Все записи
11:50  /  25.01.21

2096просмотров

Из истории французского макияжа: красота с риском для здоровья

+T -
Поделиться:

Из бестселлера "Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель"

Ссылка

Вспомним о некоторых интересных фактах из истории развития макияжа и средств по уходу за лицом во Франции. 

Если разобрать этимологическое происхождение слова «макияж», то тут скорее речь пойдёт о возрасте, так как слово произошло от французского «maquiller» («гримировать, скрывать») и «âge» («возраст»). Понятно, что когда женщина уже в 28 лет считалась старухой, она всячески искала любые средства, дабы придать своему лицу свежесть и выделить его черты.

В эпоху Средневековья бледный цвет лица был визитной карточкой аристократок. Для подчёркивания белизны своей кожи дамы активно употребляли свинцовые белила. Особенно злоупотребляли ими женщины, ищущие замужества или совершенно непривлекательные внешне. 

Так, можно сказать, что пудра использовалась для коррекции не слишком удавшегося божественного произведения. Чтобы щёки играли живым румянцем, дамы  употребляли напиток, похожий на пиво, дабы кровь приливала к лицу. Для отбеливания кожи на лицо наносили нечто вроде кефира или ряженки, а сок огурца использовали для избавления от веснушек. Зубы также должны были быть ослепительно белыми. Если же улыбка была несовершенна, то её корректировали посредством накладок из слоновой кости или же кости домашнего скота. 

По мнению церкви, самоукрашение являлось первым шагом к греху и измене. Ведь средства макияжа служили для обмана и скрытия своей подлинной внешности. 

В XVI веке существовала мода на мушки. Изначально с их помощью женщины прятали на лице тёмные пятна и следы от угревой сыпи. На лицах некоторых злоупотребляющих этим атрибутом красоты дам можно было насчитать до пятнадцати мушек. Изначально круглого размера, со временем они стали приобретать форму сердца, лунного месяца или звёзд. Их местонахождение на лице сигнализировало о характере и темпераменте дамы. Маленькие мушки из тонкого велюра в XVII веке стали просто необходимостью для всех модниц того времени. Эти инструменты соблазнения хранились в специальных маленьких коробочках, отделанных перламутром.

Екатерина Медичи ввела в моду свинцовые белила, которые начали использоваться ещё в античные времена. Они наносились на лицо толстым слоем, дабы сгладить следы от перенесённой оспы. Эта белоснежная пудра активно использовалась как женщинами, так и мужчинами, которые также покрывали ею лицо.

Белила также использовались и для париков. Процесс нанесения пудры на волосы или парики был довольно сложным. Для этого их первоначально смазывали специальной помадой. Затем всё тело укрывали простынёй, а пудру распыляли над головой как можно выше к потолку, чтобы она равномерно осела на волосы. Часто пудру парфюмировали с помощью кориандра или кипариса. Классический её цвет был обычно белым, но существовали также варианты золотого и фиолетового, используемые чаще всего персонами эксцентричными.

Сама же пудра для волос являлась ничем иным, как обыкновенным мукой. Запретили её лишь в 1740 году из-за наступившего во Франции голода. А с приходом после революции в конце XVIII столетия моды на короткие волосы использование пудры прекратилось вовсе.

Примерно с этого же времени  Франция становится экспертом в области производства средств макияжа, но его объёмы остаются всё ещё недостаточными. Чтобы удовлетворить потребность в этих продуктах, которые всё больше и больше демократизируются в среде парижской буржуазии, недостающую её часть импортируют из Англии и Голландии.

Изначально средства макияжа продавались аптекарями. Позже эта прерогатива перешла  к так называемым продавцам пудры, а далее — к парфюмерам.

Из-за печальных последствий от использования небезопасных средств по уходу за кожей модницы XVIстолетия были вынуждены прибегать к жесточайшим пилингам, которые проводились посредством соскабливания кожи. 

Мода на белоснежную кожу привела к происхождению некоторых забавных ритуалов. Считая, что идентичные вещи взаимно притягиваются, дамы использовали маски из крови курицы или голубей, чтобы избавиться от покраснений на лице.

В Средневековье появилась прародительница губной помады, которую чаще всего изготовляли из охры или куркумы с добавлением сульфида ртути и мышьяка. Красные губы стали атрибутом этикета при итальянском дворе в XVII веке. А в XVIII столетии мода на помаду настолько распространилась во Франции, что её производство уже насчитывало десяток различных тонов, использование которых определялось по случаю. Некоторые из них служили для вечернего выхода в театр или же для прогулок по городу, использование других регламентировалось временем года. По некоторым данным, к концу XVIII столетия уже было произведено до двух миллионов баночек «прапомады». Её также использовали для скул и век, чтобы придать взгляду блеск. 

Однако дамы из высших слоёв общества предпочитали менее кричащие тона, добавляя в помаду свинцовые белила, чтобы  не слишком сильно отдаляться от так называемого божественного произведения и не особо вносить коррективы в свою внешность. Церковь всячески боролась с этим дьявольским изобретением и грозила тем, что грешницы не будут узнаны у райских врат. Яркую помаду могли использовать лишь представительницы древнейшей профессии и актрисы. Интересен тот факт, что при Людовике XVI помаду активно использовали мужчины, дабы выделить рот на фоне густых усов и бороды.

