Все записи
МОЙ ВЫБОР 12:00  /  21.02.20

Они говорят на Завинульском: каким был FuzzionDay2020

+T -
Поделиться:

16 февраля, в стенах Клуба Алексея Козлова прошёл международный фестиваль фьюжн-музыки FuzzionDay2020. Фестиваль – настоящий праздник для поклонников жанра, и это касается не только слушателей. Статус международного фестиваль получил благодаря маститому клавишнику, хедлайнеру этого года Скотту Кинси, в прошлом участнику легендарной фьюжн-команды Tribal Tech. В своё время "Трайблы" были законодателями жанра, а Скотта называли "секретным оружием" группы. Гитарист Скотт Хендерсон ежегодно выступает в Клубе Алексея Козлова, а басист Гари Виллсон был на сцене клуба ещё в далёком 2013 году. Те, кто в теме, уже давно ждали Кинси в России. Ещё один зарубежный коллектив на этом фестивале – шотландцы из HLK Trio. А для музыкантов местной фьюжн-сцены это и вовсе уникальная возможность показать, что у российской сцены не только большое будущее, но и любопытное настоящее. 

Фестиваль открыла группа Konstruktor под руководством московского гитариста Ивана Панфёнова. Авторская музыка квартета звучала уместно для первого концерта на фестивале – в меру быстрая, самобытная и предельно понятная даже для неискушённого зрителя. Хороший получасовой тизер для всего фестиваля. По фестивалю ходить сложно: всё время ощущение, что пропускаешь что-то интересное! Разумеется, распределить такое количество выступлений друг за другом было попросту невозможно – иначе праздник растянулся бы на весь день. Но из-за наслоения концертов мне не удалось послушать Amber Sept. - теперь есть повод зайти на их концерт 12 марта. К сожалению, не удалось увидеть своими глазами выдающегося российского тромбониста Сергея Долженкова, солиста Московского джазового оркестра Игоря Бутмана. Наслышан про его подвиги на Главной сцене, и теперь не попасть на концерт его квинтета 10 марта будет преступлением. Но конечно, на нём всё будет уже совсем по-другому, ведь каждый джазовый концерт неповторим и по-своему уникален. Но тем больше поводов писать о них.

Когда Анна Королёва берёт в руки саксофон, даже матёрые джазовые фанаты не могут остаться равнодушными. Настоящая женщина-стихия. Всякий раз, когда музыканты приближались к кульминации, казалось, что из саксофона вот-вот вырвутся языки пламени, а из-под пальцев гитариста Юрия Новгородского пойдёт дым. Впрочем, Дмитрий Илугдин за клавишами тоже не давал ни секунды на отдых от его виртуозных пассажей. Было заметно, что музыкантам трудно уместиться в полчаса отведённого времени.

Квартет Дениса Назарова, резидента клуба, удалось услышать лишь мельком. Пока на мансарде зажигала Анна Королёва со своей командой, о переходе на другой этаж не могло быть и речи. Впрочем, по словам тех, кто в это время оказался «на бите» [на сцене «The Beat» – прим. автора], Квартет Назарова оставил после себя приятное послевкусие. Говорят, ребята выдали гремучую смесь из фолка, прог-рока и ECM-джаза. Музыкантам из Квинтета Дмитрия Чемырева в получасовой программе удалось совместить тонкую лирику и экспрессивный подход, приправив всё это плотным синтетическим саундом. Тем самым они опустили высокий градус и темп, заданный Королевой со своей командой, но смогли отыграть концерт на довольно высоком эстетическом уровне.

Спустя какое-то время я оказался у сцены The Beat. Около девяти вечера на ней появился дуэт Two Crunch Crackers – моё персональное открытие этого вечера. Откровенно говоря, их опусы слабо ассоциируются с тем, что принято называть фьюжн-музыкой. Фанк-роковый  дуэт (с ощутимым перевесом в сторону рока) моментально заполнил все пустоты в зале тягучим фуззовым саундом. Гитарист Михаил Лисов то и дело тыкал ногой в гигантский педалборд, больше напоминавший приборную панель Боинга, а Ден Маринкин за барабанами тем временем задавал сочный грувовый ритм. Fuzz-band on FuzzionDay!

Хоть это было непросто, но мне удалось оторваться от драйвовых риффов TwoCrunch Crackers, чтобы подняться на мансарду и послушать Квинтет Евгения Побожего. Без Евгения трудно представить российскую фьюжн-сцену. В прошлом году он стал первым музыкантом из России, который одержал победу в одном из самых престижных джазовых соревнований – речь о международном конкурсе гитаристов Института джаза Хёрби Хэнкока (до 2019 года Конкурс ТелониусаМонка). Тем более, конкурс для гитаристов в последний раз проводился 14 лет назад, в 2005 году. Тем значительнее и весомее его победа. Нечасто вокруг самой маленькой сцены в клубе можно увидеть такую концентрацию людей, как во время их выступления. Эмоциональной кульминацией каждой композиции, как правило, становятся сольные импровизации участников квинтета. А чего стоит хлёсткая манера игры Антона Давидянца, одного из самых узнаваемых бас-гитаристов российской фьюжн-сцены. 

Впрочем, мне не удалось дослушать их выступление до финала, поскольку на главной сцене уже начинался концерт Скотта Кинси. К моменту, когда он сел за синтезатор, воздух в клубе уже был наэлектризован десятком предыдущих концертов. О таком разогреве, пожалуй, мечтает каждый артист. Замечательный образец поисков и находок в аранжировке – преображенный до неузнаваемости фьюжн-стандарт Black Market Джо Завинула, чей образ служит своеобразным талисманом фестиваля. https://www.youtube.com/watch?v=hA_rL0zgjkU – концерт Кинси. В то же время это была одна из самых медленных и спокойных композиций в двухчасовой программе. Подавляющая часть концерта, особенно ближе ко второй половине, пролетела на запредельной скорости, и явно не без помощи барабанщика Герго Борлая. Временами мозгу просто не хватало вычислительных мощностей, чтобы оцифровать все тонкости и нюансы исполнения. А техника игры бас-гитариста Адриана Феро – вообще отдельная история. Не зря Джон Маклафлин в интервью All About Jazz назвал его "новым Пасториусом". запись трансляции

Подписывайтесь на наш телеграм-канал  Дальше больше :)

Георгий Чалахешашвили

Фото: Андрей Шуклин, Ольга Карпова, Антон Зуев