Все записи
01:15  /  28.08.20

7091просмотр

Про расизм. Как живется на Кипре людям, которые для окружающих выглядят, как прислуга

+T -
Поделиться:

Добрые снобские комментаторы как-то написали про один из моих текстов о Кипре, что так "сладко-пресладко", что хочется выругаться матом (sic!). Ну что же, рассказываю об острове с другого ракурса. Думаю, теперь захочется выругаться матом несколько иным людям )) 

Остров Кипр веками находился в изоляции, которую нарушали лишь набеги чужеземцев. Кого тут только не видели. Венецианцы, французы, арабы, турки аж на целых 400 лет, англичане, и многие другие. Отчасти этим (изоляция плюс заморские враги) объясняется настороженное отношение к иностранцам и иноверцам, особенно на бытовом уровне. Впрочем, такое отношение к иностранцам встречается в любой глубинке - хоть в Аризоне, хоть на брянщине. 

Particularly, Independent, Otherwise, Team, Cooperation

Как живется на Кипре экспатам — преподавателям, бизнесменам, дипломатам, которые выглядят для местных жителей, как сиделки, сборщики урожая и работники АЗС?

Я отдают себе отчет в том, что тема эта - необъятная и взрывоопасная.

Примерно как протесты black lives matter или истории гастарбайтеров в России.

Кипр. Европа. XXI век

Около месяца назад кипрские СМИ взорвала шокирующая история - работодатель-киприот долгое время издевался над домработницей-филиппинкой, пока та, наконец, не сняла происходящее на видео и не достучалась до полиции и правозащитников.

Мужчину, 68-летнего бывшего полицейского на пенсии, арестовали, но отпустили под залог до суда.

Девушку -  филиппинку, у которой на родине остался муж и мальчики-близнецы, признали жертвой траффикинга, и сейчас она находится в убежище под защитой полиции.

Ужас ситуации в том, что, во-первых, такие истории происходят сплошь и рядом, и практически никогда они не становятся достоянием общественности. "Хозяева" нещадно эксплуатируют свою привозную прислугу, которая полностью зависит от их милости. Это покруче "Унесенных ветром", и лишь слегка не дотягивает до "Хижины дяди Тома".

Уж поверьте бывшей "хозяйке" нескольких домработниц - география их происхождения простирается от Индии  и Пакистана до Вьетнама, Китая и Филиппин. Независимо от того, откуда они приехали и кем были "в прошлой жизни", обращались тут с ним одинаково гнусно. Индианка Парвин была медсестрой, филиппинка Анн-Мари - профессиональным кондитером, вьетнамка Ту - учительницей младших классов. От них я слышала дикие истории о жестокости, несправедливости и унижениях со стороны бывших работодателей. Услышанного мне хватит на всю оставшуюся жизнь.

Во-вторых, в очередной раз удручает "срез общественного мнения" - в комментариях это примерно 70/30. И женщины, оправдывающие насиле в отношении других женщин. Это просто за гранью... 

Сочувствующие девушке комментаторы яростно спорили с теми, кто говорил: "С ними только так и надо, нужна твердая рука, азиатки наглые и лживые, спят со стариками за 5-10 евро, приносят заразу в дом". 

Мое исследование

Из антропологического интереса я опросила своих друзей и знакомых — иностранцев ( русских и всех остальных), живущих на Кипре 5, 10, 20, 30 лет, о том, как они себя тут чувствуют.

Мне было интересно, сталкивались ли они когда-либо с ненавистью к себе на национальной почве. Приходилось ли им чувствовать себя «неполноценными», попадали ли в неприятности лишь потому, что являются иностранцами.

Надо сказать, большая часть ответов была предсказуемой.

Мои знакомые в подавляющем большинстве — это образованный средний класс и выше. Многие приехали сюда по работе, кто-то — по браку, кто-то — купив недвижимость.

Чем выше социальный статус респондентов, тем меньше проблем у них возникало и возникает при социализации, поиске работы, жилья, при решении тех или иных вопросов. Обычно с ними все милы, любезны, вежливы и во всем стремятся им помочь.

