Все записи
17:11  /  29.11.20

5208просмотров

Экспаты об образовании - 2. Англия

+T -
Поделиться:

По следам вызвавшего большой интерес цикла рассказов о медицине разных стран глазами наших бывших соотечественников предлагаю вашему вниманию сагу об образовании за рубежом. 

Сегодняшняя история - из Великобритании, ее автор - Каринэ Алекзандер-Татосьян, и читать Каринэ - бесконечное удовольствие.  

East Budleigh, Devon, Uk, Vintage, Old, Classic, Paint

Про школы я могу написать увесистый роман с продолжением и открытым концом (пока что), а также приквел, сиквел и с десяток спин-офф’ов и это будет чрезвычайно личный опыт помноженный на три яркие индивидуальности.

Начну с того, что мой опыт распространяется только на частные школы. И сразу оговорюсь, что про определенную категорию школ, которые некие горнии выси для отпрысков аристократических семей, мне известно только то, что они есть.

Школа в Англии обязательна к посещению с пяти лет. Интересно, что есть чёткая возрастная граница, с сентября по сентябрь, никакие родительские заверения в особой одарённости их чада (уже берёт интегралы) в расчёт не берутся, действует уравниловка и убежденность в том, что ребёнок должен быть зрел не только интеллектуально.

В частных школах довольно гибкий график, всё продумано для удобства родителей, зарабатывающих на оплату этой самой школы, поэтому ребёнка могут принять в 8 утра и выдать в 6 вечера без дополнительных затрат. Школьная форма обязательна в большинстве случаев до последних двух лет в старшей школе.

О самих школах надо сказать отдельно. Их территориальный размах наводит на мысль, что Джоан Роулинг вовсе не придумала ту волшебную палатку. Даже в центре Кембриджа школы имеют немалое количество учебных строений, в которых легко заблудиться. Что уж говорить о загородных, с отдельно стоящими бассейнами, открытыми и закрытыми теннисными кортами и прочими атрибутами пятизвёздочного отеля. Территории некоторых школ соперничают по площади с Сан-Марино и учителя вынуждены перемещаться на велосипедах.

Сам процесс обучения на взгляд выпускника советской пенетициарной (зачеркнуто) школьной системы долгое время выглядит обманчиво ненавязчиво.На изучение таблицы умножения уходит добрая пара лет. Зубрёжка отсутствует в принципе, пять клеточек никто не отсчитывает, чему их там вообще учат? Зато всячески поощряется творчество во всех его видах.

В рамках школьной программы дети пишут стихи, дудят в блок-флейту, рисуют картины, клеят модели, строят жилище эскимосов, садят цветы... Где-то между свободным творчеством они учатся и читать-считать-писать. Оценок нет вообще. Так же совершенно загублена мечта детства про грозно насупить бровь и сказать «Принеси-ка мне дневник», потому что оные отсутствуют.

В одиннадцать лет детство в Англии официально заканчивается. Дети из Preparatory School переходят в Senior. И это в значительной степени определяет их будущее.

В Англии, как известно, есть boarding school, где дети живут «без мамов и без папов» (определение моей дочери в малолетстве) и привычные нам дневные школы. Но помимо этого, школы делятся на селективные и не очень, в зависимости от строчки в национальном рейтинге.

Школы-интернаты являются естественным выбором для детей-иностранцев, если им не повезло заиметь самоотверженную английскую тётушку. Многие такие школы с виду напоминают филиал Хогвартса, прекрасно оснащены и комфортны, и их основная миссия – взять на себя все издержки пубертатного возраста.

Финансово успешные родители могут не заморачиваться изучением психологии подросткового периода в полевых условиях и переформатироваться в родителей-на-каникулах, когда образованием, а главное, воспитанием занимаются специально тренированные люди, а дети появляются на короткое время для приятного совместного времяпровождения без всех этих «ты вообще уроки делать собираешься?».

