12:02  /  28.12.18

«Церковь приобрела статус какого-то скучного пропагандистского министерства»: священник-рокер против коллективного бессознательного

«Казак-либерал» и «священник-рокер»… «Хм…“Православных сталинистов” знаю, а это…

«Казак-либерал» и «священник-рокер».. «Хм..“Православных сталинистов” знаю, а это что-то новенькое» — подумала я, впервые прочитав редакторскую характеристику на священника Дмитрия Климова. Не менее необычным мне показалось и название его книги «Антиманипуляция. Огласительные беседы постсоветского пространства».

При слове «антиманипуляция» воображение рисует дурацкий тренинг, на котором, приторно улыбающийся вертлявый «коуч», за немалые деньги рассказывает доверчивым слушателям, как «выйти из зоны комфорта», стать «альфа-самцом», «заработать миллиард» и научиться противостоять «манипуляциям» жены и начальника. А «огласительные беседы» — это вообще что-то про то, как готовиться к причастию, молиться, поститься и слушать радио «Радонеж». Давайте разбираться, как это взаимосвязано и при чем здесь «постсоветское пространство».

Россия, 21 век. В неком губернском городе N живет себе человек, растит детей, выплачивает кредиты, ездит на дачу, смотрит политические ток-шоу по вечерам, искренне радуется очередной хитрой «многоходовочке» и нашим успехам на внешнеполитической арене. Но вот в определенный момент жизни наш герой начинает чувствовать «пустоту в душе», может, это «кризис среднего возраста», а может — настоящий «зов Бога». Ими же веси судьбами, человек оказывается в Церкви. Первая исповедь, длинные службы, брошюрки о покаянии и чудесах по молитвам старцев, поездки по святым местам, борода и акафисты..

Прекрасный период неофитства и первой влюбленности в Церковь. Блаженный новоначальный как губка впитывает все, что узнает внутри церковной ограды от «бывалых». Ему даже не надо это слышать ушами, оно «летает» в воздухе, это коллективное бессознательное внушительной части православных верующих на постсоветском пространстве. В большинстве случаев, впервые перешагнув порог храма, человек получает не живого Христа, а некий кейс идеологем, готовое мировоззрение под ключ. В правую руку ему суют набор второстепенных традиций и обрядов, выдавая их за главное, в левую — «ура-патриотизм», еще легкий национализм и определенный взгляд на историю, а на шею вешают «скрепы», «наши ценности» и «духовность». А вот живого Христа за этим всем ему придется отыскать самому, но на это уйдет не один год..

Книга состоит из пяти частей, каждая из которых начинается словами «Человек и» — «история», «государство», «свобода», «семья», «церковь». Последние две можно отнести к тем самым пресловутым «огласительным беседам». В этих главах о.Дмитрий, как обычный пастырь, рассказывает о простых вещах, которые необходимо знать человеку, начинающему свой путь в православии. А вот первые три части достойны отдельного внимания, они-то и отвечают за слово «антиманипуляция» в названии.

Книга Дмитрия Климова является уникальной потому, что перед тем как впустить читателя в церковное пространство, автор хочет его «привить», привить от влияния исторических, политических и религиозных мифов, оказываемое на людей, живущих в постсоветский период, который не мог не привнести свои особенности в наше восприятие окружающего мира. Часто эти мифы в обществе и насаживаются и культивируются сверху теми, кому это выгодно, об этом автор тоже упоминает.

Для начала «казак-либерал», историк по образованию, проходится по популярным заблуждениям исторического характера, анализируя в том числе, набирающие обороты культы личности Сталина и Ивана Грозного и их связь с русским менталитетом. Потом «священник-рокер» обращает свой взор на мифы политические, рассуждая, например, о таком понятии как «патриотизм», в его ложном и истинном значениях. Ну, а напоследок, Дмитрий Климов берется вычищать авгиевы конюшни мифов околоцерковных. В каждой главе незаурядный пастырь работает словом, как археолог кистью, чтобы его «овцы» смогли посмотреть на православие и на все, что происходит сегодня в обществе взглядом, неискаженным пылью контекстов и ложных ориентиров.

Дмитрий Климов пытается дать простому читателю, тому самому из губернского города N, некий компас, вложить в его руки тонкую нить Ариадны, которая поможет человеку, только что переступившему порог храма, не запутаться в лабиринтах коллективного бессознательного и околоцерковной мифологии, преодолеть минотавра пропаганды и вырулить-таки на путь, который рано или поздно приведет человека к главному в православии — ко Христу.

Да, наверное, все, о чем написал этот необычный провинциальный священник — для меня не новость… Но, пожалуй, я впервые прочитала подобные смелые рассуждения в книге под грифом издательского совета РПЦ. Это хороший знак в преддверии Нового года! С наступающим! Все будет хорошо!