Мой личный опыт жизни на Кипре и общения с местными жителями - здесьздесь и еще здесь

Горячо советую почитать людям, которым кажется, что этот пост - наброс гуано на вентилятор и автор - любитель сгущать краски. 

Я думаю, если провести такой же опрос среди любых десяти случайных азиаток — домработниц, встреченных на улице, или отправиться на кухню любого из ресторанов, на ферму, на заправку, где работают представители восточноевропейских стран, а также арабы, азиаты и африканцы, ответы будут совсем другими... 

А что у нас?

Мы, русскоязычные, живущие на Кипре, тоже делимся на несколько лагерей: по отношению к киприотам, по отношению к мигрантам и даже по отношению друг к другу. «Ватники», «укропы», «чурки», «хачи» — это еще не самое худшее, что говорят соотечественники друг другу. Достаточно почитать комментарии в русскоязычных СМИ на злободневную тему: прибыла очередная лодка с мигрантами, киприот избил домработницу-иностранку, белорусы вышли на акцию протеста против режима Лукашенко в Лимассоле, граждане Украины проведут автопробег — холиварной может стать любая из вышеупомянутых и многих других тем.

И мы постоянно грыземся друг с другом на той же национальной почве. И еще часть нашего русскоязычного комьюнити, живя на Кипре, ненавидит людей и страну, и через один комментарий видишь: «Ха, еще бы, чего ждать от киприотов?». По принципу: "Ну, тупыыыыые". 

Но если все так плохо, тогда — зачем мы здесь? Или — зачем ВЫ здесь?

Мы, россияне и прочий СНГ, а также британцы, немцы, французы, американцы, скандинавы и т. п., относимся к условным «иностранцам первого класса».

Но - мы не показатель

В общем отношение к нам доброе и приветливое — как-никак туристы, инвесторы и бизнесмены везут на остров деньги.

Киприоты в целом не особо жалуют англичан — еще свежо в памяти колониальное прошлое

Многие киприоты искренне любят русских — за православие, за поддержку в Совбезе ООН по Кипрской проблеме, за тысячи адвокатских контор и консалтинговых компашек, паразитирующих на распиле российского капитала, вывозимого за границу, а также на новой золотоносной жиле - паспортной программе Кипра "Гражданство за инвестиции". 

Почти все кипрские мужчины без ума от русских женщин — тут, как говорится, комментарии излишни ))

Есть еще «иностранцы второго сорта» — тот самый обслуживающий персонал.

И «третий сорт» — мигранты, язва на теле нации. Нахлебники.

Что я имею сказать своим соотечественникам, уютно окопавшимся на острове. 

Ребята, мы тоже уехали в поисках лучшей жизни. Мы тоже тут в гостях (даже если у нас гражданство, недвижимость и мы считаем себя хозяевами жизни). 

Поэтому давайте будем терпимее. Этим людям, беженцам и экономическим мигрантам (арабам, африканцам, азиатам) всего лишь не повезло родиться в странах третьего мира. Они бегут из нищеты и бесправия в поисках лучшей доли.

Как и многие из нас в свое время.

Просто у нас были еще советские школы, вузы, дома с горячей водой и электричеством, бесплатная медицина. А у них и этого не было. Проблема это огромная, социальная, и обсуждать ее мы сейчас не будем.

Просто, повторюсь, давайте будем терпимее и добрее.

А теперь - две истории моих знакомых - экспатов, которые в глазах местных жителей выглядят, как обслуживающий персонал, и отношение к ним соответствующее и оттого еще более возмутительное. 

Изабелла

В далекой стране Бразилии есть довольно большая японская диаспора, образовавшаяся во время Второй мировой. Наши ровесники — это потомки тех людей, бразильцы в третьем-четвертом поколении. Они этнические японцы, по праву считающие себя бразильцами и говорящие на бразильском диалекте португальского. При этом они, конечно, имеют азиатскую внешность. В Бразилии нет дискриминации — страну населяют как потомки коренного населения, индейцев, так и потомки португальцев, испанцев, африканцев, немцев, арабов, славян и многих других народов. И выходцам из этого «плавильного котла» трудно представить, что где-то это не так.

Моя знакомая Изабелла — бразильская японка.

