В период с 2014 по 2017 годы Кипр получил прямые инвестиции в размере 9,2 млрд евро, при этом больше половины суммы (4,8 млрд евро) было получено благодаря различным программам натурализации (в частности, "Гражданство за инвестиции" - А. А.). Об этом сообщил глава Министерства энергетики, торговли, промышленности и туризма Кипра Йоргос Лаккотрипис.  

Казалось бы, зашибенно! Для страны, размер ВВП которой составляет 18 млрд евро, это фантастические показатели, жизнь удалась.

Если бы не несколько “но”.

Программа

В целях привлечения иностранных инвесторов и «перезапуска» кипрского рынка недвижимости, пострадавшего в ходе финансового кризиса, правительство Кипра в 2013 году представило схему «Гражданство за инвестиции».Инвестор должен вложить в кипрскую экономику 2 млн евро и приобрести недвижимость на сумму от 0,5 млн. Примерно через 6-8 месяцев он получает заветную кипрскую паспортину читайте, завидуйте, я - гражданин Европейского союза. Вместе с заявителем гражданство получает еще куча народу: горизонталь, нисходящая линия, восходящая линия. То есть супруг/супруга, дети до 28 лет, а также родители (инвестора и супруги) при условии покупки еще одной хибарки за 0,5 млн для каждой пары родителей. Вива, Кипр, больше граждан хороших и разных!

Проверка due diligence, источников происхождения капитала итп осуществляются номинально: надо ковать железо, пока Евросоюз совсем не прикрыл лавочку. И так уже нудные старикашки ворчат и грозятся  трясущимися старческими пальцами. Альцгеймера на них нет!

Прошлым летом Кипру пришлось ввести квоту на выдачу паспортов (не более 700 в год) и учредить систему сертификации посредников. Вы таки себе думаете, там "большая четверка" и солидные юридические фирмы? Без них не обошлось, но также в этом списке есть люди без почтового адреса, с номером мобильного телефона и почтой на gmail мамайклянусда! 

Предыстория

Наверное, даже очень далекие как от Кипра, так и от банков люди помнят кипрский банковский кризис 2013 года, когда Laiki Bank - второй крупнейший банк острова - обанкротился и закрылся, а вкладчики самого крупного банка острова - Bank of Cyprus - потеряли часть своих денег в ходе «стрижки» по предписанию «тройки» еврокредиторов. Кипр к тому моменту переживал глубочайший кризис.

Рынок недвижимости – один из столпов кипрской экономики – обрушился 2-3 годами ранее, по следам глобального кризиса 2008 года, безработица за эти годы выросла в несколько раз и составила около 20% - каждый пятый взрослый житель Кипра не имел работы, и это только по официальным данным! Фактически ситуация была еще хуже.

Еще одной причиной кризиса стала неосмотрительно большая вовлеченность Кипра в приобретение греческих гособлигаций. Когда весной 2010 года агентство «Standard & Poor’s» из-за увеличения вероятности дефолта Греции понизило рейтинг греческих гособлигаций до BB+, или до категории «мусорных» (то есть держатели облигаций могли потерять от 30 до 50% своих инвестиций), резко упал курс евро, произошел крах рынков ценных бумаг по всему миру, а Кипр потерял несколько миллиардов евро – около четверти своего ВВП. Сектор туризма был уже не торт: как европейские, так и российские туристы в большинстве своем выбирали куда более бюджетные Турцию и Египет.

Кризис в строительной отрасли, начавшийся в 2008-ом, растущая безработица в строительстве и туризме, банкротство Laiki, «стрижка» вкладов и отток капитала из страны стали series of unfortunate events, окончательно похоронивших и без того хилую экономику Кипра. 

