Все записи
14:37  /  3.09.19

1222просмотра

RYBAKOV PRIZE: новый уровень

+T -
Поделиться:

Общество ожидания умерло – что дальше?

Каждой исторической эпохе присущ свой набор особых социальных практик и инноваций. С их помощью общества-лидеры обеспечивают себе решающий структурный перевес над конкурентами. Со временем преследователи перенимают опыт, будь то создание университетов или международных корпораций, распространение конвейерного производства или венчурных фондов, – но лидеры внедряют новые подходы, сохраняя и наращивая отрыв.

Что теперь? В чем сегодня состоит рецепт, который гарантирует устойчивый перевес в конкурентной борьбе? Что обеспечивает феноменальную результативность одним обществам над другими?

 

Есть три фактора, которые определяют победителя.

 

Первый – скорость. Общественные среды меняются так быстро, как никогда ранее. Отличительная особенность времени, в котором мы живем. Компания Uber была основана в 2009 году. За десять лет она изменила такую консервативную отрасль как такси в десятках стран мира и вышла на капитализацию порядка 70 млрд долларов. За пять лет технология генного редактирования CRISPR-Cas9 прошла путь от первого успешного опытов над многоклеточными организмами до рождения детей с искусственно измененным геномом.

В системах с такой скоростью изменений прежние подходы теряют эффективность. Чего ждать от классического образования? За пять лет, что студент обучается в университете, происходят кардинальные технологические и управленческие сдвиги; меняются доминирующие общественно-политические акценты. Образование, которое раньше рассматривалось как надежный способ получения социальных преимуществ, оказывается сверхрасточительно с точки зрения такого невозвратного ресурса как время.

Старые способы обретения конкурентных преимуществ в такой изменчивой среде не работают. Их КПД, отношение ресурсы/результат слишком, низок.

Второй фактор – точность. Цифровизация и бигдата сделали возможной такую точность, адресность любого действия, которые были немыслимы еще 5-10 лет назад. Изменение контекстной рекламы в интернете в зависимости от последних поисковых запросов уже не только никого не пугает, но даже и не удивляет, а реклама магазинов и кафе в зависимости от ваших маршрутов перемещения просто не замечается на фоне избыточного информационного давления на человека.

Классическая реклама теряет свою привлекательность, а вместе с ней меняется и такой общественно важный сегмент экономики как масс-медиа. Нет, имиджевая реклама еще не умерла, но уже явно не она находится на острие внимания маркетологов и пиарщиков. Это ковровые бомбардировки, а не высокоточная гиперзвуковая ракета. Классическая реклама бьет по площадям. Стало быть, слишком ресурсоемка и неэффективна. И все дальше сдвигается в сторону провокации – чтобы хоть как-то сбалансировать затрачиваемые на себя ресурсы.

Наконец, фактор третий – мощность. Это классика в чистом виде. Чем больше мы можем мобилизовать ресурсов, тем сильней наши позиции. Чем больше людей и стран испытывают наше культурное влияние, тем весомей наши слова.

Мощность была, есть и будет, но к ней добавились скорость и точность. Изменилось качество того, что мы понимаем под мощностью. Мощность, сила, ресурсы, богатство, влияние – все эти проявления человеческой деятельности требуют все более искусного управления. Иначе мощность легко распыляется, а построенные на ее основе структуры рассыпаются.

 

Общество соучастия vs. общество ожидания

 

Так что же это за подход, который гарантирует победу в обстановке, когда ничего непонятно и все непредсказуемо?

Это формирование общества всеобщего социального творчества. Общество соучастия.

Вторая половина ХХ века прошла под знаменем формирования и роста общества всеобщего благосостояния. Однако кризисные явления, которые мы наблюдаем сегодня повсеместно, вызваны именно процессами распада этого общества.

Общество всеобщего благосостояния эволюционировало в общество потребления, а то в свою очередь – в общество ожидания. Общество ожидающих друг от друга того, что не может случиться.

В конкурентной борьбе общество ожидания обречено постоянно проигрывать обществу соучастия. По всем трем направлениям – скорости, точности и мощности общественного действия.