У нее высшее медицинское образование, а в США она защитила докторскую диссертацию по философии. Там же она и познакомилась со своим будущим мужем — киприотом, который также получал второе высшее в Америке. Около 15-20 лет назад они вместе приехали на Кипр.

Миниатюрная Изабелла, обладающая азиатской внешностью, прошла на райском острове все круги ада.

На Кипре ее принимают за домработницу-филиппинку (в стране постоянно живет и работает около 30 000 филиппинских домработниц и их присутствие в кипрских домах в роли "девочек чего изволите" за 400 евро в мес давно укоренилось в сознании местных жителей). 

Ежедневно, иногда несколько раз в день Изабелла попадает в нелепые ситуации, унижающие человеческое достоинство.

Изабелла выглядит очень элегантно. У нее изысканный вкус. Она носит обувь и сумки известных мировых брендов.

Но на Кипре встречают даже не «по одежке», а по внешности.

Случай в банке

Изабелла приезжает в отделение банка на дорогой машине, паркуется, заходит в здание, подходит к служащей банка и на прекрасном правильном английском говорит, что хочет открыть счет.

— Позови свою мадам, — слышит она в ответ.

— У меня нет мадам, я хочу открыть счет.

— Ты не можешь открыть счет сама. Нужно, чтобы пришла твоя мадам с документами.

- Но я не домашняя прислуга!!!

- У меня нет времени разбираться,  придешь со своим работодателем и документами. Следующий!

И так до бесконечности...

Изабелле постоянно, на каждом шагу приходится доказывать, что она — профессор, преподаватель университета, состоятельная женщина, уважаемый в обществе человек.

Вся ее жизнь здесь — борьба, которую нам, людям европейской внешности, никогда до конца не понять и не прочувствовать.

Случай с мебелью

Однажды Изабелла купила дорогую итальянскую мебель — диваны Ligne Roset. Их привезли к ней домой грузчики-киприоты. Изабелла открыла им дверь, показала, куда поставить мебель. Диваны занесли в дом с огромной осторожность. Она отворачивает упаковку, прикасается рукой к приятной бархатистой поверхности...

Грузчики ей: «Слышь ты, ничего не трогай руками и позови свою мадам, чтобы расписалась».

И много-много случаев в магазинах, супермаркетах и ресторанах

У Изабеллы двое детей. Няня ее детей — бразильянка европейской внешности, высокая рыжеволосая девушка. Изабелла специально искала бразильянку — дети учатся в английской школе, отец-киприот и его родственники говорят с детьми по-гречески, а Изабелла очень хочет, чтобы у них сохранился ее родной язык — португальский.

На детских площадках, в супермаркете, в детской больнице, в ресторанах люди разговаривают с няней, принимая ее за «хозяйку ситуации», а Изабеллу — за домработницу. Официант приносит счет и подает его няне. Педиатры расспрашивают няню о симптомах, с недоумением глядя на пытающуюся им что-то объяснить Изабеллу и просто игнорируя ответы «наглой азиатки».

Мамы на детских площадках мило щебечут по-английски с няней, а подошедшей к ним Изабелле могут сказать: «Подними игрушку моего ребенка и сходи помой ее в туалете, да побыстрее».

Немудрено, что Изабелла ненавидит Кипр всей душой и мечтает поскорее отсюда уехать.

И непременно сделает это, как только подрастут дети.

Джон

Вторая история — о преподавателе-индийце, который, являясь крутым специалистом по информационным технологиям, принял предложение кипрского университета и переехал на Кипр с семьей по рабочему контракту.

Джон и его жена Алиша постоянно сталкиваются примерно с тем же отношением, которое так обижает Изабеллу.

Несмотря на то что мой знакомый ездит на дорогой машине, говорит на оксфордском английском, всегда ходит в выглаженных сорочках и очках в тонкой золотой оправе, безупречно вежлив и обладает прекрасными манерами, ему тоже постоянно тыкают, называют «эй, май френд, а ну, уйди с дороги», если он стоит перед витриной магазина, панибратски хлопают по плечу.

В лучшем случае его принимают за водителя какого-то важного лица.

