Все записи
15:51  /  26.08.19

4015просмотров

Школа и тревога родителей. Как перестать беспокоиться и начать жить: навигатор от популярного психолога

+T -
Поделиться:

«В Петербурге две мамы подрались из-за родительского чата» — обычный заголовок в 2019 году. Образовательное пространство сегодня — огромное поле для удовлетворения родительских амбиций. Как одет ребенок, как выглядит мама, на какой машине чадо привозят в школу, оценки, поведение, расположение учителей, престижность учебного заведения — каждый день родители соревнуются, чтобы быть «выше, сильнее», быстрее». Неудивительно, что школа стала одним из главных источников стресса и неврозов у мам и пап. А где во всем этом образовательном забеге интересы ребенка?

В эпоху постмодерна, когда ценность всех смыслов нивелирована, мы ухватились за единственную, еще пока незыблемую и очевидную ценность материнства и детства. Как известно, детоцентричным наше общество стало только во второй половине XX столетия. Для сотен предыдущих поколений рождение и воспитание детей не было смыслом жизни, а лишь ее «побочным эффектом», возможностью воспроизвести себе помощников, чтобы не умереть с голоду или от ядовитой стрелы захватчиков.

Сегодня дети — «наше все». Мы с года учим их английскому, таскаем по кружкам и развивашкам, а когда приходит время отдавать чадо в школу, и вовсе начинается «веселье». Родители ночуют в палатках, как в очереди за новым айфоном, чтобы успеть записать отпрыска в престижную гимназию. После школы, полностью забив на свою жизнь, беспокойные мамы таскают чадушек по секциям, подкармливая бутербродами в машине. А что ребенок? Ему остается только смиряться. Теперь он — «инвестиционный проект», посредством которого родители реализуют собственные амбиции. 

В нашей жизни и так полно источников стресса, чтобы исключить из них школу, семейный психолог Елена Лутковская написала книгу-навигатор для родителей «Школа: всё получится!», которая призвана избавить мам и пап от ненужной тревоги и образовательного невроза. 

Елена Лутковская: «Я очень надеюсь, что эта книга поможет родителям сделать пространство начальной школы более понятным и предсказуемым. Снизит тревогу и позволит замедлить темп образовательного забега, который может сильно осложнить жизнь. Мне бы хотелось вернуть и детям, и родителям право получать удовольствие от детства. И не превращать время подготовки к школе и первые годы в ней в тяжелый бессмысленный труд. А еще я надеюсь, что знакомство родителей с разнообразием школ и педагогических подходов, с критериями выбора повысит вероятность точного совпадения семьи и школы. Благополучие ребенка напрямую связано с благополучием его родителей. Поэтому так много внимания в книге уделяется теме снижения школьной тревоги у членов семьи ребенка, прояснению их ожиданий и ценностей. Я постаралась обозначить круг специалистов, которые могут стать поддержкой для родителей в поиске верного образовательного маршрута для их ребенка».

В своей статье я поделюсь двумя главами в сокращении о том, как помочь ребенку адаптироваться в школе и научить его дружить с одноклассниками.

Чем помочь ребенку? (при адаптации в школе)

Первое, что влияет на успешную адаптацию ребенка в школе, — безопасная обстановка в семье. Она является той базой, тем фундаментом, на котором строится все здание. Под безопасной обстановкой я имею в виду нормальные ожидания родителей от ребенка. Не завышенные, а адекватные требования к нему, способность корректировать собственные требования в соответствии с его психофизическими особенностями. 

Мы уже говорили о том, как важно, чтобы успешность родителей и вообще их психическая стабильность не была завязана на школьную жизнь ребенка. Как важно, чтобы они не определяли качество и смысл своей жизни успехами ребенка. 

Бывает, что реализация кого-то из родителей не состоялась и находится под вопросом или отложена. Например, мама, сейчас специально не работает и большую часть времени проводит с детьми. Одно дело, когда забота мамы о детях — это внутренне принятый выбор, ей ценно это время само по себе, она рада, что у нее есть возможность помочь ребенку адаптироваться к школе. И совсем другое дело, если ее пребывание рядом с ребенком рассматривается как инвестиционный проект, а образовательные успехи — критерий его эффективности. Тогда — это мина, заложенная под школьную деятельность ребенка. Потому что тогда получается, что пульт управления всей этой ситуацией лежит на столе у учителя.

Второе в иерархии условий — нормальные отношения с учителем и нормальная атмосфера в школе. Я говорю «нормальная», а не «безопасная» специально. Потому что школьная атмосфера по природе своей не может быть совершенно безопасной. Все-таки она должна приучать наших детей держать спину прямо — это важно, а не ходить совсем уж в халате и тапочках.