Академическими успехами такие школы обычно не хвастаются, но и поступить туда труда не составляет. Другой несомненный плюс – ничем омрачённые отношения в семье. К минусам можно отнести относительное отсутствие контроля (пионерлагерь в старшем отряде, кто помнит) и совершенно непредсказуемый аттестат на выходе.

Другое дело школы селективные. Туда не помогут поступить никакие деньги. Лист ожидания - обычное дело, вступительные экзамены всегда сложные, а всё определяет собеседование с ребёнком, подготовиться к которому невозможно. Учиться в такой школе трудно не потому, что там какая-то особая программа, всё в рамках национальных образовательных стандартов, а потому что школа предъявляет весьма высокие ожидания и требует соотвествующие результаты, которые в конечном итоге и определяют пресловутую строчку в рейтинге. Поэтому практически все дети – звёзды той или иной степени яркости.

London, School, River, City, Bridge, England

К слову сказать, большинство мне знакомых родителей весьма трезво соотносили способности своих детей с выбранной для них школой.

Второй по важности этап в школьной жизни происходит в четырнадцать лет, в десятом классе, когда список предметов, которые нужно учить сокращается и появляется возможность выбрать предметы, которые хочется учить. Интересно, что в английское понятие «наука» входят биология, физика и химия. А вот география у них не только не дворянская, но и вообще не наука...

В конце одиннадцатого класса дети сдают GCSE экзамены, эквивалент свидетельства об окончании средней школы. Две оценки, по английскому и математике, будут волочиться за их обладателями всю жизнь и могут оказать серьёзное влияние на шансы поступить в престижный универ. А результаты в целом определяют выбор дальнейшего образования: ещё два класса в старшей школе (школу часто меняют соотвественно оценками) или колледж.

Phillips Exeter Academy, Preparatory School, Buildings

Конечно, у любого ответственного родителя появляется желание как-то посуетиться и помочь ребёнку с учёбой, но практически это невозможно.

Школьная система построена по принципу «чёрного ящика», откуда трижды в год доносятся сигналы бедствия (зачёркнуто) отчёты об успехах. И пару раз в год появляется возможность встретиться с учителями, не более пяти минут на каждого. При этом следует помнить, что британской культуре общения абсолютно не свойственна негативная категоричность.

Поэтому, исключительно для того, чтобы вас не расстроить, вам не скажут, что ваш ребёнок балбес и разгильдяй, а найдут вполне себе нейтральные выражения. И вы будете мучительно размышлять над результатом теста 19 баллов из ста и комментарием учителя о постоянном прогрессе в овладении предметом.

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что школа берёт на себя и карающие функции, в случае, например, невыполненного домашнего задания, ребёнка просто оставят посидеть часик в одиночестве в классе после уроков, вот так и утрачивается искусство грозить ремнём.

Венцом школьного образования являются два последних года, которые приходятся на 16-18 лет. Обычно это три-четыре предмета на выбор, но как-то связанные с будущим высшим образованием. И на мой взгляд, это совершенно замечательная конструкция. В подавляющем большинстве дети действительно изучают то, что им интересно. В идеале нет необходимости в кнуте и прянике и не нужен папа, что силён в математике.

В реальности, конечно, не всё так гладко, но всё же происходит драматическая трансформация ребёнка в сознательного взрослого, понимающего свою ответственность за своё же будущее. И это – самый главный плюс английской образовательной системы.

Автор - Каринэ Алекзандер-Татосьян

Поскольку автор не сможет отвечать на комментарии, она хотела бы подчеркнуть, что всё, о чем она рассказывает - ее личный опыт и впечатления, которые могут разительно отличаться от ваших. 

___

Если вам есть, что рассказать о системе образования вашей страны, можете написать мне на angelicasea21 (АТ) gmail.com

Экспаты об образовании - 1. Кипр

Цикл из 20+ историй "Экспаты о медицине"

Больше моих историй здесь или в Инстаграм 

Все мои новости в Телеграм-канале

А может быть, вы хотите стать генеральным спонсором путешествия в Чили?

Книга "В джунглях большого дэйтинга" уже на Литрес!