Все записи
МОЙ ВЫБОР 15:07  /  20.03.19

1573просмотра

Атеист vs верующий: баттл мировоззрений

+T -
Поделиться:

Известно, что о религии, политике и вкусах лучше не спорить. Но именно вопрос о существовании Бога, как это ни странно, вызывает самые жаркие дискуссии в XXI веке. Несмотря на то, что мы живем в светском государстве, Русская православная церковь стала передовым ньюсмейкером, который активно влияет на текущую повестку дня в нашей стране. РПЦ регулярно создает инфоповоды как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Согласно статистике, более 70% населения России являются «православными христианами». Так почему же среди такого кажущегося «единодушия» все чаще и громче раздаются голоса тех, кто называет себя «воинствующими атеистами». Какие претензии к друг другу накопились у людей по обе стороны церковной ограды?

Осенью 2017 года на телеканале «Спас» вышел первый выпуск передачи «Не верю!». Шоу быстро обрело свою аудиторию и стало самым популярным на канале. Оказывается, не только баттлами рэперов и политиков жив российский зритель. Открытые дискуссии между верующими и неверующими на TV вызвали неподдельный интерес как у церковной, так и у светской публики разных возрастов.

Автор идеи программы, генеральный директор тлеканала «Спас», Борис Корчевников так высказался о своем детище: «Проект, которым я очень дорожу — программа „Не верю. Разговор с атеистом“. Понять, почему человек не знает очевидного для большинства Бога? Иметь смелость ответить на очень справедливые иногда вопросы и даже претензии к нам, верующим, от людей, далеких от церкви. И вместе найти ответы на них».

В студии встречались самые неожиданные герои: общественный деятель Мария Арбатова и «звезда» инстаграма, священник Павел Островский, пранкер Лексус и радиоведущий Андрей Чижов, Владимир Познер и профессор Московской духовной академии, протоиерей Максим Козлов. И даже эпатажный шоумен Отар Кушанашвили в эфире «Спаса» предстал перед зрителем в образе кроткого и рассудительного собеседника, который не боится говорить о своей личной боли.

Несмотря на гремучую смесь мнений и полную полярность оппонентов, сегодня это, пожалуй, единственное дискуссионное шоу на российском телевидении, где собеседники не срываются на крик, и никому из «соперников» заранее не предуготована роль «козла отпущения».

Так пишет о передаче ведущий Константин Мацан: «В нашей программе — не нападают. Во всяком случае, я надеюсь, что это так, что это чувствует зритель и почувствует читатель. Я смущаюсь, когда слышу от коллег или встречаю в комментариях фразу: “Кто в этом выпуске победил?” Никто не победил, потому что это не соревнование и уж тем более не война. А вот кто оказался более убедительным — “Кто в этом выпуске убедил?”, — каждый зритель и читатель решает для себя сам».

В 2019 году в издательстве «Никея» вышла книга «Не верю!», которая состоит из стенограмм пятнадцати ярких бесед шоу. Возможно, это единственный формат «православного» издания, где атеистам «выдан» карт-бланш говорить о проблемах церкви настолько остро, насколько они захотят.

«Сейчас приняли закон о защите чувств верующих, и любая дурацкая выходка, которая так или иначе касается храма, становится предметом общественной, церковной в том числе дискуссии. И пока Церковь осуждает кого-то публично, тем самым способствуя присуждению реальных сроков людям, которые танцуют или ловят покемонов в храмах, пока Церковь выступает как неотъемлемая часть политической повестки дня, я буду от нее ждать позиции и по другим вопросам. Почему, например, нет никакого мнения по поводу войны на Украине?» — на страницах книги задается вопросом режиссер и продюсер Александр Семин.

Ему отвечает популярный священник Павел Островский: «Очевидно, что любое мало-мальски заметное событие интересно, если его прокомментируют те священники, которые в итоге принесут больше рейтинга, а не те, которые более умные, образованные и интеллигентные. И когда блогер в Екатеринбурге играл в покемонов в храме, огромное количество священнослужителей высказывалось так: хватит уже, давайте просто промолчим, не будем эту тему пиарить. Но в итоге что попало в СМИ?»

В других главах феминистка Арбатова пытает того же Островского, почему женщина не может стать патриархом? Владимир Познер рассуждает о «кровавых банях» Ветхого Завета и о том, зачем Бог создал клопов. А спортивный комментатор Виктор Набутов недоумевает, почему в церкви все за деньги и поют на непонятном языке.

В этих пятнадцати беседах известные личности становятся рупорами, которые озвучивают вопросы к церкви, которыми давно лежат на поверхности. Им отвечают священники, богословы и миряне.

Так о сути дискуссии пишет в предисловии Константин Мацан: «А часто в разговоре — не спор о вере и неверии как таковых, но — темы социальные: аборты, эвтаназия, школьное образование, благотворительность… Попытка увидеть, как на одну и ту же проблему с разных колоколен смотрят христианин и атеист».  

Но ответы часто могут быть очень неожиданными, отличными от тех стереотипных суждений, которые обычно приписывают верующим. От этого наблюдать за подобной беседой бывает крайне увлекательно и, безусловно, полезно. Для людей внутри ограды храма — это возможность избавиться от пустого самодовольства, которое возникает из-за причастности к господствующей религии. Для атеистов — это способ исцеления от предрассудков о христианах, которые массово генерируются в современном медиапространстве.

Какие бы острые вопросы не поднимались на страницах «Не верю!», но правит всем тон разговора. А он всегда уважительный… Именно в такой атмосфере должны проходить дискуссии о самом важно. Давайте учиться понимать друг друга!