Когда в России и, в частности, в Москве мы сможем увидеть на дорогах водоробусы?

Появлению транспорта на водородном топливе должно предшествовать появление необходимой инфраструктуры. В отличие от электротранспортной инфраструктуры, инфраструктура для водоробусов не ограничивается подключением к существующим сетям. Сам процесс получения водорода достаточно сложный технологически. В нашей стране производящих водород предприятий не больше двадцати. Не только в России, но и во всем мире, инженеры ищут оптимальное решение проблемы расположения производства водорода. Существует вариант доставки произведенного водорода к месту заправки, а также вариант производства водорода уже на месте заправки.

Перед появлением на дорогах общего пользования транспорта на водороде должен быть доработан сам водородный продукт. Необходимо провести все испытания водородного топлива, в том числе, испытания на безопасность.

Пока существует лишь опытный образец, который возят на выставки и сопровождают рассказами о возможном будущем водоробусов. То, что на линию выпустят в тестовом режиме один водоробус, не означает старт полноценного функционирования этого вида транспорта. Технический запуск нужен разработчикам проекта для понимания всех аспектов эксплуатации макета водоробуса в реальных условиях.

Какие, на Ваш взгляд, перспективы существуют у этого вида транспорта?

Водородный транспорт будет востребован там, где будут иметь место большие расстояния и необходимость высокой тяговой мощности двигателя. Водородное решение перспективно, например, среди грузовиков и железнодорожного транспорта. При доставке грузов останавливаться на постоянную подзарядку на несколько часов не выгодно, поэтому мы пока не видим проектов грузового электротранспорта в повседневном использовании.

Насколько экологичен водоробус в сравнении с другими видами транспорта: обычным автобусом и электробусом?

С точки зрения экологии, в качестве конечного продукта водород экологичнее, чем другие виды топлива. Но есть два способа получения водорода. Первый - из обычной воды. Такой способ требует колоссальных затрат электроэнергии, а электричество у нас добывают не только за счет гидро- и электростанций, но и за счет сжигания угля и мазута. Второй способ получения водорода - из углеводородного топлива (бензина, дизельного топлива или пропан-бутановых смесей).  Получается очень странно с точки зрения экологии: переработать одно топливо, чтобы получить другое. В России, как раз, все разработки создаются на основе получения водорода из газа, а не из воды.

Водоробусы в обслуживании будут дороже чем обычные автобусы?

Водородный двигатель с технической точки зрения - тот же двигатель внутреннего сгорания, только с доработками. Проблема в другом: нужно будет обучить людей безопасному обслуживанию новой техники, так как в водородном транспорте главный фактор - это безопасность.

Бытует мнение, что водоробусы небезопасны. Что вы думаете на этот счет? Насколько водородное топливо взрывоопасно?

Такое мнение весьма оправдано, ведь и атомные реакторы могли бы быть у каждого в автомобиле, но транспорт - это повышенная опасность, ДТП случаются каждый день. В итоге, атомные реакторы есть на ледоколах и на подводных лодках, где риски столкновений минимальны, как и внешние угрозы для повреждения ядерного реактора. Похожая ситуация, с точки зрения безопасности, и с водородом. Долгое время водород было очень сложно перевозить с производства до места использования, только 20 лет назад появились технологии композитных материалов, из которых появились легкие и крепкие цистерны. Опасность водорода - в его воспламеняемости и в ее последствиях. Только в условиях идеального технического содержания и эксплуатации, такой транспорт будет безопасен для окружающих.

Спасибо за комментарии!