И третье условие — соблюдение режима. Важно, чтобы у ребенка были силы на то, чтобы преодолевать трудности новой жизни. Кроме того, режим сохраняет психическую устойчивость. Для которой важны семейные ритуалы и время для того, чтобы побыть ребенком. Погулять, поиграть и немножко побездельничать. 

Это время, на самом деле, тоже очень важно для внутреннего развития. Оно дает ребенку возможность чуть-чуть замедлиться и осознать, подумать, что с ним сегодня происходило. Отследить свою эмоциональную реакцию на эти события, побыть в тишине. Так, чтобы у него созрел вопрос, появилась возможность поделиться этим опытом, как-то его отреагировать. Рассказать о нем каким-то значимым взрослым, получить сочувствие, одобрение, совет.

Как научить дружить

Отношения с одноклассниками — это не «десерт», а одно из двух «основных блюд», которые мы получаем в школе. Эта тема достойна того, чтобы уделять ей внимание и вкладывать в нее силы. Начнем с того, что к дружбе с одноклассниками ребенка нужно готовить. Это часть настоящей подготовки к школе. Очень важно, чтобы у него был разнообразный и насыщенный по содержанию опыт общения.

Еще несколько десятков лет назад этот опыт приобретался без видимых усилий со стороны родителей — в компании детей во дворе или в саду. Сейчас социализация становится предметом заботы умных мам и пап. И они предпринимают целенаправленные усилия в этом направлении. Что это значит — учить ребенка дружить и почему он не может научиться этому сам? Дружба — это не биологическое, природное явление, а высшая форма общения. Это значит, что сама по себе она не появится. Нужны разные культурные образцы, из которых, как из кирпичиков, ребенок сможет построить что-то свое. Как любое сложное занятие, дружба разворачивается постепенно. Родители могут создать условия и предпосылки для того, чтобы она состоялась. Какие же?

Во-первых, дошкольное детство дано для эмоционального развития ребенка. С помощью родителей он постепенно узнает о своих чувствах, осознает, когда он рассердился, когда расстроился, затосковал или обрадовался. Ребенок испытывает эмоции без всякого участия взрослого. А вот понимание того, что с ним происходит, и осознание, с чем это связано, он получает от значимых взрослых. Понимание себя — это хорошая база для того, чтобы строить потом отношения с другими детьми и взрослыми.

Во-вторых, для того, чтобы дружить, нам нужно еще понимать других. Мы можем читать с ребенком книжки про дружбу, смотреть хорошие мультфильмы, спектакли, фильмы. Они дадут ему те самые культурные образцы. И в спокойном состоянии, вместе мы можем обсуждать поступки героев, их мотивацию, чувства, чтобы ребенок смог представить себя в похожей ситуации. Эти рассуждения станут важной платформой для понимания причины и следствия в отношениях между людьми. Исследования социализации в начальной школе подтверждают этот факт. Интеллектуальная составляющая — когда я понимаю поступки героев и вообще участников событий, могу их предсказывать и вижу свою ответственность в них, — потом является базой для развития дружбы. Поэтому мы и наращиваем социальные «мышцы» ребенка. Затем мы должны будем показать ему не только теорию, но и практику. То есть мы не можем учить его дружбе только по книжкам.

Нужно найти место, где ребенок мог бы регулярно встречаться с детьми своего возраста. Желательно, чтобы компания отвечала двум условиям: неизменность состава и возможность хотя бы часть времени проводить в свободном общении, которое выстраивают дети, а не взрослые. Что я имею в виду? Регулярные встречи с девочками и мальчиками на курсах английского языка, где учительница помогает им петь песенки и ставит в круг, — это хорошо, но не то. Как и общение с детьми на детской площадке. Ведь все дети сейчас очень заняты и выходят во двор нерегулярно. И сегодня ваш ребенок играет с Машенькой, завтра — с Петенькой, иногда — с Васенькой. А потому не может выстраивать ни с кем из них долгосрочные отношения. К сожалению, все эти ситуации дружить не учат.

Дети одного возраста должны видеться регулярно. И вместе переживать самые разные истории. Вот они встретились. Им нужно познакомиться, потом подружиться. Потом поссориться, чем-то обменяться, подраться и помириться. Хорошо бы, чтобы ребенок мог обсуждать часть этих перипетий со взрослыми, которым он доверяет. Тогда, еще до того, как ребенок придет в школу, он будет знать, что, например, его друг, который ему очень нравится, может не хотеть того же, что и он. Или он может быть в дурном настроении. Или сам ребенок может быть в дурном настроении и чем-то задеть приятеля, а потом исправить ситуацию. Наличие такого опыта позволит ему потом свободно чувствовать себя в школе. Продолжать учиться дружить и закладывать хорошую платформу для настоящей социализации в будущей профессии и семейной жизни. 