Как сформировать общество соучастия? Я изучил как это устроено в наиболее динамичных современных странах. В ядре такого общества располагает отрасль социального предпринимательства, отрасль деятельной филантропии.

Это зона, где описанные три фактора используются наиболее результативно. Где транзакционные издержки близки к нулю, а то и вовсе отрицательные – когда люди в социальном взаимодействии не тормозят друг друга, но ускоряют.

Это сфера, в которой действуют наиболее успешные люди в наиболее успешных странах. Из этого ядра практики и ценности распространяются по всему обществу, порождая общественную результативность принципиально иного уровня.

 

Главный вызов момента

 

Скорость, точность и мощность – эти три фактора порождают более высокую интенсивность взаимодействия людей между собой. Посмотрим, в чем ключ к каждому из них.

Итак, что такое скорость в социальных средах? Там, где живут и действуют люди. В семьях, на предприятиях, в городах, в университетах, в бизнесах…

Скорость равняется доверие.

Есть доверие – в обществе высокая скорость заключения сделок, создания альянсов, союзов, партнерств. Меньше доверия – все притормаживает. Мало доверия – все словно стоит.

Никакие инструменты (блокчейн и т.п.) не срабатывают. Механизмы-суррогаты или «надежные посредники» вроде банков или юристов, не решают проблему недостатка доверия. Без доверия они в конечном итоге лишь ведут к повышению транзакционных издержек.

Что такое точность в социальных средах? Точность равняется ценности.

Внятный набор разделяемых всеми людьми ценностей, позволяет в каждом деле добиваться невиданной точности совместного действия. Общие ценности – это основа взаимопонимания. Язык, на котором взаимное понимание выстраивается. Так создаются команды, которые показывают наилучший результат, которые способны к кратному росту Х10.

Нет общих разделяемых ценностей – люди промахиваются. Они не понимают друг друга. Разное наполнение одних и тех же слов – словно разные языки. А результат – потери времени, энергии, ресурсов.

Ценности – это навигационные поля, в которых ориентируются люди, реализуя свои любые замыслы, проекты, действия.

Наконец, что такое мощность в социальных средах? Мощность равняется вовлечение.

Мощность – классическое понятие, но в современном мире оно трансформировалось. Раньше мощность означало мобилизацию. Сегодня это вовлечение. Прежние методы массового убеждения и пропаганды потеряли эффективность. Мы привыкли работать через мощность. Это у нас всегда было. Но это уже не работает. Не работает само по себе – только в соединении с факторами скорости и точности.

Побеждают те, кто научился наилучшим образом – то есть, быстро и точно, – добиваться массового вовлечения людей в общественно важные проекты.

Как привнести в наше общество доверие и общие ценности – вот в чем состоит сегодня главный вызов.

 

 Более выгодный общественный фрейм

 

Я уверен, что каждый из нас хочет лучшее будущее для себя и своих детей. И что каждый из нас делает для этого все. Но почему тогда прогресс нашего общества столь незначителен в сравнении с нашими желаниями, и в сравнении с прогрессом других, более динамичных стран?

Возможно, есть какой-то ход, который поможет нам добиться большего прогресса?

Общество, которое живет как общество потребления, проигрывает, обществу, которое живет как общество соучастия.

Общество соучастия обладает фундаментальным, принципиальным структурным преимуществом перед обществом потребления.

В обществе потребления люди торгуют между собой, обмениваются – на этом их взаимодействие заканчивается. Например, школа – как поставщик образовательных услуг. Родители сдают детей в школу как в камеру хранения и ожидают, что школа выдаст им будущего Эйнштейна или Джобса.

Это подход общества с мощным потребительским фреймом «нам должны».

Общество потребления в пределе – это всегда общество ожиданий. Все, что ты можешь сделать – поискать другого поставщика товара и услуги.

У нас есть некие ожидания. Получаем товар или услугу и сравниваем с ожиданиями «совпадает – не совпадает». Не совпадает. Переходим к другому поставщику – от которого ожидаем того, чего хотим. И т.д.

Получается, как в широко известных демотиваторах про «АлиЭкспресс». Ждем одно, как на картинке, – но в жизни каждый раз получаем совсем другое.

