Все записи
09:18  /  13.10.20

Алексей Козлов. Штрихи к портрету юбиляра

+T -
Поделиться:

Эгоист. По мнению родителей, Алексей постоянно «выкидывал фортели» - тяга к неожиданным поступкам, позднее перешла в страсть к импровизации. С раннего детства родители упрекали его в эгоизме. Более серьезные обвинения в индивидуализме и нонконформизме посыпались в его адрес позднее, но носили уже совсем не безобидный характер.

Отличный от других. В пионерском лагере, чтобы не петь вместе со всеми хором, он вызвался стать барабанщиком. Играя в футбол - вставал на ворота. Нежелание делать что-либо как все, тяга ко всему новому, не взирая ни на какие запреты, сформировались, в том числе, под влиянием творчества основателя русского футуризма, «будетлянина», поэта и создателя своего языка – Велимира Хлебникова. Стоило только учителю в десятом классе, коротко рассказать о разных литературных течениях, возникших в период НЭПа и порекомендовать не читать подобного материала, нежелательного и противоречащего социалистическому реализму. Алексей немедленно заинтересовался этими «нежелательными» течениями.

Индивидуалист. Ребёнком, стоя в кроватке, в течение всего дня, постоянно прыгал не останавливаясь ни на секунду. Позже, отец — детский психолог — объяснил, что он типичный «гиперкинез» - индивидуум с повышенной моторикой. Несколько лет назад на вопрос о том, как удаётся столько всего в жизни успеть сделать, ответил, что просто быстро все надоедает — все время хочется попробовать что-то новое. 

Страхи. Не просто боится мышей и особенно крыс — они вызывают отвращение, преодолеть которое он не способен. Уверен, что это врожденный страх, на уровне генов, передавшийся из прошлых жизней. С раннего детства боялся, что если высунет нос из-под одеяла, «что-то» страшное коснётся его: спал, накрывшись с головой, и даже придумал себе кличку «пододеяльник». Причиной тому стало чтение дореволюционных изданий из домашней библиотеки, созданной еще прадедушкой. Среди них были « Красный смех», «Он», «Анатэма», «Реквием» Леонида Андреева, «Непрошенная гостья» Мориса Метерлинка, «Мистерия», «Виктория», «Пан» Кнута Гамсуна. Боязнь темноты со временем прошла, страх перед смертью — остался.  

Привереда. С раннего детства обнаружилось одно качество – брезгливость к большинству видов пищи. До сих пор не ест ничего неприятного на вид и даже представить себе не может, как взять в рот то, что трясется или хрустит на зубах как, например, холодец, или  мясо с жилами. Яйцо всмятку и потроха вызывают отвращение, терпеть не может всего, что пахнет рыбой, а сало никогда не брал в рот. Бабушка, которая занималась кормлением маленького Алексея, очень расстраивалась и называла его «привередой». Готовить самому себе не любит - все приготовленное своими руками ему кажется невкусным. 

Себе на уме. Однажды, в американском фильме «Серенада солнечной долины» услышал музыку и испытал восторг, предопределивший дальнейший выбор. Когда после Великой Отечественной войны началась «холодная» война, уже никто не мог убедить 10-летнего сталинского пионера, что джаз - музыка плохая, вредная и вражеская. Он понял, что все вокруг врут и стал «себе на уме». В студенческие годы отношения с родителями стали натянутыми, особенно с отцом на почве идеологии. Он был убежденным коммунистом, Алексей — не менее убежденным джазистом и штатником, а мама в любых спорах и конфликтах принимала сторону отца. И только любимая бабушка продолжала баловать: кормить и обстирывать внука до самой своей смерти. 

Горькая правда. Проклятие Максима Горького преследует его всю жизнь. Весь советский период приходилось искать новую идеологическую доктрину, которая способна будет одолеть крылатую фразу пролетарского писателя, сказанную еще в 1928 году: «Джаз — музыка толстых». Но неприязнь к Горькому возникла еще в школе, когда приходилось учить наизусть монологи его пьес и читать идеологизированные романы «Мать», «Жизнь Клима Самгина» — Алексей учился в образцовой московской школе №204 имени Горького. И последнее. Алексеем Козлова назвали в честь любимого писателя отца. 

