорарах иллюстратору с премией Калдекотта уже не помогут ответить на этот вопрос. Эти двадцатипятилетние мамочки странным образом помнят детские книги за «рупь писят».

Как складывается стоимость книги? Для зарубежной литературы большой кусок занимает стоимость прав на издание в России, перевод (особенно с именем), разработка обложки и полиграфия.

Хорошая (особенно детская) книга просто не может стоить дешево. Секрет один: станьте постоянным покупателем в книжных магазинах и накапливайте скидку. :)

Блиц иллюзий:

--- Редактор много читает.

Возможно, если это его личное желание. Сейчас редактор в издательстве – это в первую очередь прекрасный project manager. А его проект – книга.

---Твердая обложка = хорошая книга

Формат «trade paperback» куда удобнее, раскрывается, не гнется, легкий. В некоторых странах занимает до 80% всех бумажных книг в выпуске. Лично я даже выбрасываю супер-обложку (бумажка на книге).

-- Книгу надо ставить на полку

Многие страны могут похвастаться куда большей любовью к чтению, чем Россия. Складывать на полку все прочитанное невозможно. Часто книга бывает одноразовым продуктом: прочитал, получил удовольствие, оставил на скамейке в аэропорту. Старшее поколение впадает в ужас, когда я сгибаю корешок книги. Мне кажется, только в нашей стране на полках квартир можно встретить коллекции покетов.

Мой Facebook и Мой Instagram