Все записи
МОЙ ВЫБОР 20:06  /  21.02.19

2922просмотра

«Стыдно, когда видно»: что читают православные подростки

+T -
Поделиться:

Воскресение. Жмурясь от февральского солнца, покидаю душный храм после службы. Лавирую между цыганятами с майонезными банками для милостыни и младенцами, которых спешно одевают родители. «Здраассьте» — доносится откуда-то справа… Хочется по привычке ответить «Привет!», но понимаю, что для 15-летнего паренька, сверкающего голыми щиколотками зимой, «тридцатилетняя женщина» — это уже прям «теть Катя». «Здравствуй» — кидаю подростку. Сын священника, едва приняв мое приветствие, снова активизирует свой большой палец, приводящий в движение ленту новостей на «айфоне». Из храма, щебеча на языке мемов, выпархивают еще две девы в модных парках. О чем-то увлеченно болтая и хихикая, они направляются к уткнувшемуся в гаджет «поповичу». «Счастливые!» — думаю я. У них впереди весна, любовь, студенческие годы, у меня сегодня борщ, родительский чат и «Вести недели» с Дмитрием Киселевым…

Моя «православная юность» была иной… Все, что от нее осталось — это несколько засаленных софринских иконок и пара брошюрок, написанных популярными священниками того времени для верующих «юнотов».

В кратком пересказе вся церковная литература, обращенная к подросткам начала нулевых, выглядела так: «до свадьбы ни-ни», «в жизни есть два пути — многодетная семья или монастырь», «жена да убоится», «брак — токмо для чадородия», «Хэллоуин и Валентина — в топку, Петр и Феврония рулезз». Ах, да! От мата и тяжелого рока вода изменяет свою структуру. А песни некоторых популярных западных исполнителей — ни что иное, как молитвы сатане, проигранные в обратном порядке. Ну и, конечно же, не стоит забывать про распространенный в околоцерковных кругах миф о телегонии. Это когда лошадка «согрешила» с зеброй, а потом понесла от породистого скакуна полосатого жеребенка. Мы воцерковлялись, как могли…

Недавно наткнулась в рунете на забавную фразу: «когда тебе 30, Страшным судом тебя уже не запугать». А мне кажется, что и этих, 15-летних с айфонами, стращать оным уже тоже не получится… Да и зачем? Это сомнительное оружие в борьбе за молодые души. Живописуя словами перед юными юзерами соцсетей картины Босха, мы рискуем сами превратиться в мем…

Безусловно, Церкви нужно искать новой язык для общения с молодежью. Если в интернете, самой свободной и открытой среде, изменения происходят быстро: священники осваивают инстаграм и ютьюб, церковные девы ведут аккаунты о вере, совершенствуя свои фото из храма с помощью модных пресетов, то в области печатного слова, над которым довлеют издательские грифы и благословения, существует огромная пустующая лакуна в сегменте литературы для юношества. Проще говоря, хороших изданий для подростков, которые не вызовут у «отроков» «фейспалм», в церковных лавках по-прежнему мало…

На этом фоне очень смелой выглядит попытка православного диакона и педагога Ильи Кокина поговорить с молодыми читателями о разумном, добром, вечном на их же языке. Он знает или делает вид, что знает (как я!), чем живут школьники и студенты сегодня. Вот цитата из его книги «Страх возводит стены, любовь строит мосты»:

«Чтобы как-то прославиться на YouTube, нужно сделать что-то стоящее, а еще лучше — эпично облажаться, а для того, чтобы оставить свой след в Instagram, достаточно просто периодически что-то есть и фотографировать свои ноги. С чем связана эта истерия вокруг Instagram? Зачем мы выкладываем каждую минуту своей жизни на общемировое обозрение? Просто мы чувствуем, что каждая секунда нашей ограниченной рождением и смертью жизни безвозвратно улетучивается — в никуда… И поэтому мы пытаемся как бы законсервировать мгновения своей жизни, поместить их в отдельные баночки и поставить на полочки во всемирную кладовку. Вдруг кому-то это понравится и он “лайкнет”?»

Существенная часть книги Ильи Кокина посвящена страхам, но не боязни «геенны огненной» или «скорого конца света», что было характерно для начала нулевых, а объяснению природы и последствий простых человеческих фобий, которые гипертрофированно проявляют себя в жизни подростков. Единственным действенным оружием против страха любого генезиса, по мнению автора, является любовь во всех ее проявлениях. Ей он посвятил вторую часть своего труда. Названия глав обоих разделов, резко контрастируют с тем, что мне доводилось читать, будучи «отроковицей»: «Стыдно, когда видно», «Game over», «Христос — освободитель женщин», «Про это», «За что христиане “не любят”секс?».

Иллюстрациями к изданию стали рисунки шестнадцатилетней девушки, что сигнализирует подросткам: «Хэй, ррребят, здесь все свои!». А «кислотный» дизайн обложки, оконочательно должен уверить субтильных «юнотов», что скучных проповедей не будет. И, надо сказать, их ожидания оправдаются.

Если представители «поколения пепси» одевались на рынках, а каникулы проводили в деревне у бабушки, листая брошюрки о телегонии, то для рожденных в конце 90-х и позже мир расширил свои границы и подарил много новых возможностей. Например, иметь доступ к хорошей христианской западной литературе.

Еще одно издание, замеченное мной, которое я могу рекомендовать юным читателям, не боясь «зашквариться» — «Услышь меня», адаптированный молитвослов для подростков на русском язык, составленный православной писательницей из Америки, Аннализой Бойд.

Маленькая стильная книжечка на моем столе — не просто сборник религиозных текстов, это некий «навигатор» для юношей и девушек, делающих первые шаги в вере. Традиционные молитвы, такие как «Отче наш», соседствует с очень необычными, например — «щит святого Патрика».

Кроме слов, с которыми можно обратиться к Богу, мама девяти детей из штатов, собрала в своей книге много «полезной инфы» для верующих подростков, в том числе краткие ответы на актуальные для школьников вопросы: как пережить предательство друзей и первую влюбленность? как помочь себе при депрессии? что делать, если столкнулся с насмешками в коллективе? как поступать, если тебя склоняют к употреблению алкоголя и наркотиков?

Аннализа, безусловно, знает, что занимает юные умы. Её тон очень доверительный и деликатный…

Примерно так выглядят «первые ласточки»… Надеюсь, дальше будет больше «годной» православной литературы для молодых, хорошей и разной!