Все записи
18:40  /  28.05.20

Страхи великих художников

+T -
Поделиться:

Великие художники, как и мы с вами, боялись эпидемий, разорения и смерти. Но если мы выплескиваем переживания в соцсети, то они — на холст. Творчество помогало живописцам бороться с тревогами, а зрителям их картин — преодолевать трудности.Сегодня расскажем о страхах художников и о том, как эти переживания отразились на их работах. А на онлайн-курсе «О чём молчат картины» подробно изучим творчество 23 известных художников и сделаем так, чтобы музейные экспонаты заговорили голосами авторов. Успейте присоединиться к курсу до 7 июля со скидкой 20% по промокоду snob20!

Мунк: страх тени

«Я пугаюсь собственной тени... Зажигая лампу, я внезапно вижу свою огромную тень, покрывающую полстены и доходящую до потолка. В большом зеркале над камином я вижу себя — это лицо призрака. И я провожу время в обществе покойников — матери, сестры, дедушки и отца, больше всего с Отцом. Воспоминания возвращаются ко мне», — писал Мунк.

Свою фобию художник переносил на полотна и с её помощью создавал настоящие шедевры. Тень на его картинах часто связана с ощущением страха и дурных предчувствий. Например, на картине «Созревание» зловещее тёмное пятно контрастирует с хрупким телом натурщицы, за счёт чего появляется ощущение тревоги и нависшей над девушкой угрозы.

Матисс: страх ослепнуть

Из-за этого страха в 1918 году Анри Матисс, на тот момент уже всемирно известный художник, стал учиться играть на скрипке. «Я боюсь потерять зрение и возможность писать. Если я ослепну, мне придется бросить живопись, но не музыку», — объяснял он своей жене Амели.

Cтрах, впрочем, не только подарил Матиссу новое умение, но и хорошо сказался на творчестве художника. Скрипка с тех пор стала появляться и на его картинах. Например, в работе «Интерьер с футляром от скрипки» 1919 года мы видим чехол от музыкального инструмента. Внутренняя обивка перекликается с лазурным небом за окном, а весь футляр кажется ракушкой на берегу моря.

Ван Гог: страх боли и страданий

Пшеничное поле с воронами, 1890

С мая 1889 по май 1890 года Ван Гог жил на юго-востоке Франции в коммуне Сен-Реми-де-Прованс. Там он лечился от эпилептических припадков и писал брату Тео, что боится «страданий и мук».

«Боюсь больше, чем следует, и, быть может, именно эта трусость сейчас заставляет меня есть за двоих, много работать, поменьше встречаться с другими пациентами из-за боязни рецидива, в то время как раньше у меня не было желания поправиться. Одним словом, в настоящий момент я пытаюсь выздороветь, как человек, который пробовал утопиться, но, найдя, что вода слишком холодна, пытается выбраться на берег».

Этот страх пробудил в художнике желание вновь обрести себя и повлиял на манеру письма. В его работах появилось много ярких жизнеутверждающих тонов: жёлтых, синих и зелёных. Манера письма тоже изменилась: из мазков стали складываться линии: «упругие и волевые», как характеризовал их сам Ван Гог.

Фрида Кало: страх смерти

Раненый олень, 1946

17 сентября 1925 года Фрида села в битком набитый автобус, который столкнулся с трамваем. Художница получила множественные переломы, а железный прут прошил ей живот и таз. С тех пор темы смерти и страдания, характерные для мексиканской культуры, стали важными и личными и для Фриды. От принятия смерти в ранних работах она прошла путь до страха перед ней.Это видно на её позднем автопортрете «Раненый олень». Пейзаж говорит о чувстве страха и отчаяния — деревья сухие, без листьев, кора потрескалась. Сломанная ветка лежит прямо перед Фридой, что перекликается с мексиканской традицией класть ветку дерева на могилу. Живопись примиряла художницу с реальностью: «Я не больна, я разбита. Но я счастлива, что жива, пока я могу рисовать».

Экспрессионисты: страх окружающего мира

Макс Бекман. Ночь, 1918

После поражения Германии в Первой мировой в стране зародилась вторая волна экспрессионизма. Художники пытались осмыслить последствия катастрофы и боялись неопределенности, которой наполнились их жизни после войны.Мотивы ужаса и страха стали центральными на их картинах. Например, они отражаются в самой известной работе этого периода, картине «Ночь» Макса Бекмана 1918 года. Сюжет картины — нападение бандитов на семью, но работа выходит за рамки социально-бытовой истории. Часто в картине видят предчувствие того, какой будет Германия при нацистах.

«О, если бы я снова мог писать. Живопись — инструмент, без которого я долго бы не прожил. Всякий раз, когда я думаю о сером, зелёном или белом, меня бросает в дрожь от страстного желания [рисовать]. Хоть бы эта война закончилась и я снова мог писать», — говорил Макс Бекман в годы Первой мировой войны.

Онлайн-курс «О чём молчат картины» 

Старт курса 7 июля!

Шагал, Боттичелли, Климт, Микеланджело… Их имена знают все, их картины печатают на футболках и магнитах. Они на слуху и очень популярны, но не потерялся ли в их работах более глубокий смысл?На курсе из 23 занятий поговорим о самых известных художниках и по-новому посмотрим на их картины: так, чтобы ценность каждого шедевра стала очевидной. Одна лекция — один художник, и его творчество через призму личности и эпохи. Успейте записаться со скидкой 20% по промокоду snob20!