Все записи
12:27  /  25.03.20

Frank McComb улетел, но обещал вернуться

+T -
Поделиться:

На прошлой неделе Frank McComb дал два невероятно мощных по энергетике концерта в Клубе Алексея Козлова, провёл мастер-класс для музыкантов и улетел оставив нам безудержное желание жить, творить и любить  

Прежде всего хочу поблагодарить вас за то, что приехали, не побоявшись вируса.

Боже, я избежал столько стихийных бед! Когда я был в Японии в 90-х, в то время я играл с Филипом Бейли [Philip Bailey] из Earth, Wind & Fire, там случилось землетрясение, спустя пару дней после нашего отъезда,. В 2011 году я снова был в Токио и выбрался оттуда за два дня до цунами. Потом было извержение вулкана в Исландии - мы только закончили тур по Германии, и мы гуляли с друзьями, пока не возобновили авиасообщение. Поэтому я уже ничего не боюсь. К тому же, я ехал в Россию впервые  и собирался приехать любой ценой! Пока двери Kozlov Club открыты и меня здесь ждут - я буду приезжать! Правда, все дальнейшие концерты моего тура отменились и сейчас я вынужден возвращаться домой.

Чем и кем вы вдохновлялись когда начинали карьеру? Что оказало влияние на формирование вас как музыканта и менялись ли эти влияния с течением времени?

Я постоянно слушаю разную музыку. Всё началось с соула, госпела и R&B, в 80-е я ударился в рок-музыку, но не зацикливался только на роке, продолжая слушать разные жанры. Видите ли, моя мама, тётя, бабушка и прабабушка - все они пели. У моей бабушки было 7 детей. Пятеро из них пели, две девочки играли на пианино. Одна из них — Лиз МакКомб, - впоследствии стала известной госпел-певицей. Дома постоянно играла музыка. Куда бы я ни пришел - к бабушке или к себе домой - везде была музыка. Но для меня все изменилось в 80-е. До этого у всей музыки, что я слушал в детстве, была душа — соул, госпел, R&B, кантри, рок - везде была душа. А когда пришли 80-е, музыка стала более синтетической. Потом настали 90-е, за ними — новое тысячелетие — чем взрослее я становился, тем менее душевной становилась музыка. И теперь я с трудом нахожу хорошую соул-музыку, я не чувствую душой то, что. слышу сегодня. Я даже написал песню «We’re Gonna Be On Our Own», что означает, «Когда уйдут все легенды».

Есть современная хорошая музыка, но и она не проникает в меня, не трогает, так как в детстве. Например, в госпеле часто злоупотребляют вокалом, пытаясь перепеть друг друга, в музыке мало дисциплины, каждый думает о себе, а не о музыке. Во времена Джеймса Кливленда [James Cleveland], Чарли Сизера [Charlie Cesar], даже Донни Хэтуэя [Donny Hathaway] и Ареты Франклин [Aretha Franklin], когда они пели, ты чувствовал музыку. Сегодня мы слышим сплошные гитарные риффы и запредельное количество вокала. Современный джаз для меня размытый, разбавленный. Я скучаю по временам Оскара Питерсона [Oscar Peterson] и рад, что Херби Хэнкок [Herbie Hankock] все еще с нами. Я скучаю по тому чувству, которое появлялось от прослушивания их альбомов. Джордж Бенсон [George Benson], Джордж Дюк [George Duke] - я вырос на них, а стиль музыки изменился. Среди нас по-прежнему остались хорошие музыканты, но джаз стал более коммерческим. Такое ощущение, будто музыку просеяли сквозь решето, отделив душу.

Вы можете назвать несколько современных исполнителей, в чьей музыке, на ваш взгляд, все таки есть душа?

