Все записи
21:02  /  9.12.18

995просмотров

Почему банки блокируют карты!?

+T -
Поделиться:

 Ко мне с завидной регулярностью поступают обращения о том, как необходимо действовать клиентам Российских банков в случаях блокировки банком операций по дебетовой карте. Попробуем внести ясность в этот вопрос и разобраться подробнее. 

14144544245b2d5fef897bc7-19085935-shutterstock-1118376371

 Так, национальная правовая система содержит Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки в своей деятельности руководствуются помимо иных нормативно-правовых актов и этим федеральным законом. 

 Согласно ст. 1 указанного закона, он направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Это на бумаге, разумеется. Не берусь судить о практической эффективности данного закона по противодействию террористам и прочим вредителям, однако вредоносная деятельность закона в отношении обыкновенных граждан налицо. 

 По закону, Ваш банк, находящийся в российской юрисдикции, вправе заблокировать операции по счету не только в случае переводов, совершаемых физическим лицом, но и в том случае, если транзакция производится со счета юридического лица. 

 Полномочия банков достаточно обширны, и подкрепляются требованиями федерального законодательства. Закон под легализацией (отмыванием) доходов подразумевает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления. Под финансированием терроризма закон понимает предоставление и сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из предусмотренных Законом преступлений, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица или организованной группы в целях совершения им хотя бы одного их указанных в ст. 3 Закона преступлений. 

 Другими словами, в случае блокировки Вашей банковской карты, при помощи которой, к примеру, производился возврат долга своему знакомому, банк, действуя в соответствии с данным законом, подразумевает, что Ваш перевод предназначался именно для этих целей. 

 Под регулирующее воздействие данного закона подпадают не только банки, но и страховые компании, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, операторы по приему платежей, кредитные потребительские кооперативы и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере финансовых операций. Другими словами, лицо, официально признанное государством путем вынесения обвинительного приговора лицом, в отношении которого имеются сведения об его причастности к экстремистской деятельности или терроризму, не сможет открыть счет в российском банке, воспользоваться услугами ломбардов, купить или продать ценные бумаги, получить кредит в банке или микрофинансовой организации, а также пострадает иным образом помимо того наказания, которое было возложено на него судом.  

 Для появления в Вашей жизни подобных неблагоприятных последствий вовсе необязательно вступления в силу приговора суда: согласно п.п. 4, 5 п. 2.1 ст. 6 Закона, основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму достаточно процессуального решения о признании лица подозреваемым или обвиняемым в совершении одного из преступлений о террористической и экстремистской деятельности в Российской Федерации. 

 Другими словами, лицо испытывает на себе негативные последствия еще до признания его виновным в совершении вменяемого преступления, хотя признать лицо преступником может лишь суд. 

 Рецепт в такой ситуации прост: скорейшее включение в уголовный (либо административный) процесс квалифицированного адвоката, который обнаружит и обеспечит доказывание наличия оснований для исключения организации или физического лица из упомянутого перечня. Это означает, что защитнику придется проделать кропотливую работу по прекращению уголовного преследования по «экстремистским» и «террористическим» составам преступлений, по переквалификации содеянного на менее тяжкий состав преступления, добиться отмены приговора суда о признании лица виновным в совершении преступления либо постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27.1 КоАП РФ. Отмечу, что все перечисленные законом основания для исключения из перечня требуют профессиональных юридических навыков, в связи с чем я предостерегаю Вас от обращения за услугами к специалистам, не обладающим необходимой компетенцией и мастерством юридической техники.

 В этой связи заслуживает внимания история из жизни одного моего доверителя. Ранее он был осужден в одном из регионов судом по ст. 282 Уголовного кодекса РФ за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Не стану вдаваться в подробности совершенного им преступления, однако вскоре после условного осуждения он с удивлением обнаружил, что его банковский счет заблокирован, в выдаче кредита ему отказали все банки, в которые он обратился, равно как и страховые компании отказались заключать с ним договор обязательного страхования автогражданской ответственности. Я занялся его делом и вскоре выяснил, что после вступления приговора в законную силу, его имя было включено в перечень Федеральной службы по финансовому мониторингу, вследствие чего он был существенным образом поражен в своих гражданских правах. 

 Кроме того, на основании пп.2.1 ст. 6 Закона, основаниями для включения организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму является вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (данная правовая норма предусматривает наказание за оказание финансовой поддержки терроризму). 

 Также следует знать о том, что обязательному контролю со стороны государства в силу требований упомянутого Закона подлежат операции по банковскому счету физических или юридических лиц в случаях: 

- операций с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: операций с денежными средствами в наличной форме (снятие со счетов, зачисление на счет юридических лиц в случаях, если это не обусловлено видом хозяйственной деятельности организации, покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом, приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет, и другие случаи).

 Сюда же закон относит случаи зачисления или переводов на счет денежных средств, предоставления или получения кредита (займа), операции с ценными бумагами, когда одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее регистрацию на территории государства, которое не выполняет рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег либо через счет в банке на территории такого государства. 

 Государство попросит Вас объясниться и в случаях совершения операций по банковским счетам: при открытии вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме. При этом, закон оставляет «лазейку» и не предусматривает осуществление контроля в случае открытия третьим лицом депозита за свое имя с предоставлением доверенности фактическому владельцу денежных средств, которые будут храниться. 

 Также законом предусмотрены иные случаи, в которых осуществление финансового контроля обязательно, в связи с чем в рамках настоящей статьи мы не станем останавливаться на их механическом перечислении и изучении. 

 Таким образом, призываем своих читателей осмотрительно пользоваться банковскими инструментами, не держать на счете значительные суммы, «заморозка»которых существенно повлияла бы на обычную деятельность. Постепенное внедрение банковских продуктов в нашу жизнь помимо удобства переводов и принятия средств, привнесло и значительно усилившееся регулирующее воздействие государства над нашими расчетами. Могу предположить, что изначально так и было задумано: удобством мы расплачиваемся за прозрачность расчетов и совершаемых сделок.

 Мириться с этим положением вещей или отказаться от банковских услуг, уйдя в наличные способы оплаты – каждый решает сам в силу специфики своей профессиональной и бытовой деятельности.