Все записи
19:24  /  10.11.20

Вокальный праздник соул-музыки

+T -
Поделиться:

11 ноября SOUL-FEST «WELCOME TO MOSCOW». Ежегодный вокальный праздник соул-музыки с авторскими и популярными песнями устроят: Дмитрий Илугдин, Пит Джейсон, Анна Королева, Алексей Геращенко, Хосе Морян, MultiVoice group, феерический хор – Moscow Gospel Team и многие другие музыканты Москвы.

Светлана Жаворонкова

Одна из лучших и правильных соул- и аренби-певиц в России – это, безусловно, Светлана Жаворонкова! Обладая от природы тёплым сексуальным голосом, она исполняет оригинальный материал на русском и английском. А также – кавер-версии хитов в необычных аранжировках a la джаз и соул. С исключительным вкусом и чувством меры. И с чистым «американским» английским вокалом без русского акцента. Вообще любой проект Светланы звучит «фирменно», как у корифеев жанра.

Анна Королёва

Прекрасный композитор, Анна Королёва каждый раз удивляет слушателей свежестью идей, великолепием авторского материала и филигранным сценическим воплощением. Анна из тех музыкантов, чье появление на сцене – каждый раз настоящий праздник для зрителей, ее взрывная энергетика буквально завораживает. 

Хосе Морян

Один из самых ярких джазовых певцов России, Хосе Морян обладает невероятно красивым, богато тембрально окрашенным голосом, диапазоном в четыре октавы, и прекрасной вокальной техникой. Тембр его голоса лестно сравнивают с Майклом Бубле, Грегори Портером и Курт Эллингом. 

Moscow Gospel Team

Cпециальным гостем концерта станет Moscow Gospel Team -- cтарейший – и самый востребованный! – госпел-хор в России. Когда какой-нибудь поп-звезде нужны мощные подпевки – зовут Moscow Gospel Team. Когда публика хочет духоподъёмных песен – зовут Moscow Gospel Team. Потому что они – коллектив индивидуальностей, ярких голосов, и вообще – ураган! В репертуаре коллектива помимо госпел ещё и фанк, хип-хоп, кантри-рок, песни из саундтреков и авторские произведения.

Само слово soul переводимое с английского как “душа”, в музыкальной сфере первыми стали употреблять джазмены, в частности, саксофонист Julian Cannonball Adderley и контрабасист Charles Mingus, относя его к новому виду джаза, более открытому и эмоциональному, чем кул или би-боп, но и более упрощенному гармонически. Для американских темнокожих слово “соул” имеет гораздо более глубокий смысл, почувствовать который белому человеку не так просто. У этого термина своя печальная история, связанная с рабством и бесправием, с линчеванием. Еще в давние времена расистски настроенные белые американцы, среди которых было немало верующих и даже набожных людей, пытались для себя как-то оправдать убийство негров-рабов. Поэтому и была придумана некая научная теория, что души, в Божественном понимании, у них нет. Следовательно, убийство негра не является грехом. 

Возникло целое движение, отстаивающее принадлежность негров к человечеству, то есть к одушевленным существам. Одной из форм этого движения стали соул-братства - общины чернокожих братьев и сестер “по душе”. Постепенно вошло в традицию среди американских негров называть друг друга “соул-братом” или “соул-сестрой”. А впоследствии, в разговорной речи, американцы стали называть “соул” любого человека с черной кожей. Музыкальное направление “соул”, ставшее одним из наиболее влиятельных в поп-культуре 50-х и 60-х годов, образовалось от слияния мощного ритм-энд-блюза, и духовных христианскоих песнопений госпел, имеющих глубокие корни в движении «соул-братства». Одним из первых, кто осмелился соединить эти, казалось бы, противоречащие друг другу вещи, был Ray Charles.

Метод соединения был довольно прост - на мелодию популярной духовной песни он пел совсем другие слова, вполне бытового содержания. А ритмической основой стал ритм-энд-блюз. Так, в 1955-м году, молитва My Jesus is All the World to Me (Мой Иисус — это весь мир для меня) превратилась в исполнении Рэя Чарлза в песню I’ve Got a Woman (У меня есть женщина). При замене духовно-религиозных текстов любовно-эротической тематикой, как например, в песне Hallelujah, I Love Her So,  сохранялись даже типичные для молитв слова и обороты... В начале общественность отрицательно отнеслась к подобным новшествам. Даже известный блюзмен Биг Big Bill Broonzie осудил Рэя за кощунственное соединение блюза с духовной музыкой.

Но настойчивость Рэя Чарлза и, главное, погоня за новыми формами музыкального бизнеса одержали верх. Альбом What Woud I Say в 1959-м году достиг миллионного тиража. Так появилось направление в поп-музыке, получившее название “соул” и постепенно превратившееся к середине 60-х годов в мощное средство борьбы американских негров за свои права. А в мире инструментального джаза процесс сближения музыки «соул» с «ритм-энд-блюзом» проходил без особых конфликтов. Эта идея воплотилась в творчестве тех музыкантов, кто стремился не столько к экспериментам, сколько к простоте, к доходчивости, к открытости. То, что мы относим к так называемому «соул-джазу», несет в себе как черты свинга, так и элементы бопа, не являясь в чистом виде ни тем, ни другим.

Наиболее яркие представители движения “соул” в джазе, такие, как саксофонист Эдди Хэррис, не оставались в стороне от различных акций в борьбе за равноправие. Так что в середине 60-х, на волне всеобщего подъема общественного сознания соул-джаз, также как и фанки-джаз, а также черный джазовый авангард сыграли определенную роль в социо-культурной жизни того поколения. Позднее, к середине 70-х, когда все успокоилось, когда многие требования негритянского населения США были удовлетворены, музыка соул утратила социальный накал и стала частью масскультуры. Зато она дала жизнь целому ряду других направлений. Логическим продолжением стал “фанк”. На основе “соул” возникло такое явление как “Мотаун”, а со второй половины 70-х всю поп-культуру захлестнуло “диско”, построенное также на упрощенных элементах музыки “соул”.

Для того, чтобы ощутить разницу между музыкой соул в ее традиционном понимании и соул-джазом, достаточно послушать записи конца 60-х Ареты Франклин, - одной из самых популярных певиц этого жанра, - периоду, когда борьба негров за свои права в США дошла до своей кульминации. В это время соул-звезды призывали черное население страны к пробуждению чувства самосознания. Именно в среде соул-культуры возникли тогда такие лозунги как Black Is Beautyful (Черный – это прекрасно!) или Say It Loud - I’m Black And I’m Proud (Скажи громко – Я черный, и горжусь этим!). Характерно то, что в ряде записей с Аретой Франклин участвовали многие известные джазмены, и не только черные. Например – барабанщик Грэди Тэйт, контрабассист Рон Картер, пианисты - Джуниор Мэнс и Джо Завинул, саксофонисты - Фрэнк Уэсс, Кинг Кертис, Пеппер Адамс, трубачи – Джо Ньюмэн, Эрни Ройал, тромбонисты – Джимми Кливлэнд, Арби Грин, гитарист Кенни Барелл и многие другие.