Я сразу могу назвать двух человек - Пи Джей Мортон [PJ Morton] и Грегори Портер [Gregory Porter]. Пи Джей для меня как младший брат - он всегда был великолепным сонграйтером, музыкантом и хорошим человеком. Его характер похож на его музыку. Что касается Грегори, я обожаю его голос. Мы с ним не так близко знакомы, встречались лично лишь пару раз, но его музыка и голос очень актуальны. Я обожаю Сайт Смит [Sy Smith], она мне близка. Я считаю Сай женской версией Фрэнка МакКомба! (смеётся)

Кто привёл вас в музыку?

Это была моя тётя Лина. Она умерла два года назад. Лина играла на пианино в церкви, а после службы писала блюзовые песни, однажды, я подумал, что это круто писать блюз в церкви. Тогда я сказал ей: «Лина, я хочу, чтобы ты научила меня играть». На дворе был 1983 год, мы вернулись в дом к моей мамы после службы, Лина положила маленькую игрушечную клавиатуру на обеденный стол, и учила меня основам музыкальной грамоты. Она приходила ко мне три воскресенья подряд, мы занималась по часу. 

Поэтому я говорю, что у меня было всего три профессиональных урока, остальное я изучил, слушая много пластинок, в том числе пластинки моей мамы - я испортил много её записей (смеётся). Так я увлёкся музыкой в 12 лет, довольно поздно для большинства музыкантов, но для меня это было в самый раз. В то время мы слушали винил, и если нам нравилась какая-то мелодия, конечно, хотелось ее сыграть. Поэтому приходилось ставить иглу снова и снова чтобы понять, как ее исполнить. Так я и исцарапал большинство маминых пластинок, но научился играть.

Как вы встретились с Prince [Принс]?

Я начал работать с ним в 2005 году. Я играл со своим трио в Беверли-хиллс и однажды басист моей группы сказал мне: «Little purple guy ищет куда бы сходить сегодня, поэтому я пригласил его к нам».  Я ответил, что если он говорит «маленький и фиолетовый» в одном предложении, он точно имеет в виду Принса. Действительно, Принс заявился в тот вечер, мы потусовались, поговорили о музыке. Я только-только стал независимым артистом, когда начал работать с ним, именно он мне сказал: «Если собираешься быть независимым, иди до конца». На моей кепке лого FM [показывает на кепку] - Принс сказал, что мне нужно брендировать свое имя. Я долго не знал как это осуществить, прошло несколько лет прежде чем я сел за стол с ручкой и бумагой, и рисовал логотип, наверное, сотни раз, пока у меня не получилось. И теперь каждый раз, как люди видят эту кепку, они знают -- это Фрэнк МакКомб. 

Мы много ходили с ним на вечеринки. Когда я говорю «вечеринки», я имею в виду в музыкальном смысле. Я тусовался с Принсем в годы, когда он уже остепенился и мы играли на многих домашних вечеринках. NAACP [американская премия, созданная и вручаемая Национальной ассоциацией содействия прогрессу цветного населения за достижения в сферах кино, телевидения, театра, музыки и литературы - прим. ред.] Грэмми, Оскар - Принс всегда устраивал вечеринки после вручения этих премий. И поверьте мне, он устраивал САМЫЕ лучшие тусовки на свете! Лучшая еда, лучшая музыка… все хотели на них попасть. Я встретил там много знаменитостей  - Джек Блэк [Jack Black], Алиша Киз [Alicia Keys], Джил Скотт [Jill Scott], Джейми Фокс [Jamie Foxx], Мэтью Макконахи [Matthew McConaughey], Риз Уизерспун [Reese Witherspoon]. Джони Митчелл [Joni Mitchell], Херби Хэнкок, Стиви Уандер [Stevie Wonder] - все мы были там. 

Вы джемили вместе?

Да, конечно! На самом деле, хаус-бэнд был моей группой. И Принс обычно играл с нами так, будто он был её членом. Это было очень круто - прямо у него дома! На самом деле, мы никогда не играли оригинальную музыку, но у нас всегда была креативная составляющая.

Вы были такой своеобразной звездной кавер джем-группой?