В разных присутственных местах отвечают на его вежливое: «Добрый день, мэм, не будете ли вы так любезны…» — «Чего надо? Выйти аут и ждать в коридоре». «Что, простите, мэм?» — «Аут!!!»

Джон старается все свои вопросы решать онлайн, чтобы как можно реже контактировать с местным населением, которое видит в нем «еще одного черномазого, сидящего на нашей шее».

Джон и его семья прожили на Кипре несколько лет. За это время им довелось повидать многое.

Их дети учатся в частной английской школе, атмосфера там интернациональная: дети дипломатов и бизнесменов из разных стран мира.

В школе все отлично, и Джон с женой отдыхают душой, общаясь с родителями одноклассников — интересными, много путешествующими людьми, которые на задумываются о цвете кожи и расовой принадлежность собеседника.

Но стоит выйти за порог рафинированного общества crème de la crème, как их вновь затягивает в водоворот дискриминации, унижений и предубеждений кипрской реальности.

Случай в магазине

Однажды Алиша, жена Джона, которая иногда носит сари, зашла в магазин косметики и попросила показать ей новые духи Escada — летнюю лимитированную коллекцию. На это она получила ответ: «Это слишком дорого для тебя».

Алиша раньше жила в Англии, Франции, Мексике и еще нескольких странах, но нигде никогда в жизни с таким отношением к себе не сталкивалась. Оторопев от неожиданности, она вдруг начала оправдываться перед презрительно и брезгливо глядевшей на нее девушкой-продавцом:

— У меня есть деньги! Я могу это купить! Вот!  —  она было открыла кошелек, чтобы показать свои кредитные карты, но тут у нее задрожали губы, и, разрыдавшись, она выбежала из магазина. Надо ли говорить, что с этого дня Алиша тоже перешла на заказы онлайн, чтобы по максимуму оградить себя от травмирующих ситуаций.

Все меняется в дорогих ресторанах и отелях, куда они иногда ездят на выходных, — там все с ними вежливы, милы и любезны, но наступает понедельник, и все возвращается на круги своя.

Случай на заправке

Последней каплей в чаше терпения Джона стал один случай. Приехав на заправку, Джон вышел из своей машины и пошел к терминалу, чтобы заплатить за бензин, когда у него зазвонил телефон.

Он остановился, чтобы ответить на звонок.

Тут к нему подходит местный житель, хлопает по плечу и говорит: «Слушай, черныш, долго ты еще будешь трепаться? Давай, закругляйся, я жду. Заправляй мою машину, мне надо ехать».

Джон приехал на работу и написал заявление об увольнении.

На словах он сказал своему начальству: «Никакие, слышите, никакие деньги не стоят таких унижений».

Сейчас они живут в Германии. Джона там никто не называет «чернышом» и не приказывает ему ждать «аут», а Алиша может с утра до ночи ходить по магазинам — от посудных до Tiffany, и никто не скажет ей: «Это для тебя слишком дорого, знай свое место, прислуга».

Почему так происходит?

Киприотов в их отношении к жителям стран третьего мира иногда сравнивают с арабами. Как известно, в богатых странах Персидского залива существует еще большее расслоение: местные либо вообще не работают, либо занимают руководящие ключевые должности, на деле — повелевают всеми остальными.

Там еще сильнее чувствуется разделение иностранцев на людей «разного сорта»: от уважаемых приглашенных специалистов англичан, немцев, американцев, канадцев до несчастных индийцев, азиатов и арабов из бедных стран, которые работают на стройках, фермах, заправках, выполняют самую тяжелую, грязную и низкооплачиваемую работу. Десятилетний ребенок считает возможным помыкать домработницей: «Сгоняй на кухню, принеси мне яблоко! Я хочу пить, принеси мне воды!»

Первые домработницы-филиппинки и ланкийки появились на Кипре около 30 лет назад. Выросло уже целое поколение, считающее нормальным помыкать другими людьми и полагающее, что люди из бедных стран — «второй сорт» и рождены, чтобы обслуживать белых господ.

На Кипре остро стоит проблема мигрантов, в том числе нелегальных. В настоящее время только легальные мигранты составляют 3,8% населения Кипра — это более 30 000 человек, целый город вроде Пафоса.

