Все записи
11:45  /  11.05.20

Это взаимодействие, а не потребление

+T -
Поделиться:

"Каждый концерт должен быть событием." Мстислав Ростропович

В конце марта событий не стало. 

Бездушные стриминговые сервисы уже не первое десятилетие воспитывают поколение, для которого музыка – бесплатный товар, уничтожая звукозаписывающую индустрию. В новых реалиях единственным надежным источником доходов для музыкантов остались концерты и туры. Сейчас и они пошли под запрет. Мы попали в незаурядную ситуацию. Вы правы – это произошло не только с музыкантами, актерами, танцорами. Но разница в том, что большинство людей и предприятий по окончании карантина продолжат свою работу, тогда как культурная сфера еще долгое время не сможет вернуться в свое обычное русло. 

От безысходности музыкантам пришлось собственноручно разрушить еще одну стену между физическим и диджитал-мирами: начался непрерывный поток концертов в прямых эфирах. Онлайн-трансляции стали спасательным кругом в социальном заточении, они помогают музыкантам создавать максимально иммерсивный контент в нынешних условиях. Возможно, даже более иммерсивный, чем было в оффлайн: когда это было возможным – заказать песню у Робби Уильямса. 

Но эти инициативы создаются самими музыкантами, чтобы продолжать заниматься любимым делом и поддерживать общение со своими слушателями, или с расчетом собрать аудиторию до лучших времен. Что касается реального заработка – его нет. Или не было… 

На днях социальная сеть Фейсбук объявила о нововведении: платформа разработала новую функцию для стримов, которая позволит музыкантам назначать стоимость просмотра эфиров для аудитории.

Не самая быстрая реакция но это, наконец, даст возможность музыкантам как-то поправить свое финансовое положение.  К слову о скорости реакции – позвольте еще немного посокрушаться. В предыдущей колонке во время карантина. Я уже писала о том, как ученые разрабатывают невероятно сложные технологические продукты, учат нейронные сети создавать музыку. Тем временем у нас все еще нет простой и удобной платформы, на которой можно играть вместе в режиме реального времени. Возможно, у разработчиков на карантине появится время подумать об этом, пока искусственный интеллект дописывает очередной альбом. 

Бесчисленное множество прямых эфиров породило один логичный для эпохи консумеризма вопрос. Смогут ли онлайн-трансляции заменить живые выступления так же, как цифровые технологии заменили физические музыкальные носители. Трансляции бесплатны, их можно смотреть из любой точки планеты в любое удобное время. Концерты, напротив, требуют вкладов времени и денег: билеты, очереди, необходимости быть в конкретное время в конкретном месте. 

Для меня ответ очевиден.

Искусство – не информация, которую можно воспринимать любым удобным способом. Это взаимодействие, а не потребление контента. Мы идем на концерт, чтобы получить новый опыт. Мы идем за волшебством, которое можно почувствовать только при условии физического присутствия: темный зрительный зал, магическое пространство между исполнителем и аудиторией, между человеком и искусством, вибрации звука по всему телу. 

Отношения на расстоянии – это сложно. Отношения на расстоянии с искусством – не исключение. Желание быть сопричастным чему-то большему, чем ты сам, невозможно изолировать. Ждем, когда социальная дистанция между музыкой и слушателем вернется на докризисные расстояния. 

КСЕНИЯ КОХАН