Все записи
21:06  /  12.02.19

3698просмотров

Обезьяна и Адам больше не враги: ученый-палеонтолог помирил Библию и науку

+T -
Поделиться:

Начало нулевых. Я — четырнадцатилетний подросток-неофит, который приехал «потрудиться во славу Божию» в отдаленный скит в соседней с Петербургом губернии. Прямой пробор, длинная юбка, хлопковый платочек, завязанный под подбородком. Глаза опущены вниз, на руках четки.

Мы с отцом N одни в темном храме среди ликов и мерцающих лампад. Слезно исповедавшись, начинаю пытать немолодого священника детскими вопросами о вере: «Если всех животных и людей Бог создал за шесть дней, то получается, что динозавров придумали ученые?» Иерей, поглаживая окладистую бороду, бросил беглый взгляд на икону Георгия Победоносца: «Были динозавры. Только повымерли они не миллионы лет назад, а совсем недавно. А ты думаешь кого Георгий копьем убил?» Занавес.

Примерно с такой «концепцией современного естествознания» в голове я прожила несколько лет. Повзрослев и поняв всю абсурдность теорий отца N, я предпочла «просто верить», отложив вопрос о происхождении сущего в долгий ящик. И, надо сказать, здесь я не одинока…

Большинство православных в нашей стране можно условно разделить на две группы: креационистов, часто воинствующих, предлагающих понимать «шестоднев» буквально, и на людей, которые осознают, что в чистом виде описанное в книги Бытия, больше не способно удовлетворять потребность в естественном знании современных христиан, но не имеющих в голове иной четкой концепции возникновения жизни. Ко второй, пожалуй, отношусь и я...

Из-за того, что в Церкви по-прежнему нет консенсуса по этим вопросам, в медиапространстве происходит огромное количество перекосов. Разумные мнения, как всегда, звучат тихо и не интересно для «ищущих повода». Зато громко раздаются голоса одиозных околоправославных «младоземельцев», ратующих за геоцентризм Вселенной и иные совершенное невероятные теории. В ВК, например, активно функционирует «Сообщество плоской Земли».

Все эти инфоповоды становятся козырями в рукаве воинствующих атеистов. Они превращаются в мемы, которые бесконечно транслируются на ресурсах, воспитывающих свежее поколение антиклерикалов. Именно «антинаучность» религиозного знания вменяют христианам в вину люди по другую сторону церковной ограды. На мнимых противоречиях между Библией и наукой выстраивают свои атаки на Церковь бесконечные паблики и блогеры, представляя дело так, будто у каждого верующего есть свое маленькое личное кладбище сожженных Коперников.

Среди какофонии мнений церковной общественности о происхождении жизни на Земле неожиданно ярко и свежо прозвучала книга молодого ученого-палеонтолога Александра Храмова «Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом?». Она безусловно не будет замечена желающими видеть «инквизитора» и мракобеса в каждом «церковнике», но для людей интересующихся — это прекрасная возможность достать с пыльной полки вопрос о происхождении жизни, и наконец-то разрешить старые противоречия.

Александр Храмов — выпускник биофака МГУ, кандидат биологических наук, автор более 20 научных статей, публиковавшихся в таких изданиях, как National Geographic, «Наука и жизнь», и пр. В своей книге Храмов пробует примирить традиционный взгляд Церкви на творение с современной научной картиной мира нетривиальным образом.

Он не пытается натянуть теорию эволюции на «шестоднев», представив, например, дни творения некими временными отрезками, соответствующими определенным периодам развития Земли, вторя распространенному в Церкви мнению. Молодой ученый предпочитает вовсе разделять мир совершенный и мир падший. Этот подход он называет «альтеризмом»: «Христианская интерпретация эволюции, защищаемая на страницах настоящей книги, основана на допущении, что Бог сотворил мир не таким, каким мы видим его сейчас. Поэтому некоторые исследователи предлагают называть такой подход альтеризмом, от латинского alter — иной, переменившийся».

Такое разделение автоматически снимает многие противоречия между Библией и наукой, предполагая, что два мира, «горний» и «дольний» могут жить по разным законам: «Скорее имеет смысл говорить о двух параллельных состояниях одной и той же реальности. Они не находятся в отношениях линейной зависимости. Если в нашем мире динозавры вымерли 66 миллионов лет назад, то это не значит, что с ними что-то произошло по ту сторону видимого бытия. Солнце и Луна, которые с точки зрения падшего человека возникли спустя 9 миллиардов лет после Большого взрыва, могли быть сотворены на третий день в другом измерении. Время здесь и там течет абсолютно по-разному. По этой же причине было бы бессмысленно спрашивать, что делал человек после грехопадения, пока в ходе эволюции создавались условия, необходимые для его существования за пределами рая. Ведь, как уже было сказано, быть может, вся эволюция, занявшая сотни миллионов лет земного времени, уместилась в те несколько минут, когда Бог в раю произносил Свой приговор над Адамом и Евой».

Свой неожиданный подход Александр Храмов методично обосновывает в 12 главах, предлагая вниманию читателя экскурс в историю попыток соотнести Библию и науку, приводя различные подходы и взгляды, а также множество цитат выдающихся мыслителей: от блаженного Августина и до современных ученых.

Параллельно автор пытается дать интересные ответы на сложные вопросы, которые часто становятся камнем преткновения для людей, ищущих Бога, например, почему из-за грехопадения Адама и Евы было наказано все человечество: «Вообще говоря, в наши представления о справедливости не очень укладывается учение, по которому из-за проступка одной-единственной супружеской пары на Земле были наказаны все ее потомки. Даже самые кровавые диктаторы не сажают человека в тюрьму из-за преступления, совершенного его прапрадедушкой в незапамятные времена, и было бы странно, если бы так поступил любящий Бог. Слова апостола об Адаме, в котором «все согрешили» (Быт. 5: 12), станут понятнее, если представить, что грехопадение произошло не в рамках земной истории, а там, где время текло иначе, чем сейчас, где не было разницы между прошлым и будущим, между предками и потомками. Люди, разделенные целыми эпохами в этом мире, в сфере изначального бытия могли быть едины в Адаме и, соответственно, стали соучастниками общего преступления. Поэтому любой человек вне зависимости от даты своего появления на этот свет может повторить за псалмопевцем: «во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50: 7). История об Адаме и Еве – это история о каждом из нас».

Помирились ли обезьяна и Адам в моей голове после прочтения этой книги? Возможно… Остались ли еще вопросы? Безусловно! Но, пожалуй, вопрос много лет пролежавший в «долгом ящике», впервые превратился в твердую раму, в которой я наконец-то, деталь за деталью, как сложную мозаику, смогу начать выстраивать свою картину мира…