Да, действительно, бегут из т.н. "стран третьего мира" большей частью экономические мигранты — это в подавляющем большинстве молодые мужчины. Им проще выжить, добраться до земли обетованной, каковой им представляется Европа и весь западный мир, найти работу и поддерживать свою семью.

Подавляющее большинство из нас никогда не сталкивалось с подобным и даже не представляет себе уровень нищеты, человеческого несчастья и отчаяния, в котором живет, пожалуй, 80–85% населения Земли, — мы с вами относимся к счастливчикам, «золотому миллиарду».

Всегда стоит помнить лишь одну простую вещь: все, что отделяет «классных и успешных» нас от «ужасных» их, — это удача.

Потомкам Ротшильдов зашибенно повезло в жизни - прямо с самого рождения.

Нам, в принципе, тоже повезло.

Им повезло меньше.

Тем, кто утонул, попал в руки мафии, сгинул в пути, — что тут говорить…

На деньги, которые зарабатывает доставщик пиццы, каждый день по 10–12 часов на чахлом мотоцикле развозящий заказы под палящим солнцем, ежеминутно рискуя быть сбитым «хозяевами жизни» на джипах, — а это, напомню, 5 евро в час — живет его огромная бедная семья где-нибудь в Индии, Афганистане или Непале.

На эти деньги его младшему брату купят обувь, и он больше не будет ходить босиком по камням и колючкам, а маленькая сестра не будет вынуждена бросить школу в десять лет, чтобы плести ковры за несколько центов в день, и ее не выдадут замуж в 12 лет, чтобы избавиться от «лишнего рта».

Повторю свою основную мысль: давайте просто будем добрее и терпимее друг к другу.

Неважно, во что мы верим, как пел Высоцкий, «кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса, Кто ни во что не верит — даже в черта, назло всем», карму, Будду, веды, астрологию или Тора с Одином — или просто являетесь атеистом и агностиком, независимо от того, какое у нас образование, уровень достатка и жизненные ценности — просто давайте быть добрее друг к другу и уважать право других людей на место под солнцем.

Ключ к более счастливому, правильному и справедливому будущему лежит в образовании, улучшении условий жизни ⅘ населения земного шара и уважении друг к другу априори, вне зависимости от финансового достатка, цвета кожи, и всех остальных условностей.

Когда у людей будет работа, дом и уверенность в завтрашнем дне, они не будут плыть, бежать и ползти через пустыни в поисках лучшего будущего на чужбине.

И еще. Если брать больший масштаб. 

Если вы устали от плохих новостей, если вам надоело видеть беженцев на улицах ваших городов, читать об истязаниях заключенных в тюрьмах, слушать про домашнее насилие, избитых и убитых женщин и детей, издевательства над бездомными животными, спросите себя: «А что сделал я, чтобы этого не было?»

Сдвиги не произойдут за год, два или даже пять лет.

На это потребуется время и усилия — в том числе на уровне сознания, толерантности и принятия.

И вложения — наши, как людей, которым повезло в жизни чуть больше и долг которых  — делиться с теми, кому повезло меньше.

«Я плачу налоги, почему я должен делать еще что-то для этих нахлебников?» Налоги тратятся, в первую очередь, на поддержание структуры государства: здравоохранение, образование, госбезопасность, инфраструктуру (дороги и т. п.).

Если вы хотите, чтобы процесс пошел быстрее, делайте что-то, что в ваших силах.

Есть такая пословица:

Хочешь помочь голодному — дай ему не рыбу, а удочку.

Давайте дадим этим людям «удочку» в виде образования для них и их детей. Есть масса различных фондов и организаций, погуглите.

 Мира, добра и мудрости всем нам.

Если вам интересно меня читать, приходите ко мне на Facebook

Все мои новости в Телеграм-канале

Больше моих историй здесь и еще здесь

Угостить автора кофе можно здесь (одноразово) или здесь (периодически)

 

Комментировать Всего 8 комментариев

Большое спасибо, Вячеслав! Перечитала сегодня на свежую голову и вижу, что можно было бы еще поработать напильником и структуры не хватает. Но в целом, надеюсь, мысль свою я выразила

Настоящий журнализм!