Да, именно так - звездной кавер-группой (смеется)! И мы очень круто проводили время. И Принс, я не знаю, почему так получилось, может это была божья воля, но он мне доверял, когда мы играли вживую.  Думаю, потому что я относился к нему как к обычному человеку. Если мне что-то не нравилось - я говорил ему об этом. Если нравилось - тоже говорил. Принс был таким человеком, что если ты к нему подлизывался - он бы сожрал тебя живьем. Если ты фанат - это одно дело, но когда дело касалось работы - он не давал продыху. Если ты с ним разговаривал наравне - он тебя уважал. Он бы излил всю свою душу, если бы мог. Я помню один разговор с ним во время вечеринки. Мы говорили о музыке, о прошлом, и я спросил его «раз мы разговариваем на тему хитов и их создания, каким был твой самый первый хит?», а я всегда думал, что им был «Do me baby», но, на самом деле, его первым хитом был «Soft and wet» [Напевает]. 

Принс сказал мне, что раньше ненавидел RnB и только постепенно смог полюбить его. Он был настоящим рокером. Он хотел играть рок. И я скажу вам, я видел, как он сидел и играл на гитаре когда мы вместе репетировали, под конец мы оба чуть ли не рыдали - настолько все выкладывались. Я помню, как он дал мне совет: «Играй на репетициях так, будто играешь на концерте. Потому что ты зарабатываешь себе на хлеб музыкой, это твоя страсть». Он сказал: «Играй с грувом до тех пор, пока он не заставит тебя рыдать». Когда работаешь над грувом на басу, барабанах, неважно на чем, пытаясь создать это чувство, продолжай играть, пока у тебя слёзы на глаза не навернутся - тогда ты поймешь, что вот он - тот самый грув.»

В одном из своих интервью вы сказали, что Джордж Бенсон был вашим учителем. 

Джордж Бенсон был мне как дядя. Я встретил Джорджа, когда мне было 17 лет. Женщина по имени Чарм помогала мне строить карьеру, одновременно с  она была его представителем в Кливленде. Когда он приезжал в город, она работала на него. Так вот, он играл в Колумбии, Огайо, а я жил в Кливленде, между двумя городами полтора часа езды. Чарм достала мне билеты, и мы с другом поехали на его концерт. С этого дня мы были хорошими друзьями. Он сказал, что когда он вернется в Кливленд, мы обязательно встретимся. Он приехал и позвонил мне на домашний телефон. Когда моя мама подняла трубку, он не сказал, кто он, просто попросил позвать меня. Он сказал «Эй, привет, Фрэнк, это Джордж, Джей Би! Я приезжаю в Кливленд, давай встретимся». Когда я сказал маме, что это Джордж Бенсон, она мне не поверила. Так же как и с Принсом - никто мне не поверил. 

И вот, он приезжает с концертом и хочет потусоваться со мной, а я еще совсем молодой и зеленый говорю ему: «Но мистер Бенсон, я отыграл очень мало концертов на этой неделе, поэтому у меня нет много денег с вами тусоваться…» На что он ответил, что все в порядке и он заплатит за меня. «И не называй меня мистер Бенсон, я Джордж!» (смеется). 

Я просто сошёл с ума от счастья! Мы пошли с ним и его друзьями посидеть в каком-то заведении. Я ему сказал: «Джордж, ты знаешь, когда я рассказал всем, что буду с тобой тусить, мне никто не поверил!». Он сказал: «Правда? Ну, не переживай, твое время придет». После ужина я уже собирался сесть в машину, а Джордж шел к своему лимузину, он крикнул: Фрэнк, погоди! Он дал водителю деньги и отправил его обратно, подошёл к моей машине, открыл дверь и сел. Он сказал, что мы поедем в каждый бар где мне не поверили, что мы будем тусить вместе. И мы действительно заехали в каждый клуб в тот вечер! И после того случая арт-директора клубов стали звонить мне и просить, чтобы я у них выступил. 

Беседовала Мария Новикова

Автор фото: Андрей Шуклин

Ежедневные трансляции концертов и архив из 2,5 тысяч концертов российских и зарубежных джазовых исполнителей в свободном доступе на нашем Youtube -канале