Успех в этих областях жизни связан со способностью выстраивать долгосрочные отношения. Кроме того, есть замечательное исследование, которое показывает, что эта способность — главное, что дает людям чувство удовлетворения своей жизнью. И чем хороша школа? Тем, что ты сталкиваешься с группой детей, которые будут твоими спутниками на протяжении многих лет. В классе создаются определенные условия твоего существования. Это заданная ситуация, и тебе придется учиться выстраивать отношения с этими людьми. И если ребенок к ней совершенно не готов, ему придется потратить на адаптацию много сил. А поскольку, как мы уже говорили, адаптируется он сразу ко многим процессам, есть вероятность, что ему просто не хватит ресурсов для того, чтобы освоиться в первом классе.

Сейчас дети имеют на порядок меньше социального опыта, чем их родители. Это одна из основных проблем. И по количеству, и по качеству, и по степени насыщенности — ведь нынешние родители росли в другое время. Опыт современных детей чаще всего ограничивается общением, которое выстраивают взрослые. А это значит, что в нем нет свободной деятельности, игры, свободных взаимоотношений.

Чем такие дети смогут заняться на первой же перемене? В развивающий центр, на языковые курсы ребенок приходит ненадолго и после занятия уходит — какое тут общение. И когда он оказывается в школе, где на перемене дети затевают какую-то игру, с ним творится что-то ужасное. Ведь он в такой ситуации никогда не был.

Где же ребенок может получить такой опыт? Прежде всего, в детском саду. Отправить туда пяти-шестилетку — неплохой, но не единственный вариант. Можно организовать для ребенка насыщенную «светскую жизнь» в домашнем формате. Почаще ходить в гости и приглашать их к себе. Проводить время вместе с семьями, в которых есть дети похожего возраста, ездить в отпуск в семейные лагеря и так далее. Хорошо, если вашего ребенка будут окружать дети людей, которые вам знакомы и симпатичны, с которыми вас связывает что-то общее. 

В многодетных семьях часть проблем с общением, конечно, снимается. Но важно, чтобы до поступления в школу ребенок все-таки получил достаточный опыт отношений вне родных стен.

Выбирая школу, я бы задавалась вопросом, как, в какой деятельности школа учит общению, дружбе? Например, есть ли у младших школьников возможность остаться во дворе после занятий, чтобы поиграть вместе? Есть ли разные формы активности, кроме учебной, вокруг которых можно выстраивать отношения, лучше узнавать друг друга?

Позже, уже в школе, очень важно обращать внимание не только на оценки ребенка и программу его обучения. Но и на то, как устроена его дружба. Ведь что это такое, дети еще не вполне понимают.  Первоклассник может назвать кого-то другом лишь потому, что знает, как его зовут, и видит каждый день. Нужно обязательно расспрашивать его про новых друзей. Просить ребенка рассказывать истории, которые с ними случаются. Делиться с ним своими историями из детства. Хорошо бы приглашать новых друзей в гости и водить ребенка к ним. Для этого стоит подружиться или, по крайней мере, познакомиться с их семьями. 

Детям нужно помогать еще и выстраивать какие-то совместные занятия. Социальный опыт современных детей так мал, что они не умеют играть. Например, когда я прошу разных детей рассказать сюжет любимой игры, оказывается, что ничего такого в их жизни нет. Даже у вполне интеллектуально сохранных детей, которые ходили в сад. Часто их игра выглядит таким образом: «Он — робот, я тоже — робот, и я его догоняю». Я спрашиваю: «А что происходит, когда ты его догоняешь?» — «Я его еще не догнал». И тогда я понимаю, что они играют в догонялки. Если ребятам по три года, это хорошо. А если восемь, то неплохо бы уже разнообразить это занятие и помочь им его выстроить. В таком случае важно не критиковать детей, а подсказывать им что-то новое и развивать их выдумки. Например, девочкам можно купить картонный домик, который они будут вместе разукрашивать и обустраивать. Мальчикам тоже стоит предложить совместное строительство. Или помощь в «организации» какой-то сюжетной войнушки. Принцип такой: показали, научили и отошли в сторону. Дальше детям нужно учиться взаимодействовать самим, без взрослых.

Школа — это не страшно! Выдохните! Расслабьтесь! Все обязательно получится! Желаю мальчишкам и девчонкам хороших отметок и ярких достижений в новом учебном году. А их родителям — радости и спокойствия!