И настоящий гуманизм! Снова и снова становится тепло на душе от твоих текстов, даже на такую тяжёлую тему.

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

Большое спасибо, дорогая. Мне кажется, что в моих текстах очень видны мои собственные тараканы, комплексы и болевые точки (особенно бросается в глаза, когда перечитываю что-то полузабытое через год-другой). Тут тоже несколько моих личных триггеров, хотя речь о других людях.

Попыталась передать чувства - их в этих ситуациях, свои, когда слушала об этом. 

Еще раз огромное тебе спасибо за твои добрые слова! 

Эту реплику поддерживают: Katerina Kuzmina

Кипрский феномен и расизм

Анжелика, в Айа - напе столкнулась с таким феноменом - в очень многих лавках и магазинчиках продавщицами работают русскоязычные девушки, говорящие с явным украинским акцентом.   На наши вопросы - откуда вы - неизменно отвечали - с России или "сама с Венхрии а муж с Петербурха"... Это тоже защитный приём?

На самом деле, ты очень ярко описала суть и ужас расизма. Кем бы ты не был, чего бы не добился в жизни, как Изабелла и Джон, ты никогда не будешь равноценным для плебеев, решивших, что они - правильные люди, задающие норму популяции.

Эту реплику поддерживают: Анжелика Азадянц

Насчет девушек, которые пытаются представляться в чем-то круче, чем есть - это те же комплексы, как мне кажется...

Я правда не знаю, как место рождения может влиять или что-то говорить о человеке, но, видно, для многих это играет роль. 

Понятно, что человек из Питера имеет несколько иной культурный багаж, нежели человек из Нижнего Тагила, но самого человека, как личность, это никак не характеризует )) На ум, порядочность, деловые качества  итп это никак не влияет.

Видно, у людей другие критерии и кажется, что "с Петербурха" - это топчик, а с Украины - отстой. 

У меня были случаи, когда где-то в отелях или аэропортах, видя, как наши не могут объясниться с персоналом, я переводила.

Реакция была как очень позитивная - особенно пожилые люди радовались и благодарили за помощь, завязывалось общение. Но был и негативн - ой, ну мы ващета сами могём, нам просто в лом заморачиваться, а что 2 и 4 на пальцах показываем - ну так нам просто по приколу. И неча тут умничать )) 

Я никогда не причиняю добро без спроса, но когда вижу дружное мычание. язык жестов и ступор с обеих сторон, иногда не сдерживаюсь )) втч чтобы очередь быстрее двигалась. 

Чем помочь

Прозвучит сурово, но что поделать. 

Этм люди должны подумать как им самим  помочь себе. "Боливар не вынесет двоих", Боливар - Европа, настолько перегружен, что мигрантам надо начинать что-то менять в своих странах.

А Европейцам нужно топить за прекращение поощрения нелегальной миграции. 

Нужна рабочая сила - пусть делают легальные государственные программы. А детей и женщин вывозить из зон конфликтов человеческими способами, вместо отлова у своих берегов тех, кто приплыл..

На эту тему я описала английскую реальность.. 

Про Германию тоже можно говорить бесконечно. 

Необъятная тема, правда. Там у них бесконтрольная рождаемость, отсутствие образования, работы, какой-либо вообще государственной системы для мало-мальски нормальной жизни и работы.

А если говорить, о, например, Судане, то там вообще уровень 15 века и бесконечные войны между местными племенами и даже конвой ООН с гумантирной помощью не может добраться до людей... 

Я правда не знаю, как по большому счету западный мир может помочь развивающимся странам. Принимать всех не дело, конечно - Европа, США, Канада и НЗ не могут вместить 5 млрд человек. 

Понятно, что должна нормализоваться жизнь в странах третьего мира, но как? 

У них там засада по многим пунктам начиная с коррупмированного правительства, хаотично развивающейся экономики. Плюс отсутствие адекватной социальной системы, и еще куча других проблем.

Американское насаждение демократии в Ираке и Ливии закончилось довольно хреново. По крайней мере в Ливии при Каддафи было лучше (знаю по рассказам знакомых ливийцев). И в регионе была стабильность.

Сейчас Ливия превратилась в самый большой невольничий рынок Африки. 

Все это невыносимо грустно...