Все записи
МОЙ ВЫБОР 13:09  /  14.10.20

Гений места и времени

+T -
Поделиться:

Алексею Козлову исполнилось 85 лет. Легенда, конечно. Если вдуматься, только на пять лет моложе Сонни Роллинса, к примеру. Козлов начал играть на саксофоне в 57 году, прошел бопперскую закалку, играл фри-джаз, потом придумал «Арсенал» и сместился в сторону фьюжна, который в 70-е в СССР был в диковинку. Сегодня Козлова поздравляют и отдают должное - в постах в фейсбуке; в первом за пять лет печатном номере «Джаз.ру», который ожил ради Козлова на один день; на специальной программе на телеканале «Культура»; и даже президент не забыл отбиться телеграммой. 

Любопытно, что говоря правильные слова, поздравляющие по музыке Козлова проходятся как бы вскользь. И дело тут не только в том, что советский джаз полузабыт и малоизучен: наверное, и правда не так много найдется людей, тем более не из джазовой среды, которые сходу назовут любимые композиции  «Арсенала». Хотя, выложенная пять лет назад эстонским музыкантом и диджеем Мишей Панфиловым «Болеро», стала локальным Youtube-хитом. Но все-таки влияние и влиятельность Козлова, в отличие от тех же ГТЧ или Анатолия Вапирова, не стоит оценивать только через музыку. 

Козлов - не столько гений музыки, сколько гений места и времени. В каждое из десятилетий (начиная с 50-х и до сегодняшнего дня) Козлов умел и, кстати, до сих пор умеет превратить джаз не только в музыкальное но и в социальное явление. В 50-е он хипстерски раскатывал боп, в 60-е рубил подпольную фряху, в 70-е ушел в джаз-роковое электричество, в 80-е подключал к джазу синти-поп, а в 90-е - хип-хоп, и даже когда увлекался осмыслением блатных песен, то это тоже выглядело уместным. 

Наконец, Козлов начал создавать в Москве «третьи места» задолго до того, как это стало модным: открытые при его участии кафе «Молодежное», «Ритм», «Печора» становились хитами клубной жизни. А теперь он превратил свое имя в мировой клубный бренд, самый близкий аналог которому, наверное, только Ronnie Scott's в Лондоне.

Если же вернуться к музыке, то Козлов не сотворив из себя кумира (саксофонистов, стремящихся играть «как Казлов», найти непросто), стал учителем, школу которого прошли такие разные музыканты как Антон Севидов из Tesla Boy, Виктор Зинчук, Михаил Альперин и, например, Стас Намин (список можно продолжать и продолжать). И каждый из прошедших «Школу Козлова», вспоминает ее как бесценный опыт, потому что Козлов учил и учит не только музыке, но и отношению к ней как к способу чувствовать изменчивый мир, но никогда под него не прогибаться. 

С Днем, Джазист. Долгих и долгих творческих лет.

Александр Аношин