В XVI и XVII веках активно использовали различные маски из воска, жиров растительного и животного происхождения, различных минералов, а также некоторых металлов и даже каменной соли. Эту массу наносили на лицо толстым слоем, чтобы спрятать неровности и другие дефекты кожи. В то же время эти маски обладали абразивным эффектом и помогали избавиться от пятен, покраснения и веснушек. Начиная с XVIII столетия, в эти смеси начали добавлять растительные продукты на базе вытяжек из цветов, а также различные виды уксуса.

Но стремление средневековых модниц как можно дольше сохранить молодость и красоту очень часто приводило к печальным последствиям. Хотя помада красных цветов и выглядела великолепно на белоснежных лицах, привлекая внимание многочисленных поклонников, уже в конце XVIII столетия врачи начали замечать страшные последствия её использования. Входивший в состав помады сульфид ртути и содержавшийся в белилах свинец наносили непоправимый вред зрению, вели к разрушению зубов и заболеваниям дёсен и лёгких. Более того, они приводили к эффекту, противоположному от ожидаемого, и вызывали раннее возникновение морщин.

На смену свинцовым белилам постепенно пришёл тальк, однако это опасное средство всё ещё активно применялось вплоть до Французской революции 1789 года.

Парфюмерное производство было заимствовано у арабов ещё во времена первых крестовых походов. С начала XVI столетия научные трактаты вносят в обиход использование различных ароматов. В 1673 году парфюмерное производство было  провозглашено одним из элементов национальной индустрии. 

В XVII столетии основой для всех духов был мускус. Начиная с XVIII века, к мускусной основе начали добавлять различные растительные экстракты — чаще всего из розы или фиалки. 

Мода на духи стремительно распространялась, и при дворе было принято менять носимый аромат каждый день. Для хранения духов использовали дорогостоящие бутылочки из итальянского стекла Murano, а также из хрусталя.

В XVIII столетии духи продавались исключительно в Париже. Однако производили их на юге Франции, недалеко от Лазурного побережья, в небольшом городке Грасс, где и возникла первая парфюмерная корпорация. 

В XVII веке в моду вошёл макияж для глаз. Однако несмотря на то, что так называемое приукрашивание лица всё шире применялось модницами, некоторые мужья относились к сей прихоти весьма негативно. Также не рекомендовалось краситься вдовам и женщинам пожилого возраста.

И тем не менее, в правление короля Луи XV в XVII столетии в моду вошли яркие румяна для щёк. Кроме эстетического аспекта, румяна указывали на социальный статус дамы. Куртизанки использовали наиболее яркие цвета, в то время как женщины целомудренные предпочитали тона посветлее. Помимо прочего, яркий цвет щёк отвлекал внимание от испорченных кариесом зубов, причиной которого было злоупотребление различными сладостями, а также пользование косметикой, содержащей ртуть и свинец.

Однако с приходом к власти королевы Марии-Антуанетты, вышедшей замуж в 1770 году за Людовика XVII, в моду вернулась натуральная красота и бледность без румян. При этом бледность доводилась до такой крайней степени, что сам Наполеон умолял Жозефину красить губы, мотивируя это тем, что она бледна как труп.

Начиная с 1830 года, в моду вошёл образ болезненной бледности. После революции здоровый цвет лица считался уж очень буржуазным. На лицо наносили пудру голубовато-желтоватых и зелёных оттенков. Самые рьяные модницы, доходя до крайности, дорисовывали на лице голубыми тенями вены и синяки под глазами, нередко доходящие до скул. Хотя ещё в начале XIX столетия держалась мода на дам, пышущих здоровьем, а позднее женщины изо всех сил старались похудеть, следуя всё той же нездоровой тенденции. С целью похудения они активно употребляли уксус и питались исключительно лимонами. Мода на болезненную внешность затянулась на полстолетия.

В 1881 году Александр Наполеон Буржуа создал всем известную марку косметики Bourjois в рамках всеобщей индустриализации производства косметических средств. Упаковки становились всё более привлекательными для глаз, а прогресс в изучении химии помогал улучшать качество продуктов. Однако большинство средств макияжа всё ещё оставались критически токсичными, если не смертельными, так как свинец, мышьяк и соли цинка продолжали активно использоваться в их производстве.

Если до конца XIX столетия все модницы следовали исключительно веяниям эпохи и накладывали макияж, что называется, под копирку, то в начале XX века возникает мода на макияж, адаптированный к типу лица. 

В это время возникает такая новая профессия, как визажист, а также различные услуги, связанные с созданием стиля и образа. Ведь после Французской революции 1789 года и до начала указанного периода макияж считался аморальным и использовался исключительно проститутками и актрисами.

Начало XX столетия стало началом эпохи активной женской эмансипации, а макияж — одним из символов свободы. Макияж стал доступным для всех слоёв населения — его начали продавать в обычных магазинах, стали возникать первые институты красоты. 

Начиная с 1906 года, усилился медицинский контроль за активными составляющими косметических средств, а целью их использования стал также уход за кожей. Свинцовые белила и многие другие опасные химические продукты были окончательно запрещены — вместо них началось широкое использование парафина и вазелина. 

С 1910 года мода на бледный цвет лица сменилась модой на загар и ярко накрашенные глаза. Загар пришёл в моду одновременно с каникулами на морском побережье. А возникновение немого кино, в котором крупный план и экспрессивные лица требовали выразительного подчёркивания, окончательно закрепил модное первенство за ярким макияжем, который, начиная с двадцатых годов, становится символом счастливой жизни, а яркая реклама в журналах расхваливает его преимущества. Даже в периоды экономических кризисов женщины не отказывали себе в средствах макияжа, ограничивая себя при этом в одежде.

Из бестселлера "Французский этикет. Почему француженки не носят Шанель"

Ссылка