Все записи
17:25  /  28.01.20

678просмотров

Бедный ФЗ-131

+T -
Поделиться:

Почти тринадцать лет назад Вячеслав Глазычев, один из самых выдающихся интеллектуалов-общественников за всю историю Российской Федерации, говоря о муниципальной реформе, отмечал, что перераспределение структуры бюджетных отношений для укрепления влияния муниципальных образований – это первоочередная, критическая мера. Дебаты того времени о муниципальной реформе, так же как и принятые меры, к сожалению, не привели в итоге к существенному улучшению состояния муниципалитетов. Несколько лет спустя, влияние муниципалитетов значительно увеличилось, особенно после введения муниципального фильтра, сбора подписей муниципальных депутатов, необходимого для выдвижения кандидата в губернаторы. Парадоксальным образом эта власть не конвертировалась в дополнительные ресурсы.

Так что неудивительно, что в конце концов 131-ФЗ за время своей работы породил свою управленческую культуру – культуру муниципальных служащих, в которой уже годы самовоспроизводится культура бедности. Ну, как бедности? Человек энергичный и не обремененный моралью в принципе сможет заработать и там, но с чрезвычайно большими рисками. Однако речь идет о личном обогащении, а не об обогащении населения. Культура бедности, как правило, плодит апатию и некомпетентность. Неудивительно и то, что те, кто не может себе позволить рисковать, и те, кто видит себя в первую очередь в большой политике не заинтересованы в участии в политике муниципальной.

В большинстве регионов, кроме Москвы, работа в муниципальных органах власти – это своего рода служение, причем с довольно слабой отдачей. Теоретически, принципиально несогласные с политикой властей и при этом ответственные граждане могли бы как-то компенсировать слабости муниципальной политики.  Но времена, когда оппозиционеры ходили в народ уже больше ста лет как прошли, с коррупционерами вроде как борются, так что на муниципальном уровне начинается кадровый голод. В тг-каналах пишут, что в Томской области не могут найти глав районов, что в Красноярском крае не могут найти мэра. Это только сейчас, но подобные сообщения появлялись и раньше, и потом тоже будут появляться. В принципе, это почти кризис. Который усугубляется все возрастающей ответственностью муниципалитетов в работе по реализации нацпроектов.

В качестве ответа этот кризис на данный момент предложены поправки в Конституцию, так называемые «принципы единой системы публичной власти». Содержательно предложенные поправки пока непрозрачны. Но представляется, что они будут состоять в перераспределении денежных средств в пользу муниципалитетов, но сами муниципалитеты будут встроены в общую систему. На данный момент местное самоуправление в систему органов госвласти не входит. Таким образом политические права не ущемляются, а финансовые возможности при реализации нацпроектов возрастают. Вероятно, будут разрешены стандартные проблемные ситуации, когда органы местного самоуправления из-за неразработанности механизма не могли получить дополнительные средства. Таким образом, денег на муниципальном уровне станет больше, что является конвенциональным социальным благом ещё со времен Глазычева. Но что руководство страны будет делать с муниципальной управленческой культурой? Вопрос пока открытый.