Джаз в России — не самый популярный жанр, но скажи прохожему на улице «Мариам Мерабова», и он с большой вероятностью узнает её. Сейчас Мариам финалистка популярного шоу «Голос» на Первом канале, героиня телесериала «Мама», её узнаваемый голос звучит в двух диснеевских мультиках «Моана» и «Душа», она собирает огромные залы, на YouTube-роликах миллионы просмотров, но всё же, со слов самой Мариам, её самый большой успех в жизни – поступление на эстрадно-джазовое отделение в Гнесинку, где она познакомилась со своим будущим супругом, пианистом Арменом Мерабовым.

2 сентября на основной сцене концерт, посвященный Армену Мерабову. По этому случаю мы подготовили небольшое интервью с Мариам, чтобы вы получше узнали о действительно важном периоде жизни этой магической вокалистки. Важный не только для самой Мариам, но и всей джазовой индустрии России.

— Вы говорили, что ваш первый в жизни концерт был одновременно выпускным в академии им. Гнесиных и первым выходом вдвоем с Арменом на сцену. Это было началом группы MIRAIF?

В первую очередь — осознанное начало творчесого союза. Мы были вместе с первого курса, а это уже была моя дипломная работа. Именно там мы впервые поняли, что хотим остаться в творчестве надолго.

С ваших слов, «Дуэт такого плана, как наш — единое целое». Как вы поняли, что между вами особая творческая химия?

Наш дуэт - это взаимодействие, оно одновременно и обучающее, и обогащающее друг друга, открывающее каждому свое. Конечно, это одна химия, одна пульсация, одни гармонические сетки в голове. Конечно же, это одна музыка на двоих, а не в одни ворота. Тем он и ансамбль, что является единым целым. Одно ухо на всех.

Вы раскрывали друг в друге новые грани?

Абсолютно. И обогащали. Можно сказать, что вообще то, что я из себя представляю, это его заслуга, потому что Армен не давил, он просто ждал. Учил и ждал.

Мариам, каким был ваш совместный творческий процесс?

Я думаю как у всех, по-разному. Иногда это было мирно, иногда приходилось доказывать, что именно так это должно звучать. Это нормальное творческое состояние, главное, что там не было равнодушия и профанации. Мы всегда хотели всё сделать по-максимуму.

Когда вы писали слова к «Балладе о любви», вы говорили, что никогда до этого процесс не был таким долгим, потому что боялись не совпасть с чистой энергией музыки Армена. Спустя годы совместного творчества, вы так же трепетно относились (и относитесь) к музыке Армена и своему вкладу в общее творчество?

Конечно. Я считаю так не потому, что я его супруга и люблю этого человека, а потому, что я профессиональный музыкант и этого отношения требует моя профессия. Я способна оценить и отличить настоящее от ерунды. Его музыка действительно прекрасна с музыкальной точки зрения: за видимой простотой она очень глубокая и созерцательная; в ней есть Музыка. Нет самолюбования, нет желания удивить и показать «какой я умный, сейчас я удивлю вас множеством гармоний», хотя внутри там действительно живёт созвездие гармоний, а мелодия при этом как разговор: простая, доступная, заставляет идти за ней, мысль потом тебя догоняет. Это очень хорошая музыка.

Программа, которую вы будете исполнять, называется «Всё о любви». Все песни будут посвящены этому чувству?

Любая музыка — это любовь. Когда встречаются два человека и когда они любят друг друга, происходит химия. Поэтому можно сказать, что на сцене мы тоже занимаемся любовью: быть тактичным в музыке, в ансамбле, быть направленным друг на друга — это значит родить музыку, родить очень красивый плод.

Тогда что для вас любовь к музыке?

Служение идеалам. Это самое важное. Больше ничего и не может в голову придти, потому что музыке и искусству нужно служить. Все остальное тленно.

Каким идеалам служите вы, что достигли таких высот в музыке?

Я не считаю, что достигла каких-то высот, я продолжаю учиться. Я говорю так, как чувствую: когда человек только задумывается о том, что он чего-то достиг, он может остановиться. В творчестве нет предела и есть совершенство, к которому хочется стремиться. Я могу дать совет вокалистам, я хотела бы, чтобы они слушали больше разной инструментальной музыки, не только джазовой, и чтобы они мыслили как музыканты. Мыслили, правильно и логично выстраивали фразы. Для этого нужно слушать много инструментальной музыки, от классики до авангарда. Мы в свое время заучивали невероятное количество инструментальных соло: Майлза Дэвиса, Чета Бейкера. Была такая прекрасная книга «500 джазовых тем». Я помню, мы выпускались и знали минимум 150 наизусть.

Раскроете секрет, кто из специальных гостей у вас будет на концерте?

Секрета нет, это будут те же, кто был в прошлый раз, будет звучать и музыка Армена, и композиции MIRAIF, и эвергрины. Мы как всегда будем заниматься любовью

Концерт Мариам и группы MIRAIF состоится 2 сентября в 20.00