Все записи
20:54  /  16.03.19

892просмотра

Неизвестная Ирландия: «православное пиво», клевер и литература

+T -
Поделиться:

«Водка, матрешка, газ, Путин, Крым» — все, чем обычно ограничиваются знания иностранного обывателя о России. Человек, чуть более осведомленный, присовокупит сюда балет и Достоевского. Китаец кинет на культурную карту нашей страны Витаса. А в голове «продвинутого» зрителя YouTube из Европы образ России довершит группа «Little Big».

Ирландии в этом смысле не «легче». Многообразие культуры «изумрудного острова» в сознании большинства сводится к дню святого Патрика и пьяным ирландцам в зеленом, танцующим под звуки волынки. Поколение, воспитанное на «Симпсонах» и прочей заокеанской медиапродукции, пропитанной чисто американским шовинизмом, мыслит вполне предсказуемо.

«We all living in america» — пела группа «Rammstein». И хоть уровень жизни штатов для большей части населения планеты пока недоступен, но нашими умами давно управляет Голливуд, генератор примитивных стереотипов, где русские — это беспринципные олигархи и шпионы, ирландцы — религиозные пьяницы и дебоширы, итальянцы — мафиози, а американцы — благородные спасители Земли, от инопланетян, зомби, природных катастроф и вампиров.

«Изумрудный остров» к России ближе, чем кажется. Нас объединяют, например, общие святые. После того, как РПЦ признала «святых неразделенной Церкви», живших до 1054 года, и внесла их имена в свой календарь, мы вполне можем считать «нашими» святых Патрика, Брендана, Иту, Кеннета и других христианских «подвижников» острова.

В лице же самой почитаемой ирландской святой, Бригитты Килдарской, православные христиане приобрели покровительницу пивоварения. Легенда гласит, что некогда, в канун Пасхи, в местечке Маг Талах не хватало солода и сосудов для приготовления пенного напитка к празднику. Бригитта благословила пивоварение к Пасхе в своем монастыре. В одной бадье поставили сусло, а в другой — готовили пиво. Кадкой набирали напиток из первой бадьи и носили на подворья храмов. И пока сестры несли кадку с пивом на подворье, в одной бадье сквашивалось новое сусло, а в другой бадье созревало пиво. Так все восемнадцать храмов Маг Талаха получили достаточное количество хмельного напитка.

Но все же именно святой Патрик по-прежнему остается самым известным и почитаемым ирландским святым. С его легкой руки клевер стал символом острова. Согласно преданию, Патрик, проповедуя жителям Эйре христианство, объяснял язычникам-друидам природу святой Троицы с помощью знаменитого трилистника.

Обаяние ирландских святых пока слабо действует на консервативную церковную публику в России, где этноцентризм во многом превалирует над христоцентризмом, а православие часто становится способом выражения своей национальной идентичности, а не приближения ко Христу. К праведникам «изумрудного острова» относятся настороженно, а иногда и прямо отвергают их, как чуждых.

Кроме дня святого Патрика, Ирландия подарила миру богатую культурную и литературную традицию. Но, пожалуй, неискушенный читатель сможет назвать лишь несколько знаменитых имен.

Джонатан Свифт, Брэм Стокер, Оскар Уайльд, Джеймс Джойс, Клайв Льюис, Бернард Шоу — эти писатели известны во всех уголках планеты. Не все знают, что кроме автора «Пигмалиона», еще три великих ирландца были удостоены Нобелевской премии по литературе: Сэмюэль Беккет, Шеймас Хини и Уильям Батлер Йейтс.

К недооцененным в нашей стране литераторам Эйре, безусловно, можно причислить и Уолтера Мэккина, выдающегося писателя первой половины XX столетия.

Пожалуй, Мэккин — один из самых «ирландских» авторов. Его можно сравнить с русскими «деревенщиками», в чьих сюжетах национальный колорит, описание быта, природы, повседневной рутины неизменно соседствуют с героизмом и глубокими смыслами.

В своих рассказах Мэккин говорит о Боге, о Боге почти не говоря. Его герои — простые рыбаки, которые каждый день, преодолевая себя, бросают вызов стихиям. Писатель с точностью ювелира передает их, кажущийся невыносимым, быт. До недавних пор издания Мэккина были букинистической редкостью, доступной лишь узкому кругу литературных гурманов.

В 2019 году в «Никее» вышла книга «Бог создал воскресенье и другие рассказы», которая призвана познакомить широкого читателя в нашей стране с европейским автором, чей талант, глубокий психологизм и незаурядный юмор должны прийтись по вкусу взыскательной российской публике.

Центральное место в сборнике отведено повести «Бог создал воскресенье», написанной Мэккином в расцвете творческих сил. Это произведение — монолог простого рыбака Колмейна Фьюри о своей судьбе, обращенный к образованному писателю. По мере развития сюжета становится очевидным, что перед нами, на самом деле, диалог человека с Творцом более высокого порядка. Это разговор рыбака с Богом, в котором герою отвечает сама жизнь.

Колмейн Фьюри строит свой рассказ по дням недели, которые образуют главы повести. Это создает смысловую параллель с последней неделей жизни Христа, в которой есть страдания, предательство, смерть и ...воскресение.

Когда последняя страница перевернута, ты откидываешься в кресле, ощущая в себе новое чувство. Секунду спустя становится ясно, что ты теперь тоже бесповоротно влюблен в Ирландию. Любовь и преданность Мэккина к своей земле очень заразительны.

С днем святого Патрика, друзья! Надеюсь, что «изумрудный остров» стал вам чуть ближе.