Общество ожидания. Все, что мы делаем – ждем.

Наш выбор, наша свобода сводится к смене поставщика. А в случаях, когда имеется лишь один поставщик-монополист, единственное, что мы можем – накапливать по отношению к нему раздражение. Потому что мы не можем сменить поставщика, а вступать в содержательную коммуникацию не умеем и не хотим, не привыкли.

Мы не удовлетворены, но поменять не можем. Мы сидим и ждем. И злимся.

Общество ожидающих друг от друга того, что не может случиться.

Прекрасная питательная почва для различных дельцов и мошенников, которые единственное, что делают – обещают правильно поменять поставщика. Они эксплуатируют тот самый, наиболее развитый в обществе фрейм – фрейм ожидания.

Так мы проигрываем международную конкуренцию. Общество ожидания всегда проигрывает обществу соучастия.

Общество соучастия – это когда ты не ожидаешь чего-то от поставщика, а идешь к нему и во взаимодействии с поставщиком формируешь то, что ты в итоге получишь. В таком взаимодействии поставщик как минимум понимает, чего ты ждешь.

Например, так мы поступали и поступаем в «Технониколь». Когда нам нужно было определенное качество товара или сырья, мы шли к поставщику и выстраивали взаимодействие так, чтобы получить то, что нам нужно.

Мы не были согласны ждать – и поэтому «Технониколь» прогрессировал быстрее, чем многие компании вокруг.

 

Обрести структурное преимущество

 

Я изучил много стран, где развиты практики общественного соучастия. И сформулировал для себя простой принцип: успешные люди – успешные страны.

Чем занимаются самые успешные люди в самых успешных странах? Они занимаются социальным предпринимательством, филантропией. Причем все они подчеркивают, что действительно успешными они стали в тот момент, когда стали социальными предпринимателями. Когда стали заниматься общественными делами.

Именно эти люди и создают структурное преимущество успешных обществ. Это ядро, в котором благодаря доверию и общим ценностям предельно высокая скорость и точность действий. И это ядро умеет вовлекать людей в то, что они делают.

А главное – все вместе они формируют в обществе ту самую атмосферу соучастия. Этот навык, практики, привычка соучастия растекаются из этого ядра по всему обществу. Я был этой весной на Global Philanthropy Forum в Нью-Йорке, общался лично со многими знаменитыми филантропами и видел, как именно это работает. Общества, которые реализуют эти принципы, процветают.

Всего пять лет назад я был одним из очень успешных предпринимателей. Только предпринимателем. Но четыре года назад все изменилось: мы с моей супругой Екатериной создали «Рыбаков фонд», чтобы улучшать жизнь нашего общества. Мы видим свою цель в том, чтобы вовлекать людей в создание общественного блага.

 

Место встречи

 

Мы не ставим перед собой задачу изменить страну, общество, людей. Мы хотим сформировать в обществе тот самый более выгодный общественный фрейм соучастия. Не против, не вместо – а как возможность присоединиться для тех, кто разделяет наши ценности и доверяет нам.

Это еще одна возможность – выбирает каждый сам.

Это определяет основные направления моей общественной деятельности. Например, «Эквиум» – сообщество предпринимателей c большим социальным вкладом. Или «Преактум» – некоммерческая программа развития предпринимательства среди молодежи. Или «PRO Женщин» – сообщество, в котором женщины помогают друг другу развиваться.

Наконец, один из фокусов нашей деятельность – образование. В 2019 году мы с Екатериной учредили ежегодную премию в 1 млн долларов за самый вдохновляющий пример реализованного проекта, утверждающего школу в роли центра социума.

Цель премии: распространить идею формирования социума своими руками и показать ролевые модели деятелей, воплощающих эту идею. Номинировать претендентов на премию RYBAKOV PRIZE смогут ассоциации или сообщества, объединяющие лидеров мнений, предпринимателей, педагогов и руководителей образовательных учреждений, выпускников и школьников.

Формировать общество соучастия выгодно. Меня увлекает это амбициозное занятие – создать общество соучастия в особо крупных размерах. Сообщество большего процветания и самореализации человека. Присоединяйся!