Все записи
19:16  /  18.02.20

942просмотра

Единая система публичной власти и расширение полномочий местного самоуправления. Московские депутаты «за» и «против» поправок в Конституцию по МСУ

+T -
Поделиться:

Оригинал статьи на сайте Smart События Москвы

15 января 2020 года в ходе послания к Федеральному собранию Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию РФ. Часть поправок затронули МСУ.

Местное самоуправление является самым массовым уровнем власти. Муниципальных депутатов в разы больше, чем любых других депутатов вместе взятых, поэтому этот вопрос имеет важное значение для будущего страны и развития демократии в России.

Президент предложил «выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами и закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти. При этом полномочия местного самоуправления должны быть расширены и укреплены».

Что означает новый термин единая система публичной власти?

Как МСУ должно встроиться в эту систему и не потеряет ли оно при этом свою автомность?

Что подразумевается под расширением полномочий местного самоуправления?

 

Давайте разберемся с самими формулировками поправок Президента в Конституцию, которые касаются местного самоуправления.

Это 71, 132 и 133 статьи действующей Конституции. В 71 статье идет речь по сути о национализации элит.

Поправка звучит так: «федеральная государственная служба; установление ограничений для замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, в том числе ограничений, связанных с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства».

В 132 статье вводится новый термин «единая система публичной власти» и МСУ теперь предлагается внести в эту систему. Текст поправки: «Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

В 133 статье «Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами».

 

Московская общественность о поправках в Конституцию о местном самоуправлении.

Спустя некоторое время после послания президента, логично, последовала и реакция московской политиков.

3 февраля 2020 представители московского отделения партии «Единая Россия» в лице Секретаря МГРО Метельского начали собирать предложения по расширению полномочий мундепов. На сайте партии появилась форма записи предложений муниципальных депутатов.

В свою очередь оппозиционный мундеп МО Тимирязевский Галямина Юлия считает, что инициатива ЕР только усугубит ситуацию.

Местное самоуправление в Москве регламентируется двумя законами: 56 и 39.

В 56 законе Москвы прописаны собственные полномочия местного самоуправления, которые регламентируют работу самого аппарата муниципалитета. Закон Москвы номер 39 говорит о полномочиях, которые муниципальным округам спущены сверху.

Галямина пишет на своем фейсбуке, что разница в том, что первые полномочия — действительно полномочия, которые дают муниципальным советам автономные права, бюджеты. Переданные же полномочия — просто исполнительские. Никакой автономии, самостоятельности: делай от сих до сих, а потом мы с вас спросим.

Юлия утверждает, что «расширять полномочия единороссы собрались именно в рамках 39 закона Москвы, который оставляет решения госчиновникам, но спрашивать при этом можно будет с депутатов, ведь до чиновников не дотянешься, а депутаты вот они тут, под боком. То есть они собираются делать из мундепов стрелочников без возможности повлиять на реальные решения, без самостоятельности, без бюджета, без всей возможности принимать решения и брать на себя ответственность». На самом сайте Единой России никакой конкретики по 39 закону г. Москвы нет, только форма с предложениями по расширению МСУ.

Галямина также является лицом проекта #НЕТ, посвященного протесту против изменения в Конституции. Участники проекта считают, что поправки в конституцию уничтожают автономию местного самоуправления.

В феврале депутат Мосгордумы от Яблока Максим Круглов совместно с Ассоциацией Независимых Депутатов в лице Гляминой и Морева (Глава округа Якиманка) провел круглый стол по теме расширения МСУ.

Даже оппозиционные депутаты согласны с Президентом в том, что полномочия МСУ необходимо расширять, при этом предложили свой вариант законопроекта.

Основные идеи законопроекта, подготовленные Моревым и АНД по расширению полномочий местного самоуправления:

1. Совет депутатов должен стать проектным офисом в районе.

2. Администрация должна исполнять стратегию и бюджет, утвержденные советом депутатов.

3. Мы должны перестать бояться брать на себя полномочия и ответственность за принимаемые решения. Пора налить воду в бассейн.

4. Полномочия должны быть расширены вместе с ответственностью.

5. Бюджет МСУ должен быть увеличен. Предлагаем до уровня 4% от бюджета города Москвы.

В Московской городской Думе 7 февраля 2020 состоялся ещё один круглый стол, посвященный теме местного самоуправления. Обсуждение провели по инициативе фракции партии «Справедливая Россия» МГД (Яндиев, Соловьев) и НКО «Московский центр городского развития».

Если на предыдущем круглом столе участники предложили свой вариант расширения полномочий, то на этом мероприятии участники обсуждали значение изменений в деятельности местного самоуправления.

