Все записи
11:57  /  18.04.19

1452просмотра

У каждого дела запах особый…

+T -
Поделиться:

- Я уже третий день подряд просыпаюсь, как по расписанию в 3.40.

- ???

- Астма. Начинаю задыхаться.

- Как в прошлом году?

- Хуже.

Это моя ученица. Очередная умница и красавица, замечательный человек. 

Астма у нее была в раннем детстве, а потом благополучно прошла, но в прошлом году перед выпускными экзаменами в 9-м классе возобновилась. В прошлом году все обошлось, а вот теперь снова.

 

NN в прошлом году сдала экзамены успешно и поступила в медицинский колледж. Химию и биологию она начала учить уже в 9-м классе, нацеливаясь на медицину. В дальнейшем она планирует поступить на обучение в Финляндию и стать настоящим врачом, причем со специализацией в спорте. Спорт – это не случайно. По семейной легенде, однажды скромная и послушная NNвернулась домой с очередного урока по музыке, швырнула свой саксофон и сказала, что больше туда не пойдет, потому что музыку ненавидит и хочет заниматься спортом. И она действительно бросила саксофон и встала на лыжи, причем вскоре взяла винтовку в руки. Нет, не чтобы отстреливать саксофонистов, а потому что стала заниматься биатлоном. Помимо того что она получает большое удовольствие от тренировок, она еще и стала делать успехи как спортсменка. Конечно, на Олимпийские игры пока не зовут, но потенциал есть. Стали появляться планы, связанные со спортивной карьерой, но вот как-то в 9-м классе все переключилось на медицину.

В сентябре все было отлично: пары по анатомии, латынь, дополнительные курсы по скорой помощи, казалось, что NNсделала правильный выбор. Вот только лейтмотивом звучала фраза: «Не хватает времени на тренировки…» Учиться непросто, сложно дается и химия, и биология, а за счет того, что совсем не остается времени на тренировки, то и радости в жизни заметно поубавилось. Только пару раз за последние полгода она приходила ко мне по-настоящему счастливой: после того, как тренировалась в воскресенье рано утром и один раз после соревнований. «Понимаете, это такое счастье, такой драйв: когда ты бежишь!»

 

Сейчас у NNдолг по профильному предмету, надо срочно сдавать, чтобы закрыть триместр, а еще и преподаватель, как на зло, заболел. Родители ее отругали, что, мол, сама дотянула до последнего. Вкратце это выслушав, спрашиваю аккуратно:

- А ты знаешь, что астма – это психосоматическое заболевание?

- Да, знаю.

- Так может, тебе попробовать как-то справиться с тревогой? Наверное, она связана с твоей учебой.

- Наверное.

- Ну давай представим, что самое страшное может произойти? Ну, допустим, тебя выгонят из колледжа… (Я тут уже приготовила свою спасительную схему для этого если, но ответ NN, ее сделал бесполезной).

- Честно говоря, я уже сама этого хочу и была бы рада только.

 - ???

- Я понимаю, что это не мое, мне неинтересно. Я хочу заниматься спортом, а из-за учебы у меня совсем нет времени. 

- А мама знает? 

- Я даже боюсь представить, чтобы я ей об этом сказала.

- Папа?

- Тоже. Они думают, что я врач будущий. Мама сказала, что выносливость – это не наше качество, а тренер – это не профессия. 

- А твой тренер?

- Говорит, что есть все шансы добиться успеха, если работать.

 

 

Чем закончится эта история – не знаю. Но искренне надеюсь, что благополучно.  А ведь таких историй у меня в копилке много. Это истории о том, как родители пытаются выбрать своему ребенку будущее (и настоящее). И не секрет, что здесь нередко играют роль свой личный опыт, и предпринимается попытка что-то исправить и восполнить при помощи чужой (пусть и такой родной) жизни.  У меня сейчас есть ученица, мама которой мечтала, чтобы дочь училась на врача в Америке. NNездила в Штаты, учила язык, а в последний год встала на дыбы и ехать туда отказалась, в Европу тоже отказалась, кое-как договорились на медицинском в Петербурге. А вот и еще одна моя ученица, готовившаяся стать стюардессой, внезапно сказала, что мама сказала, что было бы хорошо, если она станет врачом. Якобы им платят хорошо.

