Все записи
12:29  /  5.04.20

Джазовые музыканты и кризис

+T -
Поделиться:

В период коронавирусного кризиса стандартная механика "богатые становятся богаче, а бедные - беднее" усиливается неравенством социального капитала. Это остро проявляется в творческой сфере, где помимо старой валюты популярных артистов страхует новая - лайки, просмотры, подписчики. У звезд монетизация аудитории происходит даже в условиях самоизоляции, и их капитал продолжается умножаться. Остальным приходится туго.

В джазе ситуация усугубляется слабостью индустрии. Поэтому относительно спокойно чувствует себя только финансово обеспеченная джазовая буржуазия. А вот "средний класс" джазовых музыкантов получает страшный удар. В российском джазе, где у индустрии едва проступает контур, а среднего класса нет вовсе, карантин бьет по музыкантам наотмашь. Пока инвесторы клубов решают вопросы с арендодателями, арт-директора готовятся к тяжелому перезапуску, музыканты бедствуют без работы. Без концертов, без туров, без преподавания. "Самозанятые" и социально незащищенные.

Уход в онлайн выглядит как агония: понятно, что стримы для джазовых музыкантов скорее потеря денег, а не заработок. Да и способ напомнить о себе это сомнительный: в период локдауна на потребителя без конца валятся ссылки, открываются архивы, устраиваются челленджи. Понятно, что в этом потоке джаз проваливается на дно, и суммарные просмотры джазовых онлайн-фестивалей не получают десятую долю просмотров по сравнению с "домашним" клипом рэпера Дрейка. 

В таких условиях вопрос заработка становится вопросом выживания - в заначке у джазовых музыкантов едва ли лежит сумма за аренду жилья на месяц, у многих - семьи и дети. Месяц "каникул" многих пододвигает к черте, продление - наверяка добьет. Тех, кто без "неджазового" заработка, без базы учеников, без навыка к корпоративному чесу. 

И когда клубы вновь откроются, будет стоять вопрос не только, как привлечь обедневшего слушателя, но и где найти уцелевших музыкантов.

Без институций и поддержки - профсоюзов, фондов - выжить будет трудно. Одних донатов хватит только на воду с кетчупом. Спасти, поддержать музыкантов (не идустрию) - мудрый шаг, но кто на него решится и решится ли, непонятно. Но при этом поддержка музыкантам нужна как никогда. Пока понятно одно, этот год (два-три-пять) будет для джаза катастрофически сложным. Но выход, который пока очевиден и который, увы, не поддается прогнозам и логике, это конец локдауна. Чем раньше, тем лучше.

 Бен Голдберг и его пронзительный "вирусный дневник"

 Джазовый блогер Александр Аношин