Все записи
03:07  /  25.11.19

1438просмотров

Чувствую себя пидарасом. О поэзии Елены Фанайловой

+T -
Поделиться:

Résultat de recherche d'images pour "елена фанайлова"

Поэзия может быть либо настоящей, либо это не поэзия. Поэт либо рвет вас на куски, чувствует своими стихами за вас так, как вы не способны сами, либо это автор, который просто умеет придумывать рифмы, если речь идет о русской поэзии. Иного не дано — и не нужно.

Мне наконец попала в руки книга стихов Елены Фанайловой «Русская версия», вышедшая еще в далеком 2005-м. Сегодня Елена больше известна широким кругам как журналист и радиоведущая, и ее поэзию знают скорее те, кто интересуется этим видом словесного творчества. Так часто бывает, когда человек достигает вершин в своей профессии, которая на виду, о его остальных талантах забывают. Льюис Кэролл был отличным математиком, но кто сегодня об этом помнит; Мигель де Унамуно был прекрасным прозаиком, но широкая публика его знает только как философа; даже Иосиф Бродский для всех в первую и вторую очередь поэт, хотя писал очень неплохую эссеистику. И т.д.

Читая стихи Елены, я быстро забыл, что знаю ее как журналиста, пришедшую в журналистику из медицины — отсюда ее удивительное чувство собеседника. Ее поэзия — наркотик, который дает быстрый эффект выздоровления от действительности, так называемой реальности, кажущейся большинству из нас болезнью под названием «безысходность». Или в более легкой форме — скука.

Девушка гуляет с пидарасом

Опасения неся широким массам

Словно транспорт с грозненским оружьем

Говорит с ним как с любимым мужем:

Ты еще со мною ты со мною

Проволкой незримое стальною

Ко груди примотан.

Сердце за стеною 

Словно дура, спрашивает: кто там?

Стиль Фанайловой — эротический пульсар, у него нет формы в том смысле, что не стиль ради смысла и слов, а слова и смысл ради стиля. Эффект: сногсшибательная искренность, с которой ее сообщения достигают читателя, слушателя. Я чувствую себя пидарасом, с которым гуляет девушка, и девушкой, говорящей «ты еще со мною...» У многих поэтов строки описывают чувства, и хорошая поэзия, как часто считается, должна это делать точно. Делая это, она дает читателю язык. Елена решает эту проблему иначе: она не описывает чувства, а создает их. Так же поступали древнегреческие поэты-трагики, они придумывали эмоции, страсти, состояния, которыми мы пользуемся до сих пор. Это путь риска, он значительно сложнее, у этого пути нет конечного пункта, он приведет либо к великой свободе, либо никуда.

Отпечаток в душе

Как на серебряной пленке

Оставляет любой человек

На сетчатке

Нет не любой а любимый

Зачеркнуто пишем избранник

И слуга совершенного в мире

Кто делает воздух волшебным

Розовым синим стальным

И кому так к лицу

И ветровка его и морщинки и серенький

                                                           шарфик...

В стихах Елены Фанайловой много любви, но от этого она удивительным образом не становится трагической. Что удавалось очень немногим — писать о любви без трагического подтекста крайне сложно, это как писать о безумце без доли сожаления. Попробуйте! Любой поэт должен хоть раз написать о любви — к женщине, мужчине, Богу... Елена пишет о любви, которая есть в каждом из нас. Кто-то выбрасывает эту любовь как сперму, кто-то переживает ее глубоко в сердце, кто-то ее сохраняет для божественного, другие находятся в постоянном ее поиске. Но

Когда Господь кладет тебя в ладонь

То сколько ни долдонь

Прости прости я штопаный гондон

Я вообще не он —

вам не сбежать от любви. Ловите момент, другого может не быть. Фанайлова не пишет в вечность, она пишет нам — здесь и сейчас. Хочется сказать: сука, как у нее это получается? У меня нет ответа. Читайте и ищите его сами, пока вы живы. Потому что

У мертвых нет речи. О мертвых речи нет.

Есть у последнего бомжа,

У осужденного на жизнь

И ты

В защиту их держи

Любую речь...

Комментировать Всего 1 комментарий

Мне запало в душу первое четверостишие. Иногда стоит нарушить это правило, результат может оказаться неожиданно потрясающим

Эту реплику поддерживают: Аркадий Недель