Все записи
12:01  /  23.11.18

767просмотров

Миф о богатстве писателя, или почему у нас так мало хороших авторов

+T -
Поделиться:

В моих мечтах я наслаждаюсь бокалом Шираза на веранде собственного дома с видом на океан. На столике ноутбук с еще не дописанным (естественно, моим) романом, а на счете сумма для безбедной старости в компании устриц. В нашумевшем на весь мир детективе «Правда о деле Гарри Квеберта» описан такой идеальный писательский дом на берегу океана (с собственным пляжем), чудесно именуемый «Гусиная бухта». Герой книги, будучи еще неизвестным автором, мог его арендовать, а по выходу у него бестселлера – выкупить. В мечтах моих именно такой дом. Только без трупа в саду.

Реальность же куда прозаичнее. Начинающий писатель – голодный писатель. Сегодня поговорим немного о деньгах, гонорарах, успехе и о том, почему в России так мало хороших текстов.

Британию в межвоенный период захлестнуло волной популярных детективов (читателю свойственно обращаться к детективам и триллерам, когда вокруг все плохо; эдакая форма эскапизма, где добро побеждает зло; анестезия от проблем). Английские авторы создали «Детективный клуб», ради поддержания которого писали совместные труды. Гонорары за них покрывали не только аренду помещения, но и вечеринки в лучших ресторанах.

Советские клубы литераторов еще остались в памяти многих из нас. С их привилегиями, недоступными ресторанами и путевками на крымский берег. Если в английском «Детективном клубе» Агата Кристи соседствовала с не такими известными, но все же талантливыми авторами, то, как попадали в советские клубы, думаю, рассказывать не надо.

При этом в постсоветском обществе картина жизни писателя складывается из двух полюсов: первый образ дарит нам квартиру на Тверской и прекрасную дачу в Переделкине, а второй – огромный дом на берегу Атлантики с милым названием и личной библиотекой.

Правила работы издательств с писателями не являются тайной и достаточно прозрачны. Фактически деньги автора – роялти (процент от оптовой цены каждой проданной книги). Безусловно, существует понятие «гонорар», но он тоже выплачивается в счет роялти. Посмотрим на пример? Я автор non-fiction книги про секс у женщин после 30. Мой друг-издатель поверил в тему и оценил текст. Смело ставит стартовый тираж 4 000 копий (справедливости ради, современная русская проза часто начинается с 1 000 копий, а non-fiction – с 3 000). Я писала книгу год (в среднем по 5 страниц в день за вычетом выходных и отпуска), редактор доведет ее до книжной полки в магазине еще через шесть месяцев (литературная редактура, научная редактура, верстка, три корректуры, создание обложки, месяц на печать). В магазине моя книга будет стоить 500 рублей (комфортная цена для женщин за 30, которые желают о сексе хоть почитать), а, следовательно, ее оптовая цена будет рублей 300 (цифра очень примерная, но большого значения не имеет).

Итак, стандартные роялти в non-fiction по всему рынку составляют 10-15% от оптовой цены (в художке немногим больше). Я автор начинающий – следовательно, мне достается только 10%. Издатель в качестве гонорара заплатит мне не больше 10% от оптовой цены первого тиража – 120 000 рублей. За год трудов при действительно большом тираже. Но чаще издатели платят в качестве аванса лишь часть, например, 30-50 тысяч, а остальное уже выплачивается в качестве роялти после фактически проданных книг.

Хочешь много денег? Пиши каждый месяц, тиражи должны быть больше, а книга должна стоить дороже. Вывод прост. Но тогда ты должен быть либо автором по-настоящему массовой литературы (писать очень качественные романы в жанрах фэнтези или детектива), либо великим писателем с романом в пару лет, но сразу по триста тысяч копий.

Non-fiction продается только в том случае, если он создан успешным топ-менеджером, крутым маркетологом, популярным психологом или звездным блогером. Все эти люди за месяц зарабатывают куда больше, чем составляет их роялти за книгу, а для создания качественного литературного продукта им необходимо часто и много отвлекаться от своего основного источника дохода. В большинстве случаев они доходят до книги, когда обращают свое внимание на личный бренд или создают образовательные курсы.

Художественная литература – совсем про другое. Она про время и эмоции, про эскапизм и состояние мира. И поэтому здесь куда важнее попасть «в тренд». Таких рукописей в почтовых ящиках издательств сотни тысяч, а стартовый тираж часто составляет не более двух тысяч копий. В массовом сознание «художка» ничего, кроме развлечения, не может дать человеку (non-fiction хотя бы решает проблемы и дает практические знания), а значит, и заплатить за такую книгу готовы гораздо меньше.

Те, кто решают посвятить себя писательскому ремеслу, либо вынуждены писать чаще, либо предпочитают голодать и пить дешевое вино. И дело здесь не в скупых издателях или бессовестных книжных магазинах. Покупательская способность населения, объем чтения, готовность тратить определенные суммы на книги или развлечения – все это влияет на продажи гораздо сильнее. Согласитесь, вы же не готовы отдать тысячу рублей за красивую интересную книгу, но совершенно неизвестного вам автора.

Молодой начинающий автор должен понимать: даже великая книга не позволит заработать миллионы. Издатель, конечно, будет стараться сделать так, чтобы автор «проснулся знаменитым» (а без издателя это практически невозможно), но не стоит верить рекламному окну на Facebook, которое обещает «гонорары от писательства». Это долгий путь и невероятный труд.

Как же автору заработать миллионы:

1. Создавайте платформу. Социальные сети автора - продают. Это уже знает каждый издатель. Привлекательные аккаунты - несколько десятков тысяч живой аудитории. Личный блог на любой доступной платформе.

2. Больше чем книга. Создавайте контент, которым вы сможете привлекать на “встречу с автором”. То за счет чего вас будет легко “продавать” и “привозить”. Вы должны быть интересны.

3. Публикуйте на самиздате. Комики прокатывают свои шутки на маленьких залах перед тем, как включить в программу. Текст тоже надо проверять. Если ваши труды нравятся только вашей девушке, то лучше просто на ней жениться. Издательство тоже охотнее возьмет уже полюбившейся текст.

4. Идите в издательство. Первые три пункта сделают так, чтобы ваши тиражи были значительно больше. А значит, это принесет вам больше денег. Только издатель сделает так, чтобы вашу книгу нашли в каждом книжном магазине стране. И действительно гениальный редактор порой помогает создавать шедевры. Просто посмотрите фильм “Гений”.

Всегда остается вариант выйти замуж. За кого-то с домом на берегу океана. И томно, с бокалом Шабли, писать далеко не обязательно хорошие книги. Либо за чашкой кофе по субботам, в ближайшей «Шоколаднице», писать свои еженедельные десять страниц гениального романа, отдыхая тем самым от работы маркетолога.