Мнения присутствующих о необходимости принятия поправок разделились. Свою позицию высказали Владимир Дудочкин - председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы», Зоя Шаргатова - член Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению, Яков Якубович - Глава муниципального округа Тверской в городе Москве, Илья Свиридов - Глава Муниципального округа Таганский, Сергей Поляков - генеральный директор Автономной некоммерческой организации «Центр социально-политических исследований и программ», Станислав Корякин - член Экспертного совета Союза российских городов, Людмила Стебенкова - депутат Московской городской Думы, и другие участники.

Ксения Иванова - директор Центра, выступила на Круглом столе с докладом, который был посвящен проблематике создания единой системы публичной власти с помощью механизма национальных проектов. В докладе особенно отмечена необходимость более широкого включения муниципального уровня власти в реализацию национальных проектов, которое на сегодняшний день отсутствует, так как не определена компетенция местных властей и круг вопросов совместного ведения, включая принципы финансирования таких проектов.

Также, Ксения Иванова подчеркнула, что поправки в Конституцию РФ, касающиеся местного самоуправления, нуждаются в серьезной проработке, с тем, чтобы сохранить самостоятельность органов местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. В частности, подобная совместная компетенция должна быть четко ограничена, а также должна быть внедрена система эффективного финансирования.

Депутат Мосгордумы СР Магомет Яндиев считает, что новый подход к взаимодействию государственной власти и местного самоуправления повысит престиж муниципального уровня.

С ним не согласился Яков Якубович - Глава муниципального округа Тверской. Он считает, что принятие поправок сильно ограничит права местного самоуправления, встроит его в «вертикаль власти», а процедура формулирования и выдвижения поправок не вполне отвечает демократическим принципам, поправки не прошли процедуру должного общественного обсуждения. Текущий вариант внесённых поправок по МСУ противоречит Европейской Хартии местного самоуправления.

В свою очередь депутат Московской городской Думы Людмила Стебенкова считает, что внесенные в Конституцию поправки не противоречат Европейской Хартии местного самоуправления. Она утверждает, что МСУ может быть встроено в вертикаль власти при этом сохраняя самостоятельным.

В своем приветственном слове Владимир Дудочкин - председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований города Москвы» отметил важность внесения в Конституцию РФ понятия «публичная власть», а также рассказал о проверке исполнения Европейской Хартии местного самоуправления в Российской Федерации экспертной комиссией Конгресса местных и региональных властей Европы и её положительных результатах.

Глава муниципального округа Пресненский Дмитрий Юмалин также выступил за более глубокое и тщательное обсуждение поправок с экспертами и практиками муниципального управления, при этом он отметил, что принцип взаимодействия государственного и муниципального уровней власти, включенный в поправку к 133 статье Конституции, отражает существующую в реальности практику управления городским хозяйством.

Илья Свиридов - Глава Муниципального округа Таганский, возглавляющий также Фонд развития местного самоуправления, отметил, что муниципальное сообщество Москвы давно разрабатывает и выдвигает различные подходы к муниципальной реформе, написан не один законопроект, то есть изменения назрели. Внесенные поправки в Конституцию положительно повлияют на дальнейшее развитие местного самоуправления, причем формируются три новые важные тенденции: преодоление дуализма (дублирования функций) на районном уровне управления, право на судебную защиту органов местного самоуправления и возмещение финансовых затрат, возникающих в результате реализации совместных с органами государственной власти проектов. Принятие поправок, по мнению Ильи Свиридова, серьезно изменит все законодательство о местном самоуправлении, что потребует принятия Муниципального Кодекса Российской Федерации.

 Среди московских политиков есть те, кто категорически против внесенных поправок в Конституцию по МСУ, так как они противоречат Европейской Хартии МСУ и первым главам самой Конституции РФ. Они утверждают, что предложенные изменения лишат местное самоуправление самостоятельности и встроят МСУ в единую вертикаль государственной власти, а расширение полномочий будет носить условный характер. Среди противников московские представители системной (Депутаты Мосгордумы от партии Яблоко, Ассоциация независимых депутатов) и несистемной оппозиции (проект #НЕТ).

Есть так же сторонники, которые видят во внесенных поправках рамочный характер, а сами поправки необходимо просто доработать. Среди тех, кто «за» представители московских отделений партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия».

В одном сошлись и те, и другие, что никто не понимает значение формулировки «единая система публичной власти», и что полномочия местного самоуправления необходимо расширять и выделить на это соответствующее финансирование.

Автор Симакова Ирина

* Орфография и пунктуация авторов публикаций сохранены — примечание.