Все записи
17:32  /  17.12.18

1111просмотров

Книжные рейтинги: кому верить

+T -
Поделиться:

У меня есть друг. Говорят, очень даже популярный нынче музыкант. С премиями и гастролями по миру. На днях вышел у нас спор о понятности рейтингов музыкальных и непонятности литературных. Музыкальные формируются по скачиванию и прослушиванию, есть доступные (и почти достоверные) источники: музыкальные премии по жанрам, а также топ-плейлисты на разных каналах (Яндекс.Музыка, iTunes, Spotify, радио и ТВ). Но как же ориентироваться в книгах? Кому верить? Как понять, кто здесь «звезда»?

Фактически книжный рынок в России достаточно мал и, как уже говорилось, очень ограничен. Это накладывает отпечаток на рейтинги продаж. Например, в США есть «The New York Times» и «Publishers Weekly», которые собирают данные о продажах из всех книжных магазинов и публикуют сводные рейтинги. Отсюда мы получаем всем известные ярлыки вроде «бестселлер The New York Times» как условную гарантию успеха. Куда же смотреть в России?

Несколько вводных:

1. Крупнейший онлайн-ресурс продаж книг «Лабиринт.ру» не представляет несколько довольно крупных издательств. Например, вы не найдете на «Лабиринте» «Гарри Поттера» или книги Несбе и Набокова, так как дилер не сотрудничает с издательской группой «Азбука». Нет на «Лабиринте» и романа «Атлант расправил плечи» или редакторского бестселлера «Пиши, сокращай» – ресурс не имеет партнерства с «Альпиной». Выходит, что ключевой рейтинг онлайн-продаж прилично урезан.

2. Конечные продажи книги до копии отследить практически невозможно. Мало кто из книготорговцев открывает такие данные даже самим издательствам. А успех книги – это сколько людей ее реально купили, а не сколько корешков стоят на полках магазинов по всей стране.

3. Разница в цене между классической розницей (оффлайн-магазин) и интернет-магазином порой гигантская. Это сильно влияет на тип продаваемых книг на разных каналах.

4. «Литрес» (крупнейший и, пожалуй, самый удобный сервис для покупки электронных книг) долгое время имел уникальный пакет «Эксмо-АСТ». Таким образом, рейтинг электронных книг тоже сильно фонил.

Как тогда понять, что сейчас реально «бьет» книжные хит-парады? Фактически единого сводного рейтинга нет. Увы.Но для себя можно ориентироваться так:

1. «Лабиринт.ру»: заходим в рейтинги в любимый жанр. Например, если любишь детективы, надо смотреть сюда: Самые продаваемые детективы за 2 недели –- Лабиринт.ру

2. «Литрес» имеет вкладку «Популярное». Там тоже можно выбирать по жанру и временному периоду.

3. «Озон» смотрим исключительно по «бестселлерам». Но он тоже не отражает в данном случае полную картину, так как имеет перевес книг тех издательств, которых нет у конкурента («Лабиринт.ру»).

Критики и блогеры часто, но не регулярно публикуют свои рекомендательные списки. Они обычно хороши, правда, отражают исключительно личные предпочтения того или иного лидера мнений. А главное, не имеют никакого отношения к фактическим продажам. Таким образом, они говорят нам о вкусе конкретного человека и не являются показателем рейтинга успеха.

 

Процесс формирования такого условно «объективного хит-парада» – большая аналитическая задачка. При этом не совсем понятно, будет ли у обычного читателя потребность и интерес в чем-то подобном.

 

А пока объективных рейтингов нет, я продолжу подбирать другу самые продаваемые и популярные «фэнтези-книги», так как читать ему в самолете что-то надо. А выбор захватывающей книги – это всегда процесс без гарантий.