Педагог-импровизатор. Летом 1954, отучившись на 1-м курсе института, американизированный пижон устроился в пионерлагерь от крупнейшей в СССР шоколадной фабрики Красный Октябрь. Вожатый-педагог нёс ответственность за моральный и политический уровень подготовки пионеров. На столь абсурдное решение его сподвигла банальная ностальгия по школьному лагерному детству и первая же лагерная влюблённость в пионерку. Отработав две смены, неожиданно обнаружил у себя педагогическую жилку и новое увлечение литературной импровизацией. Чтобы обеспечить тишину после отбоя — рассказывал пионерам сюжеты фантастических и приключенческих книг, сочиняя по ходу повествования подробности. Дети каждый вечер ждали продолжения истории, в которой действие одного романа, плавно перетекало в другой. Дисциплина в отряде была образцово-показательной. 

На все руки мастер. В студенческие годы, проведённые в двух московских вузах МИСИ и Архитектурном, за время обязательных ежегодных летних «практик» освоил работы грузчика на силикатном заводе, сварщика, кровельщика, каменщика и прораба на строительстве нового корпуса газеты «Правда» у Савеловского вокзала. Поработал на сборе картофеля и научился крутить быкам хвосты, загоняя их на прививки и клеймение. Первую в своей жизни медаль «За освоение целины» получил летом 1958 года, когда провел четыре месяца в Павловском зерносовхозе. Приобретённый жизненный опыт считает бесценным для городского пижона: непереносимая жара в черноземной пустыне, позднее — морозы с непрекращающимся ветром, постоянное чувство голода, спаньё на земле под общим одеялом, вынужденное безделье, сменяющееся авралом, проявление истинных человеческих качеств в окружающих людях.

Упрямец. Прекрасно зная, что положительные эмоции у слушателей вызывают знакомые мелодии и хиты, на зарубежных дипломатических мероприятиях упорно демонстрировал свою музыку, умение по-своему играть американскую музыку и уважение к своим историческим корням. Дилемма что исполнять — узнаваемое, что бы понравится публике, но оставить о себе впечатление вторичности, несамостоятельности или не вызвать бурных аплодисментов, но показать, что в России джаз развивается по своему пути — решалась однозначно. В программе было больше половины авторских произведений Козлова, остальное джазовые хиты — Дэйвис, Коулман, Харрис, — и классика — Равель, Бородин, Бизе — в собственных интерпретациях.

Приколист. 15 лет назад в Светлановском зале ММДМ, отмечая свой 70-летний юбилей, желая разбавить официоз на сцене, в лучших обэриутских традициях, попросил 7-летнюю девочку проехать на велосипеде по сцене вдоль рампы из кулисы в кулису прямо во время исполнения пьесы. «Прикол» поняли и оценили только близкие друзья. Публика, в основной своей массе, сюрреализм приняла как должное. Кстати, на этом юбилейном концерте актёр Александр Филиппенко исполнил свою давнюю мечту — произнёс знаменитую фразу: «... и тут такой Козел на саксе...» в присутствии и при участии самого Козлова — они станцевали «стилем» под любимую песню сталинских стиляг.

День рождения. Нелюбовь отмечать дни рождения, возможно, связана с тем, что отец умер накануне — 12 октября 1976 года, а мама, прожив 100 лет, ушла в день рождения Алексея в 2007 году. Образы родителей и бабушки всплывают в подсознании при исполнении пьесы Пэта Мэтини Always and Forever, которую композитор посвятил своим родителям. Эту пьесу Козлов часто исполняет во время своих концертов. 

Альтруист. Способен менять свои многолетние убеждения, если анализ ситуации или научные факты доказывают обратное. Полярные мнения о нем окружающих, обусловлены важной чертой характера. Он готов «тратиться» вкладывая свои знания, опыт, энергию, но только если видит потребность собеседника в этих знаниях и опыте, если чувствует, что в благодатную почву попадает его энергия — множество музыкантов называют его альтруистом. Но он не будет «метать бисер перед свиньями», доказывая что-либо «глухому», не будет тратить время на дежурную беседу или ответы на пустые вопросы неподготовленных журналистов — слишком большую ценность имеет для него время.

Брейкдансер Фрагмент из будущего фильма «Джазист» режиссера Андрея Айрапетова

В соцсетях Клуба Алексея Козлова рубрика "Алексей Козлов. 85 штрихов к портрету" выходит ежедневно. Ваши личные воспоминания о концертах группы "Арсенал",  впечатлениях от первых виниловых пластинок оставляйте под постами - все ваши воспоминания и поздравления юбиляру будут бережно переданы Алексею Семеновичу, а самые яркие - включены в документальный фильм "Джазист"