Аналитики предрекали Кипру несколько тяжелых послекризисных десятилетий и долгое мучительное восстановление экономики, в которую никто больше не верил: ни еврокредиторы, ни иностранные инвесторы. Кипр потерял доступ к иностранным рынкам капитала, иностранцы, включая наших нефтяных арабских друзей, перестали инвестировать в гешефт с высокой степенью риска, а полученный незадолго до кризиса российский кредит на сумму 2,5 млрд евро оказался не самой лучшей идеей, поскольку предполагал крайне невыгодные для Кипра условия.

Кипр все глубже затягивало в воронку кризиса, и к середине марта 2013 года наличных денег на острове оставалось ровно на две недели. Полицейские, учителя, врачи и другие госслужащие с грустью ждали свою последнюю зарплату, банкоматы рисковали затянуться паутиной, и страна катилась к неконтролируемому банкротству, как в Аргентине: с анархией, нищетой и безумной инфляцией, но без танго.

Для того, чтобы не потонуть, Кипру срочно необходимо было заткнуть пробоину в бюджете размером 17 млрд евро (для сравнения - ВВП Кипра составляет около 18 млрд евро).

«Стрижка» и ее последствия

На судьбоносном заседании Еврокомиссии 16 марта 2013 года было решено выделить Кипру 10 млрд евро. Остальные 7 нужно было найти самостоятельно. В долг такую сумму никто не давал, еще бы! и Кипру пришлось согласиться на «стрижку» депозитов двух крупнейших банков, а также на введение унизительной стабилизационной программы, условия которой оговаривал “Меморандум о взаимопонимании”. Были введены строгие меры экономии, урезаны все расходы, включая социальные пособия.

Раз в три месяца приезжали еврочиновники с ревизией реформ. Первые год-полтора были крайне тяжелыми. Безработица росла, рынок недвижимости, напротив, еще больше проседал, а туристы продолжали ездить к улыбчивым смуглым соседям по Средиземному морю.

Идея о введении “Программы” посетила правительство в первые тяжелые недели после кризиса, когда «подстриженные» иностранные вкладчики Laiki Bank и Bank of Cyprus (в большинстве своем – россияне), грозили правительству Европейским судом по правам человека и другими страшными карами. Они ежедневно пикетировали президентский дворец, у президента началась бессонница и изжога, ему это быстро надоело, и уже в мае 2013 года Кабмин Кипра в качестве успокоительной пилюли в своем майском указе постановил в порядке исключения предоставить гражданство вкладчикам, потерявшим более 2 млн евро.

Тем, кто потерял, скажем, 1,8 млн, повезло гораздо меньше, поскольку они получили акции - бесполезные фантики. Владельцы фантиков создали ассоциацию SYKALA и уже шестой год пытаются добиться от правительства хоть каких-то гарантий возврата денег, но воз и ныне там.

Впрочем, каждый раз в преддверии выборов с ними заигрывают политические партии с обещаниями "все порешать" как только, так сразу, в расчете на голоса избирателей, но сразу после выборов бедняжка SYKALA вновь отправляется во френд-зону.

Задумка правительства сработала, вкладчики успокоились, а правительство решило не останавливаться на достигнутом и пошло дальше, предложив инвесторам из стран, не входящих в ЕС, стать полноправными киприотами, (и, соответственно, европейцами), вложив в экономику Кипра 2 млн евро и приобретя недвижимость еще на полмиллиона. За 2,5 млн и полгода времени можно было получить вожделенный кипрский паспорт, дающий право въезда, проживания и работы на территории ЕС и безвизовый въезд в еще более сотни стран мира.

Да, получить живительную наличность без процентов на три года из альтернативных источников - тоже ценно, ибо пиастры в опытных руках творят чудеса, но что они, господа хорошие, собираются делать с новым растущим пузырем на рынке недвижимости?

Нобелевский лауреат, киприот по происхождению профессор Христофорос Писсаридис несколько дней назад в очередной раз предостерег кипрское правительство от дальнейшего участия в хайпе с паспортами и небоскребами.

