Раз уж любимый канал Фермата делает посты о появлении слова "джаз", то не могу не высказаться по теме. Байка о возникновени слова "джаз" как сокращенного названия жасминовых духов проституток Нового Орлеана звучит забавно, но верить ей не стоит. Любопытно, что (пере)запустил байку режиссер Кен Бернс в документальном мини-сериале "Джаз". Потом окольными путями она попала в лонгрид BBC - в посте Алексея Мунипова цитата как раз оттуда.

Алексей, конечно, тоже шутит, а я сыграю в серьезного и напомню, что лингвистический предшественник слова jazz - jasm - впервые обнаружился в Оксфордском словаре 1860 года. Первое письменное упоминание слова jazz случилось в газете LA Times за 1912 год. Питчер бейсбольной команды Los Angeles Angels назвал свою новую подачу "джаз-болом", потому что мяч после нее летел так быстро, что с ним невозможно было ничего поделать (because it wobbles and you simply can't do anything with it). Потом, покочевав по спортивным бюллетеням Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, в 1915-м "джаз" объявился в ветренном Чикаго и стал использоваться применительно к музыке. Годом позже появилась первая граммзапись, в названии которой впервые встретилось слово "джаз": дуэт менестрелей "Коллинз и Харлан" выпустил песню "The Funny Jas Band from Dixieland". Помимо расисткого песня носила еще и социал-дарвинисткий характер, представляя джаз музыкой для неграмотного рабочего класса. 

В Новый Орлеан "джаз" попал только к концу 1916 года. До 20-х годов "джаз" существовал в четырех словоформах: jazz, jaz, jas и jass. Так что представление о том, что jazz произошел от слова jass, тоже неверно. В 1917-м фирма Victor Records на рекламе пластинки Original Dixieland Jass Band (считается первой джазовой записью) провозглашала следующее: «Называйте это jass, jas, jaz или jazz - ничто не испортит звучание джасс-бэнда»! Кстати, участники OJDB были белыми, а их лидер, корнетист Ник Ларокка говорил вещи, степень неприкрытого расизма которых в 2020-м вызывает оторопь. Право первой записи у OJDB оспаривалось неоднократно, например, афро-американский трубач Фредди Кеппард утверждал, что сделал записи раньше несносного белого бэнда, но не стал их выпускать из-за нежелания раскрывать секрет своего стиля. 

Если вкратце: слово jazz придумал белый бейсболист, впервые пропели белые менестрели в гриме блэкфейс, а первую композицию записал бэнд, лидер которого отпускал расисткие шуточки. Сразу оговорюсь, что "записал" и "изобрел" - разные вещи. При таком ракурсе, понятно, почему афро-американские музыканты со времен Сиднея Беше отмахиваются от слова "джаз", как могут. Впрочем, застревающему в зубах "джазу" все нипочем. Я думаю вы и так это знаете, но сегодня почему-то захотелось повторить.

«У меня отняли право заниматься любимым делом Теперь страдают моя жена и трое детей, которые ни в чем не виноваты<...>Я уверен, что когда вы послушаете мои записи и увидите, что я стараюсь вести себя как семьянин и законопослушный гражданин, вы пересмотрите это решение. Если вы считаете, что я не выплатил долг обществу, то позвольте мне сделать это и вернуть мне и моей семье право на жизнь», - так 17 февраля 1953 года отчаявшийся Чарли Паркер умолял Нью-йоркское управление по контролю за спиртными напитками вернуть ему cabaret card - лицензию на выступление в ночных клубах.

Карточную систему для допуска артистов к выступлению в клубах Нью-Йорка ввели в 1940 году. Так полицейские пытались установить контроль над ночной жизнью города. Небольшие джазовые клубы, в которых предпочитали выступать вызывавшие подозрение бопперы, попали под давление. Читать заголовки газет и высказывания белых селебрити того времени удивительно: оказывается расхожий советский мем "сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст" вполне бы подошел Америке конца 50-х.

"Counter-culture negro racket", "impulse for wildeness"

, - пресса по отношению к бопперам не стеснялась расистких оскорблений и приветствовала вводимые полицией ограничения. 

Музыканты чувствовали себя униженными из-за оскорблений и насилия - происхождение и цвет кожи делали их бесправными. Но главной пыткой было отключение от источника дохода  - джазисты жили за счет гонораров, которые им платили нью-йоркские клубы. На восстановление карты уходили месяцы, а то и годы, сопровождавшиеся иезуитской неповоротливостью американской бюрократии. Паркера мариновали в ссылке больше года, это время он вынужденно скитался по провинциальным клубам и выступал без постоянной группы. Такое показательное изгнание усугубило психологическое состояние и здоровье Паркера, сократив ему и без того короткий жизненный путь. У Билли Холидэй отобрали карту в 1947 году на пике ее популярности. Она вернулась только через год триумфальным концертом в Карнеги-Холле, но потерянное время стало для нее серьезной травмой. 

Карты отменили только в 1967 году - почти 30 лет они были манипулятивным инструментом в руках полиции. Сегодня познавательный ролик об этом выложили на WBGO с Крисченом Макбрайдом в роли рассказчика. Посмотрите, нелишняя информация для понимания расизма в действии. 

Джазовый блогер Александр Аношин