Все записи
11:28  /  27.05.20

1127просмотров

В итальянских домах старья не водится - в них есть вещи с историей

+T -
Поделиться:

Лифты времён Первой мировой войны, трамваи эпохи Муссолини, фиаты тридцатилетней давности – всё это для итальянцев не старьё, а вещи с историей, умело вписанные в сегодняшнюю жизнь и бережно хранимые их обладателями. Именно благодаря преданности старине в итальянских квартирах до сих пор можно увидеть эклектичные интерьеры, в которых телевизионные плазмы прекрасно уживаются с потолочными фресками XVI века, а фамильный буфет великолепно гармонирует с кухней от Scavolini.

За годы жизни в Италии у меня сложилось впечатление, что модную мебель, обои и сантехнику итальянцы производят исключительно на экспорт. Сами же предпочитают раз в пять лет просто менять тканевую обивку диванов и кресел, на которых отдыхали еще их прапрабабушки. 

Я помню, как расстроился прежний хозяин нашего дома, когда узнал, что во время ремонта мы заменили старый скрипучий паркет на мрамор. «А его, между прочим, - сказал пожилой итальянец, - укладывал еще мой дед в начале XX века». Он был настолько удручен этой новостью, что мне пришлось пообещать сохранить остатки столетнего африканского дерева и в итоге сделать из них на участке ограждения для пихт. 

Да, итальянцы, предпочитают не выкидывать вещи. Они либо их обновляют, либо складывают в чулане или на чердаке, чтобы в дальнейшем продать на блошином рынке, тем самым продолжив их долгую историю. 

Таких рынков на полуострове сотни, а может быть и тысячи. Среди них есть известные на весь мир Gran Balon в Турине или Fiera di Sinegalia в Милане, где торгуют именитые антиквары. Есть и совсем маленькие, муниципальные, куда стекаются продавцы-частники из окрестных домов, торгующие не старинными вещами, а «usato», то есть «б/у» -шными предметами быта.

Несмотря на то, что уже с середины XIX века в Италии была очень развита арт-торговля, родиной блошиных рынков является все же Франция. Первая неофициальная барахолка образовалась у северных стен Парижа еще в 1841 году. Там старьевщики продавали кишащую блохами и вшами старую одежду, найденную на помойках. Из-за подобной антисанитарии, по одной из версий, рынки и стали называться «блошиными». Другая же легенда гласит, что где-то в 1880-х годах на той же самой барахолке под названием Сент-Уан, один из посетителей, посмотрев сверху на людей, роющихся в куче тряпья и хлама, сравнил их с блохами и непроизвольно произнёс: «Ей богу, да это же блошиный рынок». Сравнение оказалось настолько точным, что оно быстро стало популярным. 

На итальянском языке «блошиный рынок» звучит как mercato delle pulci. Но лично я ещё ни разу не слышала от итальянцев, что они в выходные собираются на «блошку». Обычно они ходят на mercatoantiquariato. И я с ними согласна - такой вариант звучит благозвучнее. Традиционно антикварная торговля проходит на площадях под открытым небом. В Италии навряд ли можно встретить специальные закрытые павильоны, наподобие таких, какие мне доводилось посещать в Шотландии или Франции. 

Как правило барахолки работают по выходным. Именно эти дни муниципалитеты чаще всего выделяют для антикваров. Хотя есть и исключения – по рынку на миланской Piazza del Duomo можно прогуляться и в четверг. Но на мой взгляд, он уж слишком туристический: там и цены выше, чем в других местах, да и торгуются лоточники с неохотой. Так что сделанное около главного миланского собора приобретение с трудом можно назвать выгодным. И если уж хочется что-то купить, то лучше это сделать в других местах.

Однако, ходить на антикварные рынки только ради покупок было бы не совсем правильным. Блошиные рынки – это в первую очередь атмосфера. Мне нравится не спеша переходить от прилавка к прилавку, разглядывать, держа в руках всякие диковинные вещицы из прошлого, разговаривать с продавцами, которые всегда не прочь поделиться чем-нибудь интересным. В этом что-то есть. Ну, а если еще удастся приобрести что-то занятное по приемлемой цене, то такая прогулка вдвойне станет приятнее. 

Купить же на местных барахолках можно всё - от старых театральных кресел и секретеров, заканчивая пуговицами середины прошлого века и сумками Gucci. 

Главное знать - за что платишь. А для этого нужно хоть немного разбираться в предмете своего интереса, чтобы потом не было обидно за то, что под видом винтажного браслета вам подсунули современный самопал из эпоксидной смолы.

Однажды со мной едва не случилось подобное приключение в Павии, куда мы ездили с небольшой туристической группой на экскурсию во главе с Александром Васильевым. Там, на местной толкучке, мне понравилась брошь. Заметив мой интерес, продавщица тут же принялась рассказывать про «старое» украшение, кому оно принадлежало, кто украшал им свои наряды, при этом упоминая через каждое слово его возраст. По её словам, это были 60-е годы прошлого века. И я уже была готова открыть кошелёк и расплатиться, как вдруг Васильев, все это время находившийся позади меня, произнес: «Синьора, в то время ещё не было таких застёжек. Очевидно, что эта вещь более позднего периода». От неожиданности у дамы пропала речь, ну а мы, оставив её в растерянности, перешли к следующему лотку. Нюансов существует много.

Но подобные курьезы скорее исключение нежели правило.  Такое случается не часто, потому что у итальянцев пока хватает настоящей старины, которую они хранят в чуланах своих домов и к которой у них особое, бережное отношение. 

 Моя страница в Фейсбуке: https://www.facebook.com/sofia.berezovskaya.3

и Инстаграм:https://www.instagram.com/sofa.berezovskaya/