Все записи
11:41  /  18.03.19

339просмотров

Станет ли объединение Apple и Goldman Sachs началом эры совместных проектов финансовых гигантов и FAANG?

+T -
Поделиться:

Альянс Apple (AAPL) и Goldman Sachs (GS) по выпуску кредитной карты может иметь решающие для всего банковского сектора последствия. Кто следующий? Может ли этот союз подтолкнуть Amazon (AMZN), Google (GOOG), Facebook (FB) и другие крупные компании к партнерству с ведущими банками? 

Недавние новости о том, что  Amazon ведет переговоры с несколькими банками о предоставлении текущих счетов его клиентам, вызвало недоумение если не испуг в финансовой сфере США. Этого еще не произошло, но возможность остается. Реакцию на предложение Amazon можно сравнить с реакцией на объявленное партнерство между двумя мегакорпорациями Apple и Goldman Sachs. 

Apple сотрудничает с Goldman Sachs в направлении выпуска кредитной карты Apple, которая будет интегрирована в iPhone. Официальная дата старта этого проекта еще не названа, но это первый шаг к заключению более широкого соглашения о предоставлении дополнительных финансовых продуктов. Представителей банковской отрасли устраивает, что речь идет о выпуске кредитной карты, а не об открытии текущих счетов. 

Однако начинание одного из крупнейших банков США может повлиять на всю банковскую индустрию, и этого нельзя недооценивать. Один прецедент может стать началом массовых сделок между крупнейшими банками и крупнейшими ретейлерами. Взгляд на эту сделку с точки зрения лучшего наполнения кошелька Apple Pay очень ограничен: речь скорее идет о расширении банковского потребительского кредитования.

Кредитные карты являются одним из самых прибыльных банковских продуктов.

Под брендом Marcus Goldman Sachs Bank добился большого успеха, начав предоставлять  потребительские кредиты онлайн. С 2016 года  он увеличил свою депозитную базу до $35 млрд. Все эти высокопроцентные сберегательные депозиты Marcus должны быть где-то задействованы. Другие недавние приобретения Goldman, в том числе приложение для управления личными финансами Clarity Money и онлайн-запуск Final Credit, хорошо подходят для новой сделки с картой.«Каждый раз, когда происходит что-то подобное, представления потребителей о том, что такое банк, меняются», — отмечает Джо Салливан, генеральный директор Market Insights.

Что дает такое партнерство банку? Для начала отметим, что Goldman Sachs Bank, наряду с JPMorgan Chase (JPM), Bank of America (BAC), Wells Fargo WFC), CitiGroup (C) относятся к группе кредитных организаций, ориентированных в первую очередь на корпоративных клиентов, то есть работающих по модели B2B. Эта модель предполагает сравнительно меньшее, чем у розничных банков, работающих по модели B2P (ориентированной на физлиц) количество клиентов, так как банк обслуживает как небольшие и средние местные предприятия с доходом в несколько миллионов долларов, так и крупные конгломераты, продажи которых исчисляются миллиардам продаж. 

В чем уязвимость модели B2B? 

Кредитование — это крупнейшее направление бизнеса для корпоративных банков и, соответственно, один из основных источников прибыли и рисков. Кредитование на покупку оборудования, коммерческой недвижимости, торговое финансирование, включая аккредитивы, инкассо и факторинг,  тоже относятся к заемным транзакциям. А этот список услуг главный в перечне корпоративного обслуживания. 

Что стало причиной мирового кредитного кризиса 2007–2008 годов? Образование «пузыря» на рынке недвижимости США и чрезмерное увлечение банков и финансовых учреждений по всему миру производным инструментам и ценным бумагами, стоимость которых определялась на основе цен на жилье в США. 

Лопнувший «пузырь» привел к тому, что ряд знаковых американских инвестиционных банков либо объявляли банкротство, как было с Lehman Brothers, либо, как Bear Stearns, AIG, Fannie Mae, Freddie Mac, оказались на грани разорения. Это привело к почти полному замораживанию глобального банковского и кредитного механизма. 

Чтобы не попасть в список тех, кто может быть спасен государством, так как они попадают под категорию  too big to fail (слишком большие, чтобы обанкротиться), банкам придется расширить модель B2B за счет внедрения модели B2P. И первый шаг сделал CitiGroup, выпустив совместную с Costco кредитную карту Costco Anywere Visa Card by Citi. Вторым по очереди, но первым по масштабу стал проект Goldman Sachs. 

Фактически для банка это означает возврат к традиционным банковским отношениям с индивидуальным клиентом. Перефразируя народную поговорку,  «С мира по нитке — Голдману рубаха». А кредитная карта — это всего лишь пробный шар для проверки розничной торговли. 

Тот факт, что крупный технологический бренд предпочел общаться с финансовым партнером, а не разрабатывать финансовые продукты самостоятельно, может стать примером для Google Pay, который уделяет большое внимание тому, чтобы сделать Google Assistant универсальным решением для получения клиентом помощи в любой жизненной ситуации. Партнерство с крупным банком может включить в этот сервис и финансовую поддержку. 

Facebook тоже может присоединиться к общему движению, поскольку он уже интегрировал финансовые продукты в Messenger и WhatsApp. AT&T (Т) и Verizon (VZ) — операторы связи с десятками миллионов клиентов — тоже можно рассматривать в качестве следующих вероятных банковских партнеров. 

Добавление банковских услуг в существующую и хорошо известную программу или бренд-партнерство, безусловно, станет рычагом для дальнейшего развития высокотехнологичных компаний с огромным количеством индивидуальных клиентов. Это приведет к увеличению возврата на инвестиции в эти компании  до 9-10% к 2025 году. А для банков, кроме расширения человеческого капитала, станет причиной для  наращивания объема продаж к тому же периоду на 14% по сравнению со средним уровнем прошлого года.