Все записи
19:45  /  2.06.20

«Гражданин Кейн»: энциклопедия киноприёмов

+T -
Поделиться:

Фильму почти 80 лет, но режиссёры и зрители до сих пор используют его как пособие по «прокачке» кинозрения.

Сегодня узнаем, почему эта лента стала учебником по кино. Посмотрим на фильм с трёх точек зрения: драматурга, режиссёра и монтажёра.

На онлайн-курсе «Как смотреть кино» глубже погрузимся в изучение кинематографа. Присоединяйтесь к курсу со скидкой 20% промокоду snob20.

Взгляд драматурга

В центре сюжета — история жизни медиамагната Чарльза Фостера Кейна, которого сыграл сам режиссёр. Прототип героя — король жёлтой прессы Уильям Рэндольф Хёрст, который пришел от этого фильма в бешенство. «Гражданин Кейн» мог бы стать обычной псевдодокументальной драмой, но режиссёру это было не интересно.

Он отказался от хронологии: фильм начинается со смерти магната. Изначально Уэллс хотел показать это событие глазами разных героев, но передумал. Вместо этого он показывает разные взгляды не на смерть Кейна, а на героя в целом.

В начале фильма информация о герое даётся в формате теленовостей, а вся лента пронизана флешбэками — приёмом, закрепившимся в кино именно после «Гражданина Кейна».

Этот подход позволил Уэллсу переключать жанры: перед вами то псевдодокументальный фильм, то сюрреалистические эксперименты, то сатирическая драма.

Взгляд режиссёра

Орсон Уэллс много работал в театре, и это повлияло на построение кадра.

Режиссёр использует глубокую мизансцену: объекты и на переднем, и на заднем планах находятся в фокусе; показательный пример — кадр, где главный герой играет на заднем плане в снежки, пока взрослые на переднем решают его судьбу.

Средняя длина кадра в фильме — 12,7 секунд, а некоторые достигают двух минут. Это высокие показатели для того времени.

Также в «Гражданине Кейне» отразились традиции немецкого экспрессионизма и советского авангарда. От первого позаимствован полумрак: лица актёров скрывают тени, и линии света прорезают темноту. От второго — ракурсная съёмка, искажающая пропорции объектов. В фильме много кадров, снятых с нижней точки, благодаря чему образы обретают давящий и даже пугающий масштаб.

Взгляд монтажёра

Уэллс так спланировал съемки, что на этапе монтажа лишних сцен почти не оказалось. Режиссёр признавался: «вырезать было нечего», потому что каждый кадр создавался с осознанием того, что он войдёт в финальную версию.

Монтажёр Роберт Уайз рассказывал, что самой сложной во всей картине была сцена завтрака. В ней авторы показывают несколько лет супружеской жизни героев за две минуты: пара разговаривает за обеденным столом, а с помощью монтажа кадров, в которых меняются интерьер, грим и костюмы, создаётся эффект пролетающего времени.

Онлайн-курс «Как смотреть кино»

Как смотреть фильмы и видеть больше, чем обычный зритель? Для этого нужно разобраться в законах и принципах кино. А заодно научиться получать больше удовольствия и аргументированно выражать свое мнение. На онлайн-курсе из 8 вебинаров расскажем, из каких элементов складывается кино. Научимся не просто следить за сюжетом фильма, а узнавать киноприёмы и извлекать смыслы, заложенные режиссёром. Присоединяйтесь со скидкой 20% по промокоду snob20.

Старт — 9 июня