В частности, он сказал, что рынок недвижимости на Кипре растет диспропорционально, вразрез с основными принципами экономики, каковыми являются ее размер, ВВП, спрос и демография. Рост спроса на недвижимость - искусственный, поскольку покупка недвижимости является одним из требований программы огражданивания всех желающих. Писсаридис сравнивает "Программу" с фиктивным браком. По его словам, он нередко встречает в Лондоне людей, живущих в Великобритании и имеющих кипрские паспорта. На вопрос о том, как они их получили, ответ обычно один: “ - А, купил дом в Лимасоле”

"Купил дом в Лимасоле"

У этой проблемы есть и еще один аспект: простым жителям Лимасола, не имеющим собственного жилья, аренда даже за чертой города стала не по карману. Они периодически устраивают митинги и протестные акции, разбивают палатки на набережной или перед мэрией, но правительство и не думает каким-либо образом влиять на рост цен на недвижимость, которые за последние 3-4 года выросли чуть ли не вдвое. 

Почему? Для этого нам придется вернуться на 3,5 года назад.

В конце октября 2015 года над Синайской пустыней был взорван самолет с туристами на борту, летевший из египетского курортного городка Шарм-эш-Шейх в Санкт-Петербург. Погибло 224 человека - 7 членов экипажа и 217 пассажиров. Инцидент был признан терактом, и Россия (а вслед за ней еще ряд европейских стран), отменили все регулярные рейсы в Египет. А через 3 недели турецкие ВВС «случайно» сбили российский военный самолет, залетевший на турецкую территорию с сирийской военной базы Хмеймим (по другой версии – самолет «за черту» сдуло ветром). Между Турцией и Россией произошел дипломатический конфликт, завершившийся отменой всех рейсов из РФ в “страну all inclusive”.

Для Кипра эта ситуация стала тем случаем, о которых говорят: не было счастья, да несчастье помогло. Сразу два основных конкурента, как по мановению волшебной палочки, выпилились с туристического рынка более, чем полностью. Уже весной следующего года турпоток на Кипр вырос на 10-15%, а в следующие годы побил все рекорды, побив сначала 3 млн, потом 3,5 млн, а в этом году – 4 миллиона туристов в год. На Кипре три с половиной города. Никосия (столица) - не в счет, тут не моря. Основная доля туристов приходится на Лимасол. 

А теперь прикинем: самая простая квартира с одной спальней недалеко от моря в сезон приносит своим владельцам 70-100 евро ежедневно. Сезон на Кипре длится с апреля-мая по сентябрь-октябрь. Около 2500 евро в месяц в течение полугода - совсем неплохо. Зимой они, кстати, тоже не простаивают, но летом заполненность составляет четкие 100%.

Сдать ту же квартиру в долгосрочную аренду можно максимум за 600-700 евро в месяц. Сумма в год получается почти вдвое меньше, даже если предположить, что в случае краткосрочной аренды половину времени квартира будет простаивать.

Еще один фактор - экспаты, приезжающие работать в международные компании в Лимасоле. Их доход в среднем вдвое, а то и втрое превышает среднюю температуру по больнице, и это стало второй причиной роста стоимости аренды. 

А теперь внимание, вопрос

Что будет с Кипром, когда турпоток в Турцию достигнет прежних объемов, снова откроются прямые рейсы в Египет (и это вопрос времени и договоренностей), а Евросоюз прикроет лавочку по торговле паспортами ?! (жестоко, знаю, прастити, мне неведомо сострадание) 

На этот счет в народе бытует меткое выражение, увы, недопустимое в публичном блоге.

Поэтому на месте кипрского правительства я бы не потирала радостно потные ручонки над сундуками с инвесторским златом, а готовила бы план В на случай нового кризиса в строительстве и туризме и очередного обрушения рынка недвижимости. 

А мы, простые островитяне, затянем пояса потуже в надежде на очередное чудо.

Нам не привыкать :)