 

Кстати, интерес к медицине как к престижной профессии тоже заслуживает особого разговора, но пока не об этом. Вот согласно последнему опросу ВЦИОМа от 11 апреля, почти половина россиян (47%) не работают по профессии, а еще треть (28%) даже и не пыталась. Честно говоря, я за этими опросами не слежу, поэтому узнала эти сведения от друга, у которого дочка-выпускница и разговаривали мы именно о том, куда его ребенок собирается поступать.

 

- Понимаешь, человек еще не созрел, а надо выбрать дело всей жизни!

 

И вот меня от этой фразы аж передернуло, а почему обязательно «всей жизни»? Это что клеймо что ли? Почему надо обязательно работать «по профессии» всю жизнь? И почему в нашей стране несовпадение надписи в дипломе и в трудовой книжке расценивается как какой-то первородный (юношеский, видимо) грех? Да и о какой профессии можно говорить в наше время, когда приставки «интер» и «меж» - становятся самыми востребованными. Одни профессии моментально исчезают на наших глазах, благодаря развитию технологий, другие появляются по той же причине.  И технологии – это только один из факторов, а их масса.

Почему вообще в стране, где так любят революции, есть это гипетрофированное стремление к «прочности» и «основательности»? Жилье – свое (аренда – плохо)! профессия - на всю жизнь! супружество – до гробовой доски (даже если первое и стало причиной второго)!

 

А может, как раз из-за нестабильности социальной жизни, так хочется стабильности в личной? Чтобы прямо гвоздями и прочными досками всё, как у Собакевича! 

 

На днях мне однокурсница предложила заняться урбанистикой и писать про городское пространство. Она сама уже в этом неплохо разбирается. И да – мы знакомы по филфаку. Моя соседка – профессиональный политолог, которая занимается IT,  другая закончила факультет философии и даже защитила кандидатскую степень по постмодернистской философии. И замечательно устроилась в транспортной компании. Замечательно значит в данном случае то, что она хорошо зарабатывает, при этом не чувствуя того, что занимается не «своим» делом (или наоборот, что не занимается «своим»).

 

Кстати, мой товарищ, тот, что с дочкой выпускницей, тоже столкнулся с проблемой выбора. Его дочь с десяти лет посещала биологический кружок с специализацией в области палеонтологии, делала успехи, ездила в экспедиции, брала призовые места на олимпиадах, но выбирать связанную с естественными науками профессию напрочь отказалась. Чем просто ошарашила своих родителей. И диплом художественной школы ей тоже не пригодился. В результате поступать будут туда, куда подошли по выбранным предметам: история и общество, а профессия «какая-то, связанная с людьми». Родители в данном случае решили не давить на ребенка, а предоставить полную свободу выбора. 

 

Дней десять назад я была на конференции, посвященной роли образования сегодня. И чего там только не обсуждалось, какие только функции, цели, задачи у образования не выделялись, и слово «профессия», кажется, даже не произносилось. Но если нет профессии то, что остается?

Образование, навыки, социальные связи, способ зарабатывания денег? Сложный вопрос. 

Точно должно здесь быть, по-моему, слово «самореализация». А она невозможна без эмоциональной привязки. Да, звучит банально, но тем не менее не устаревающе: надо любить то, чем ты занимаешься. 

 

Мне повезло, я занимаюсь тем, что люблю и это совпадает с тем, что меня кормит. Наверное, это и есть счастье? И да, и нет. 

 

Я думаю, что я обязательно должна уйти и попробовать себя еще где-то, причем не единожды. Многому еще научиться, что-то освоить с нуля, где-то оказаться совсем неопытной – это и есть жизнь, это и есть развитие. Поэтому и кажется, что эта история с выбором места учебы чересчур раздута всеми участниками этого социального действа. Родителями, которые считают, что выбирают для ребенка «дело на всю жизнь», подростками, которые думают, как родители и их бросает то в жар, то в холод (в астму), образовательными учреждениями, которые по-прежнему очень консервативны и не успевают за временем, поэтому и кажутся не образовательным процессом, а стремлением «к корочке», которая ярмом повиснет на твоей шее.