Все записи
13:41  /  17.09.20

251просмотр

Про местное самоуправление или почему Европа живет лучше, чем Россия?

+T -
Поделиться:

Оригинал статьи на Прожекторе Москвы:

http://projector.press/2020/09/17/55013/

Про местное самоуправление или почему Европа живет лучше, чем Россия?

Всем известно, что власть в РФ очень централизована, такой она сформировалась в период укрепления “вертикали власти” в конце девяностых. Весь бюджет распределяется сверху вниз от федеральной власти в регионы. Почему это плохо? Местные власти по большей части ничего не решают, хотя именно они максимально близко сталкиваются с реальными проблемами местных жителей и адресно могут им помочь.

Кто распределяет бюджет и решает местные дела? Реализацией занимается местная исполнительная власть, которую так же назначает центр, параллельно направляя ей советующий бюджет, который появляется у федеральной власти из тех же самых регионов. Вопросы вплоть от строительства детского сада до объявления войны другой стране – сегодня решает власть, а не люди.

Неужели у россиян совершенно нет возможности участвовать в принятии решений? Возможность есть, но очень ограниченная. В России, как и в любом правовом государстве есть местные Советы депутатов, которые избираются жителями. Местное самоуправление провозглашено в 8 статье Конституции РФ. По замыслу муниципальные депутаты избираются для того, чтобы приблизить власть к нуждам народа, реализовать повседневные потребности отдельных людей, искать компромисс между государственной властью и народом.

Однако нужно иметь полное представление об местном самоуправлении в России, чтобы понимать, что это не работает. Как и говорилось ранее, основной бюджет, спущенный из центра, сосредоточен у исполнительной власти, которая контролируется депутатами очень ограничено. Максимум на что есть полномочия у московских муниципалитетов вместе с жителями: утверждение плана благоустройства и капремонта, перевод недвижимости из статуса жилого в нежилое, разрешение на создание летних кафе, установка шлагбаумов и прочие мелкие вопросы. У самих представителей МСУ ни бюджета, ни полномочий почти нет.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что в результате сушки явки на выборах в местные Советы депутатов даже избранные депутаты не имеют по факту необходимой поддержки жителей. Например, в Москве депутат, который получает 500 голосов в районе с 30 тысячами жителей, побеждает. Низкий уровень развития гражданского общества ещё больше обесценивает органы МСУ и избранных депутатов, которые по факту являются единственной ниточкой, связывающей жителей с принятием решений на что потратить бюджет города.

Как обстоит с местным самоуправлением в развитых странах?

В США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии нет никакой централизации. Главная роль в управлении местными делами принадлежит органам местного самоуправления, которых избирают жители. Депутаты формируют профильные комитеты и комиссии. Именно эти структуры решают, например, открывать ли в городе новую больницу и принимать ли на постоянное место жительство иммигрантов. Люди избирают не только депутатов, но и других должностных лиц местного самоуправления. Как известно, в США местные жители избирают своего шерифа, муниципального казначея и других. Контроль за деятельностью местных органов в англосаксонских странах осуществляется косвенным путем: через центральные министерства, а также через суд.

Результат такого управления наиболее очевиден, если сравнить российскую деревушку и европейскую. Ответ о степени эффективности такого подхода налицо.

Почему в России не развивают МСУ? Да потому что автономность и обособленность пугает федеральную власть возможностью отсоединения отдельных территорий. Почему мы так боремся за сохранённые целостности границ ценой низкого качества жизни населения – это отдельная тема.